Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: Хочу вам рассказать одну притчу. «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжелую дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» (Слайд)
Ребята, как вы думаете, что мог сказать мудрец? (Ответы детей.) А вот слова старца: «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? Во-первых, сама жизнь. Во-вторых, не спешите. В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. В-пятых, не жалейте сил и энергии. И просто-напросто не бойтесь ошибиться».(Слайд)
? С каким советом мудреца вы бы не согласились? ? А хотите узнать моё мнение?
! Я предлагаю принять во внимание все советы мудреца, потому что они помогут нам решить проблемные вопросы урока. * Ребята, в течение урока вы будете оценивать свою деятельность по следующему алгоритму (Слайд) |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге.
Задание выполнено точно | + (плюс) | Задание выполнено частично, есть вопросы | ? (знак вопроса) | Задание не выполнено | - (минус) |
| Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
|
2. Актуализация и пробное учебное действие
3. Выявление места и причины затруднения
| - Ребята, продолжите фразу «Прежде чем изучить новое, надо … (повторить изученное, старое)»
* С какого способа надо начать повторение? /теоретического/ // Как, не повторив теории, выполнять практические задания?// 1. - Начнём с теоретического. Ребята, на прошлых уроках вы изучали главные и второстепенные члены предложения. Дома вы подготовили вопросы. Сейчас вы поработаете в парах и зададите ваши вопросы друг другу. //Ученики задают подготовленные вопросы друг другу, работают в парах. Вопросы классу. - Что такое грамматическая основа предложения? - Что называется подлежащим? - Что такое сказуемое? - Какие второстепенные члены мы изучили? -Что такое дополнение? -Что такое определение? . А теперь практический способ. Выполняем * Прочитайте текст. Выполните разбор предложения по членам (Найдите подлежащее, сказуемое, дополнение, определение). У каждого ряда своё предложение. По 1 ученику от ряда работают у доски ИЛИ 1 ученик от ряда комментирует выполнение задания.
Стоят последние дни поздней осени. 1) На синем небе висят белые облака. 2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. 3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов. * Проверьте себя по эталону (Слайд)
1) На синем небе висят белые облака. 2) В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины.
3) На высокой ели уселась стайка чёрных дроздов. - - - - - - - - - Предлагаю вам разгадать кроссворд, работая в группах, определить ключевое слово сегодняшнего урока. (Слайд) Карточки с кроссвордом раздаются обучающимся. Получается слово Обстоятельство. |
Работа в парах.
Отвечают на вопросы, выполняют упражнения.
Индивидуальная, групповая
Отвечают на вопросы, кроссворда, формулируют тему урока. Формулируют цель урока |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции
|
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка | 3. Построение плана выхода из затруднения (определение темы, постановка целей урока)
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Спланируем нашу дальнейшую работу. (Слайд) Распечатать 1 группа. п.18. 1. Что такое обстоятельство? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Как подчеркивается? 4.Какими частями речи может быть выражен? 5. Для чего служит в нашей речи? 2 группа. п.18. Алгоритм нахождения обстоятельства в предложении. 3 группа.п.178 Рассказать об основных видах обстоятельства. 7. Первичное закрепление. ? Каков следующий шаг нашей работы? //Необходимо закрепить полученные знания// Распределительный диктант. Пользуясь алгоритмом запишите обстоятельства в две колонки: в первую-выраженные с предлогами, во вторую - выраженные наречиями. - Хохлатые дятлы
На ёлках стучат. В зубах барсучиха Несёт барсучат. 2).И утренним воздухом Дышат они. Заснут на припёке – проснутся в тени. 3)Лежат барсучата На солнце, ворчат. Домой барсучиха Несёт барсучат. 4).-Это что? -Это цирк шапито!- Интересно! Интересно! Все хотят сюда попасть! Шумно, Весело и тесно – Негде яблоку упасть!
Самопроверка по слайду. | Отвечают на вопросы, кроссворда, формулируют тему урока. Формулируют цель урока Отвечают на вопросы.
Коллективная работа.
Работа с текстом. Распределительный диктант.
Взаимопроверка.
| Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).
Коммуникативные (умение работать в парах) |
Закрепление изученного материала
| Объяснительный диктант. Запишите текст. Подчеркните все члены предложения. Через наш большой лес проводят шоссе. Сейчас лес вырубили коридором. Остались две зелёные стены леса. Рабочие увезли крупные деревья, а мелкий хворост собрали в кучи. Подведение итогов работы. Рефлексия. Продолжи предложения. - «Три второстепенных предложения - ………»
- «Определение отвечает на вопрос…………»
- «Дополнение подчёркивают………..»
- «Обстоятельством чаще всего бывают следующие части речи……….»
| Записывают предложения под диктовку , подчёркивают грамматические основы предложений.
Выполняют самостоятельную работу |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Рефлексия деятельности.
| Подведение итогов работы. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок деятельности. * Подведём итог. ? Чему был посвящён урок? ? Какие затруднения вы испытали? * Оцените свою работу на уроке |
Учащихся оценивают свои знания
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |