Технологическая карта по русскому языку в 5 классе по теме " Изменение по падежам существительных 2 склонения в единственном числе"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по русскому языку в 5 классе с использованием технологической карты (по ФГОСам).
Урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Цель урока: научиться склонять существительные 2 склонения и выделять их окончания.
Задачи:
• познакомить с изменением существительных 2 склонения единственного числа по падежам;
• формировать умение склонять данные существительные;
• формировать умение определять падеж существительных 2 склонения в тексте;
• развивать умение самоконтроля в процессе выполнения заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок согласно ФГОСам. Технологическая карта по русскому языку в 5 классе | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель: Корневой В.Н.
ОУ: ГБОУ школа № 487 Выборгского района г. Санкт - Петербурга
Тема урока: Изменение по падежам существительных 2 склонения в единственном числе
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Цель урока: научиться склонять существительные 2 склонения и выделять их окончания.
Задачи:
• познакомить с изменением существительных 2 склонения единственного числа по падежам;
• формировать умение склонять данные существительные;
• формировать умение определять падеж существительных 2 склонения в тексте;
• развивать умение самоконтроля в процессе выполнения заданий.
Технологии урока:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- разноуровневого и дифференцированного подхода
- педагогика - сотрудничества;
- вопросы репродуктивного характера.
Предметные результаты:
• уметь склонять существительные среднего и мужского рода (2 скл.);
• уметь определять падеж существительных 2 скл. в тексте;
• уметь правильно задавать вопросы и писать окончания существительных;
• записывать предложения с данными существительными в нужном падеже.
регулятивные
уметь определять результаты своей деятельности;
осуществлять взаимопроверку;
выбор способов действия.
познавательные
сравнение (нахождение общего и различного в склонении)
анализировать языковые явления, делать выводы, строить рассуждение по образцу;
коммуникативные
взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем;
умение владеть собой и регулировать свое поведение в разных обстоятельствах.
личностные
осуществлять целеполагание;
стремиться к личностному самоопределению;
стремиться к обогащению собственной речи.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Опорные понятия: имя существительное, склонение, изменение по падежам, окончания при склонении.
Новые понятия: окончания существительных 2 склонения
Межпредметные связи: литература, природоведение
Образовательные ресурсы:
- Русский язык. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ш вида. Под редакцией Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В. М.: Просвещение, 2013.
- Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В. М.: Просвещение, 2015
Средства наглядности:
- раздаточный материал: карточки заданий;
- зрительная наглядность «Презентация к уроку».
Возрастная категория: 5 класс
Этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) | Формируемые УУД |
Организационный момент | Включение в деловой ритм: Устное сообщение учителя. -Вспоминаем правила работы в парах (1) | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. Создание условий для работы в парах. -Проговаривают известные правила работы в парах | Личностные: умение настроиться на совместную работу со сверстниками и учителем; Мобилизация мыслительной деятельности. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. -Игра «пятый лишний». Назовите слово, которое имеет другие грамматические признаки. (2) -Объясните, как вы это определили? - Фронтальный опрос по слайду №1 (3) -К какому склонению относятся остальные существительные. -Какая тема объединяет эти слова? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. - Находят отличное по грамматическим признакам слово, определяют его склонение. -Называют признаки существительных 1 склонения. -Отвечают на вопросы по пройденным темам. -Ко 2 склонению. -Отвечают. | Личностные: самоопределение, оценивание своих знаний. Регулятивные: создание условий для целеполагания, и планирования действий. Познавательные: общеучебные; логические: анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. | Анализирует знания учащихся. - Прочитать стихотворение. Найти существительное 2 склонения, которое встречается в каждом предложении (4) - Ответить на вопросы учителя:
- Мы выполнили два задания, с какими существительными какого склонения сегодня будем с вами работать? - Что именно будем делать? - Как будет звучать тема нашего урока? - Назовите, цель нашего урока. | Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока. - Читают и называют сущ. 2 склонения: родник - Ответы на вопросы:
- Будем работать с сущ. 2 склонения. -Будем изменять сущ. по падежам. - Изменение сущ. 2 склонения по падежам. - Научиться склонять сущ. 2 склонения и выделять их окончания. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: ответы на поставленные вопросы Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания (Изучение нового материала) Лингво-физкультминутка | Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения. (после записи числа, классной работы и темы урока) -Продолжим работу с текстом стихотворения:
- Поставим ударение в слове родник при склонении. -Ответьте на вопросы:
- Составим табличку окончаний существительных 2 склонения (5) - Сделайте вывод. Назовите окончания сущ. 2 склонения при изменении его по падежам (слайд № 2)(6) -Объяснение задания: Немного отдохнём. Ноги ширине плеч. Качнём руками то влево, то вправо. Тянемся вверх, а затем стряхиваем усталость руками и кружимся, улыбаемся друг другу | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.
