урок в 5 классе по теме "Диалектные, профессиональные слова"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Большое количество текстов, заданий, примеров, которые можно использовать на уроках в 5 классе, посвященных большой теме "Лексика" (подтема: проф. и диалектные слова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_dialektizmy_i_professionalizmy.docx | 318.63 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 10, ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»: ДИАЛЕКТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА
Материал для урока. Диалектизмы.(+презентация)
- Теория
Люди в старину ездили мало, часто человек ни на один день не покидал города или деревни, где родился.
Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие, понятные каждому человеку на Руси, а были местные, их знали понимали жители одного края, одной области.
- А зачем изучать то, что не является литературным языком?
Вывод: народные говоры - свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, пищи, орудий труда, традиционной одежды.
Какое красивое слово «Присады»! Что значит по-русски «Деревья вдоль сельской дороги». Какие неисчислимые вклады скрывает Славянский колодец глубокий. Слова берегите – они самоцветы, они самокаты, они самоходы, они самобеги всегда и вовеки. (О.Шестинский) | А. Яшин “Родные слова”. Родные, знакомые с детства слова |
- Сказка бабушки о кошке с котятами и Бабе Яге
Представьте себе, что вы приехали в гости к бабушке, которая живет в деревне. Наступил вечер, и зазвучала сказка
Жила-была кыцанька. У нее было две манюшки. Она каждый день ходила на дровосек, мать-то их, им пекла шанюшки. Говорит она манюшкам: «Как я уйду дровцыcечь. Так вы дверь держите крепче и сами не спите. Крепче замыкайтесь! Как Егибовна к вам будет подходить, так она вам будет петь толстым голосом, а я как буду подходить, так я вам буду петь тонким голосом. Как мне, так открывайте, а Егибоване не открывайте. Как Егибовна будет петь: «Куда ваша маменька пошла да в каку дороженьку», а вы скажите Егибовне, что влево ушла, а я вправо уйду, а то она меня съест».
Она и ушла дровцы сечь, вправу дорожку.
Приходит Егибовна и кричит « Ба-а-а, кыцаньки, ба-а, маленьки, откройте воротица, я ваша маменька, вы мои деточки, откройте воротица!» А манюшки и говорят: «Слышим, слышим не маминькин голосочек!» Она тогда: « Куда ваша маменька ушла?» Они говорят: « В левую дорожечку, дровцы сечь!»
И поехала Егибовна на железной ступе в лес, с железным крюком, и хвощет лес-то. Да и говорит: «Съем кыцаньку, съем серебрянку!
- О словаре Даля
А) Как зарождался.
По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.
Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
— Замолаживает…
— То есть как «замолаживает»?— мичман смотрит недоумённо.
— Пасмурнеет,— коротко объясняет ямщик.— К теплу.
Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:
«Замолаживать — иначе пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку2. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.
(По М. Булатову и В. Порудоминскому.)
Б)
С. Маршак «Словарь» Усердней с каждым днем гляжу в словарь. | Толковый словарь живого великорусского языка. В словарь В.И.Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значения слов. Даль работал над словарем 47 лет. В нем, кроме слов литературного языка, собраны многие слова местных наречий, говоров (диалектов). Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык |
- Путешествие по России (о ветре)
А)Вот мы оказались в Псковской области. Жители говорят, что погода ненастная, северик будет дуть еще несколько недель. А вот мы с вами уже на Байкале, там тоже неспокойно, который день не унимается баргузин. А что происходит на Дунае!!! Жители оделись потеплее, там тоже непогода! Белозер который день не унимается.
Ребята, вы догадались, какое погодное явление мы встретили во всех областях? (ветер)
Какой дует ветер?
Б)В жизни1 северного крестьянина-помора — землепашца и морехода, охотника и плотогона — ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный север приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний сиверко, гонит рыбачьи лодки, возвращающиеся с промысла на Мурмане, к родным беломорским берегам.
Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: север (северный), летник (южный), запад (западный), всток (восточный), глубник (северо-западный), шелоник (юго-западный) полуночник (северо-восточный), обедник (юго-восточный).
Русские неродные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.
В говорах северного наречия употребляются одни диалектные слова, например: крыга — «льдина», подпахать — «подмести», баской — «красивый»; в говорах южного наречия — другие, например: кочет — «петух», гребовать — «брезговать», рахманный — «никудышный».
Диалектные слова дают возможность писателям правдивее изобразить действительность, указать на время и место действия.
Диалекты могут раскрыть характеры героев, их речь.
В литературный язык из диалектов вошли такие слова, как филин, ухват, заслонка, туес и другие.
- Если диалектные слова не входят в состав литературного языка, если это слова необщеупотребительной лексики, с какой же целью они употребляются в художественной литературе? (отрывки из стихотворения Н. А. Некрасова)
Пахнет рыхлыми дрочёнами; | Вьется сажа над заслонкою, | Мать с ухватами не сладится, | Кто ловит пиявок |
- Дрочёна – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.
- Дёжка – деревянная кадка, в которой месят тесто.
- Заслонка – печная дверца в виде железного листа с ручкой.
- Пожня – луг во время сенокоса.
- Паз – узкая щель между кирпичами и досками.
- Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.
- Попелица – попел, пепел.
- Махотка – крынка, горшок.
- Лава – пешеходный мостик через речку; топкое место.
- Ухват – род железных вил, с помощью которых ставят и вынимают из печи горшки.
- Южное и Северное наречие
Диалектных слов в каждом из говоров меньше, чем общеупотребительных.
Наречия русского языка отличаются друг от друга, кроме того, своей фонетикой и грамматикой. Например, северяне произносят звук [о] на месте буквы о перед ударением: [вода´]; это произношение называется окающим. Южане произносят на месте буквы о звук [а]: [вада´]; это произношение называется акающим. Среди среднерусских говоров есть и окающие, и акающие.
В Сибири и на Дальнем Востоке встречаются населённые пункты, в которых говорят либо на северном, либо на южном наречии.
Общеупотребительные слова | Диалектные слова | |
северные | южные | |
1.Свёкла. 2.Говорить. 3.Красивый. 4.Жердь. 5.Дом. 6.Слабый. | Свёкла Баить. Баской. Слега. Изба. Слабый. Туес. Кулига. | Бурак. Гутарить. Личманистый. Вага. Хата. Кволый. |
ТЕМА 2: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
- Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»:
«Мною и другими наблюдателями неоднократно было замечено, что человек, вдоволь испивший соленой влаги из бездонной чаши океана, поражается странной болезнью, в результате которой со временем наполовину теряет бесценный дар человеческой речи. Такой человек вместо слов родного языка, вполне точно обозначающих тот или иной предмет, применяет вокабулы столь затейливые, что порой с личностью, не зараженной этой болезнью, уже и объясниться не может. Когда же такая личность в непонимании разводит руками, больной глядит на нее с презрением и жалостью.
В ранней молодости недуг этот поразил меня. И сколь настойчиво ни пытался я излечиться, меры, принятые мною, не принесли желанного исцеления.
По сей день выстрел для меня не громкий звук огнестрельного оружия, а рангоутное дерево, поставленное перпендикулярно в борту; беседка – не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моем представлении хоть и имеет от трех до четырех лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь.
С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно»
Вокабула – отдельное слово иностранного языка с переводом на родной язык.
Недуг – болезнь.
Выстрел – рангоутное (круглое) дерево (мачты, реи и т.п.), поставленное перпендикулярно к борту.
Беседка – весьма неудобное, шаткое висячее сиденье.
Кошка – маленький шлюпочный якорь.
Трап – лестница.
Банка – скамейка на шлюпке.
Камбуз – судовая кухня и судовая кухонная плита.
После словарной работы дети отвечают на вопросы:
1. О каком недуге, поражающем старых мореходов, говорит капитан Врунгель?
(Старые мореходы часто употребляют слова, непонятные другим людям.)
2. С чем это связано?
(Капитан Врунгель объясняет такой «недуг» тем, что в морском языке есть немало слов, вовсе не имеющих замены.)
- «Слово о словах» Лев Успенский:
«Чрезвычайный интерес представляют собой словарики так называемой “профессиональной лексики”, тех понятных только специалисту слов и выражений, которые употребляют наши горняки, моряки, летчики, рыболовы, охотники и другие профессионалы. Слово облетать в нашем общем языке значит “летая, обходить стороною”. У летчиков оно имеет еще и другое значение: “свыкнуться с машиной в воздухе”. Говорят необлетанная машина, как кавалеристы говорят о необъезженном коне. Слово дробь для нас с вами означает мелкие охотничьи пульки, шарики свинца, а на военном флоте выражение Дробь! понимается как: “Довольно! Прекращай работу!”. Мало кому известно, что профессионалы-оркестранты пользуются до сих пор в своем обиходе довольно богатым специальным словарем и зачастую, вместо того чтобы говорить по-русски, бойко карнают по-лабушски, то есть “говорят по-музыкантски”. Задача обследования всех таких специальных лексических фондов, составления их словарей и словариков далеко еще не разрешена»
- О компьютерном сленге
Он не просто юзер, он ламер какой-то: взял и мамку мне спалил, ещё и сидюху новуюнадо искать.
На эту тему, кстати, есть и анекдот:
Разговор двух компьютерщиков в автобусе:
- я вчера проц разгонял, так мать сгорела, теперь мозги еду продавать, чтобы на новую хватило.
Всё поняли?
Профессиональная лексика используется людьми, работающими в одной области науки. техники, принадлежащими к одной профессии.
Иногда такие слова- профессионализмы - в словарях даются часто с пометойспециальное. Иногда указывается сфера употребления (спорт., муз., медиц., матем. и т.д.).
- Задания
А)я вам называю профессию, ваша задача - назвать профессиональные слова человека этой профессии.
художник – темпера, холст, киноварь, подрамник. | Хирург - наркоз, шприц, ампутировать, реанимация. | Юрист - алиби, амнистия, судебный пристав. | Музыкант - ноты, смычок, аккорд, диез. |
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются профессиональными (специальными).
Б)Назовите специальные типографские слова.
Изобретение книгопечатания — одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойденными изобретений, основные же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжениивеков. Конечно, современные ротационные машины несравнимы с первопечатным станком Иоганна Гутенберга, который напоминал пресс для отжимки винограда. Но основы книгопечатания — пунсон и матрица, подвижные литеры, печатная форма и книжный блок — сохранились. Книга есть и будет основой духовной жизни народа. Чёрные оттиски букв на белой бумаге, листы, собранные в книгу,— лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей1.
(Е. Лихтенштейн.)
В)
палитра | акварель | гуашь1 | октава |
9. Кто изображён на рисунках вверху? Прочитайте слова под рисунками и скажите, все ли они
ПРАВИЛЬНО ПОМЕЩЕНЫ ТАМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова в...
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»
Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....
" Профессиональные слова"
Урок по теме "Лексика" в 6 классе....
презентация к уроку 8 класс . " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании
Цель: систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....