Урок русского языка по теме "Обстоятельство" 5 класс ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Тарабрина Ольга Александровна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обстоятельство". ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obstoyatelstvo.docx76.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа села Парфеново

Урок русского языка по теме:

 «Обстоятельство»

5 класс. ФГОС

Учитель: Тарабрина О.А.

1-я квалификационная категория

2015 год.

Тема урока «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО»

Цель деятельности
учителя

Систематизировать имеющиеся знания об обстоятельстве, дать представление о сравнительном обороте

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие обстоятельство; уметь находить в тексте обстоятельства, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Ээкран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Обстоятельство

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Хочу вам рассказать одну притчу.

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжелую дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» (Слайд)

Ребята, как вы думаете, что мог сказать мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не бойтесь ошибиться».(Слайд)

? С каким советом мудреца вы бы не согласились?

? А хотите узнать моё мнение?

! Я предлагаю принять во внимание все советы мудреца, потому что они помогут нам решить проблемные вопросы урока.

*  Ребята, в течение урока вы будете оценивать свою деятельность по следующему алгоритму (Слайд)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге.

Задание выполнено точно

+ (плюс)

Задание выполнено частично, есть вопросы

? (знак вопроса)

Задание не выполнено

- (минус)

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

2. Актуализация
и пробное учебное действие

3. Выявление места
и причины затруднения

- Ребята, продолжите фразу «Прежде чем изучить новое, надо … (повторить изученное, старое)»

*  С какого способа надо начать повторение? /теоретического/

                  // Как, не повторив теории,  выполнять практические задания?//  

                                 

  1.  - Начнём с теоретического. Ребята, на прошлых уроках вы изучали главные и второстепенные члены предложения. Дома вы подготовили вопросы. Сейчас вы поработаете в парах и зададите ваши вопросы друг другу.

//Ученики задают подготовленные вопросы друг другу, работают в парах.

Вопросы классу.

          - Что такое грамматическая основа предложения?

          - Что называется подлежащим?

          - Что такое сказуемое?

          - Какие второстепенные члены мы изучили?

          -Что такое дополнение?

          -Что такое определение?

.  А теперь практический способ. Выполняем

* Прочитайте текст. Выполните разбор предложения по членам (Найдите подлежащее, сказуемое, дополнение, определение).

             У каждого ряда своё предложение.  По 1 ученику от ряда работают у доски ИЛИ 1 ученик от ряда комментирует выполнение задания.

     Стоят последние дни поздней осени.

1) На синем небе висят белые облака.

2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.

 

* Проверьте себя по эталону (Слайд)

1) На синем небе висят  белые   облака.

                                                                               

2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.

3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов.

                                                                                                           - - - - - - - - -

Предлагаю вам разгадать кроссворд, работая в группах,  определить ключевое слово сегодняшнего урока.
(
Слайд)

Карточки с кроссвордом раздаются обучающимся.

Получается слово Обстоятельство.

Работа в парах.

Отвечают
на вопросы, выполняют упражнения.

Индивидуальная, групповая

Отвечают на вопросы, кроссворда, формулируют тему урока.

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.
 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции

Первичное закрепление знаний.

Физ. минутка

3. Построение плана выхода из затруднения (определение темы, постановка целей урока)

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

     Спланируем нашу дальнейшую работу.    (Слайд)         Распечатать

1 группа. п.18.

1. Что такое обстоятельство?

2.  На какие вопросы отвечает?

3.  Как подчеркивается?

4.Какими частями речи может быть выражен?

5. Для чего служит в нашей речи?

2 группа. п.18.

Алгоритм нахождения обстоятельства в предложении.

3 группа.п.178

Рассказать об основных видах обстоятельства.

7. Первичное закрепление.

 ? Каков следующий шаг нашей работы?

//Необходимо закрепить полученные знания//      

Распределительный диктант.        

Пользуясь алгоритмом  запишите обстоятельства в две колонки: в первую-выраженные с предлогами, во вторую - выраженные  наречиями.

  1. Хохлатые дятлы

На ёлках стучат.

В зубах барсучиха

Несёт барсучат.

2).И утренним воздухом

Дышат они.

Заснут на припёке –

 проснутся в тени.

3)Лежат барсучата

На солнце, ворчат.

Домой барсучиха

Несёт барсучат.

4).-Это что?

-Это цирк шапито!-

Интересно!

Интересно!

Все хотят сюда попасть!

Шумно,

Весело и тесно –

Негде яблоку упасть!

Самопроверка по слайду.

Отвечают на вопросы, кроссворда, формулируют тему урока.

Формулируют цель урока Отвечают на вопросы.

Коллективная работа.

Работа с текстом. Распределительный диктант.

Взаимопроверка.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Коммуникативные (умение работать  в парах)

Закрепление изученного материала

Объяснительный диктант.

Запишите текст. Подчеркните все члены предложения.

 Через наш большой лес проводят шоссе. Сейчас лес вырубили коридором. Остались две зелёные стены леса. Рабочие увезли крупные деревья, а мелкий хворост собрали в кучи.

Подведение итогов работы.

 Рефлексия.

Продолжи предложения.

  1. «Три второстепенных предложения - ………»
  2. «Определение отвечает на вопрос…………»
  3. «Дополнение подчёркивают………..»
  4. «Обстоятельством чаще всего бывают следующие части речи……….»

Записывают предложения под диктовку , подчёркивают грамматические основы предложений.

Выполняют самостоятельную работу 

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.

Подведение итогов работы.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок деятельности.

  * Подведём итог.  

?   Чему был посвящён урок?    

? Какие затруднения вы испытали?

  * Оцените свою работу на уроке

Учащихся оценивают свои знания

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

П.18 1 группа по упр.268 написать изложение.

2 группа упр.268.Озаглавить текст. Списать. Разобрать по членам предложения. Определить виды обстоятельств.

3 группа. упр.268. Списать текст. Разобрать по членам предложения.

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстами разного вида на уроке русского языка в 5 классе (ФГОС)

Учитель: Шалдыбина Марианна ВладимировнаКласс: 5УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011Ра...

Урок русского языка в 5 классе ФГОС

Конспект урока по теме "Буквы з и с на конце приставок"...

Урок русского языка в 5 классе ФГОС

демонстрационные слайды к уроку русского языка...

календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (ФГОС Бунеев)

календарно-тематическое планирование уроков русского языка (5 класс ФГОС Бунеев)...

презентация к уроку русского языка в 5 классе фгос Антонимы

Урок усвоения новых знаний. Диалог культур. Антонимы в русских и тувинских пословицах...

"Разносклоняемые имена существительные" - урок русского языка в 6 классе ФГОС

Первый урок по теме "Разносклоняемые имена существительные"...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе (ФГОС ООО)

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Гласные в приставках -пре, -при"...