Работа у доски сильного ученика. - Ставят ударение. - Взаимопроверка в прах. -Фронтальная проверка (отвечает один из пары). - Можно. -Ударение падает на окончание. - Выписывают окончания сущ. 2 скл. в данную табличку. - Самопроверка выписанных окончаний сущ. родник. Выполняют упражнения. | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. - Просклонять сущ. «ОКНО». Выделить окончания, поставить ударения. Вставить в табличку окончания сущ. среднего рода. Сделать вывод. -Составить со словом предложение, указать падеж. - Прочитать правило по учебнику | Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). - Выполняют задание. - Взаимопроверка. - Выводы. -Чтение правила. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания; Коммуникативные: умение с доступной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону) Творческая работа. | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. - Выполнить упражнение №294 стр.186 Учебника: Списать существительные 2 склонения в разных падежах. Поставить ударение, выделить окончание. Используют для определения свою табл. окончаний 2 склонения. - Определите тему, которая объединяет эти словосочетания. -Составьте устно небольшой текст с данными словосочетаниями. - Запишите текст. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. - Выполняют задание. -Самопроверка по созданной табличке окончаний -Называют. - Выполняют задание. - Проверка. | Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Этап продуктивного использования полученных знаний | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях. -Прочитать отрывок из стихотворения (8) -Найти в нем существительные 2 склонения. - Подчеркнуть существительные 2 склонения. Выделить окончания. Определить их падеж | Самостоятельная работа в парах - Выполнение заданий в паре (допустимо устное) -Проверка выполнения задания | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Личностные: самоопределение Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. - Заполнить нашу табличку выполнения заданий. (7) Индивидуальная помощь учащимся. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. - Заполняют табличку. Проговаривают ее заполнение. - Фронтальная проверка. | Личностные: самоопределение, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Домашнее задание | Инструктирует учащихся. - Стр.61 №165 по Раб. тетради: А)записать, указать падеж существительных; составить одно предложение. Б) записать, надписать падеж. - выучить правило, стр.186. | Анализируют и выявляют степень готовности.
- записывают задание в дневник. | Личностные: самоопределениеКоммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности |
Приложения к уроку
1. Правила работы в группах:
Работать дружно
Быть внимательными друг к другу, вежливыми
Вовремя оказывать помощь
Разговаривать тихо, не перебивать друг друга, внимательно слушать ответ.
Показать «домик», если задание выполнили.
2. Игра «Пятый лишний»: Озеро, лес, дерево, красота, родник.
3. Слайд №1
Назовите слово, которое имеет другие грамматические признаки.
• Что называется именем существительным?
• К какой части речи относятся эти слова?
• Какие грамматические признаки знаем?
4. Работа со стихотворением:
Не смолкает ни на миг
Разговорчивый родник.
Сквозь водицу в роднике
Светят камушки на дне.
А вода у родника
И студена, и сладка.
Образец: И.п. не смолкает (что?) …
Утром в ласковый родник
Лучик солнышка проник.
Вечером над родником
Ива шепчется с дубком.
К роднику лицом приник
Утомившийся старик.
5. Заполнить табличку окончаний существительных 2 склонения
Изменение по падежам существительных 2 склонения
падежи | вопросы | окончания | |
м. р. | ср. р. | ||
Именительный падеж | Кто? Что? | ||
Родительный падеж | Кого? Чего? | ||
Дательный падеж | Кому? Чему? | ||
Винительный падеж | Кого? Что? | ||
Творительный падеж | Кем? Чем? | ||
Предложный падеж | О ком? О чём? |
6. Слайд №2.
Изменение по падежам существительных 2 склонения
падежи | вопросы | окончания | |
м. р. | ср. р. | ||
Именительный падеж | Кто? Что? | -согл., -ь | -о, -е |
Родительный падеж | Кого? Чего? | -а. -я | |
Дательный падеж | Кому? Чему? | -у, -ю | |
Винительный падеж | Кого? Что? | -согл., -ь | -о, -е |
Творительный падеж | Кем? Чем? | -ом, -ем | |
Предложный падеж | О ком? О чём? | -е |
7. Таблица выполнения заданий
№ п\п | задания | Выполнил(а) самостоятельно | Выполнил(а) с помощью друга | Выполнил(а) с помощью учителя |
1. | «Пятый лишний» | |||
2. | правила | |||
3. | Ударение в слове «родник» | |||
4. | Заполнение таблички алгоритма | |||
5. | Упр. №294 | |||
6. | Надпись падежа | |||
7. | Составление предложений | |||
Я себя оцениваю на |
8. Тексты. Подчеркнуть существительные 2 склонения. Выделить окончания. Определить их падеж.
1.Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне… Е. Баратынский
2.Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаясь, трепещет. А.Фет
3.На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит лесток,
И струёй, сухой и острой,
Набегает холодок. Н.Некрасов
4. Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём. И.Никитин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта по русскому языку в 5 классе по теме " Изменение по падежам существительных 2 склонения в единственном числе"
Урок ОНЗ (открытие нового знания).Научить учащихся с ОВЗ изменять по падежам существительные 2 склонения и выделять их окончания. Для этого необходимо:•...
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»
Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...