Пояснительная записка
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка Протокол №___от "___" _______2014 г Руководитель ШМО Л.Н.Зубко | Согласовано Заместитель директора школы по УВР _______Мишутина Т.П. | Утверждаю Приказ №______ от "_____"_________2014г Директор школы _______О.Н.Косолапенкова
|
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
Разработала: учитель русского языка
Скосарь О.А.
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Проекта Федерального образовательного государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку (М.: Просвещение ДО 11), Программы по русскому языку 5 – 9 классы к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой и др. ( М. : Дрофа). «Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.:Дрофа ,2013. Методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой - М.:Дрофа ,2013. При составлении программы учитывались рекомендации методического письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе».
Календарно-тематическое планирование составлено по учебникам: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012, Русский язык. Практика. 5 класс. : Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2012, Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2012.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета; предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она, конкретизируя содержание тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение по разделам курса и при этом учитывает индивидуальные особенности обучающихся в 5 классе.
При составлении программы обращалось внимание на типы памяти и ведущего полушария. Учитывая эти особенности, детям с доминирующим правым полушарием предлагаются упражнения, требующие постоянного контроля и самоконтроля, а учащимся с доминированием левого полушария даются упражнения, способствующие развитию беглости устной и письменной речи.
В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития учащихся.
Изменения, внесенные в программу, обоснования.
Согласно Учебному плану МОУ Митрофановская СОШ, который определяет 35 учебных недель в год, рабочей программой предусмотрено обучение русскому языку в 5 классе в объеме 210 часа (6 часов в неделю). C учетом этого составлено календарно – тематическое планирование, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся.
Общая характеристика предмета.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык РФ, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления. Воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каноном социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Цели изучения.
1.Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов.
2.Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
3.Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию., сотрудничество, позитивному диалогу, содержательным компромиссом; потребности в речевом самосовершенствовании.
4.Овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями ( умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста).
5.Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять , классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств: совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт.
Цели первого уровня
1)Иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества.
2)Осознавать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
Цели второго уровня
Знать основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные);
нормы речевого этикета.
Цели третьего уровня
1 Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
2) проводить лингвистический анализ текста; 3) выделятъ в тексте главную и второстепенную информацию.
Цели четвёртого уровня
1) Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова, прямое и переносное значение слова; синонимы в синонимических рядах; пары антонимов, омонимов; простые и сложные предложения
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, его духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения.
Предмет русский язык 6 класс реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение предмета 240 часов за один год обучения в 6 классе, в неделю – 6 час.
Контрольных работ, в том числе контрольных диктантов - 10;
Изложений - 7
Сочинений- 7
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным:, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования.
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе я на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов.
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, ; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты:
1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и .культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
УУД срмированные в процессе усвоения программы.
В результате изучения русского языка ученик должен знать и понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
» основные признаки стилей языка; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)
для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен
мнениями); - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
« осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры; - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью; - использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/08/picture-10921.jpg)
Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/29/picture-14351.jpg)
Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД
Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-23925-1517461428.jpg)
Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока
1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/27/picture-571.gif)
Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс
Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/27/picture-571.gif)
Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами расширением по русскомй языку...
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....