Лингвистическое путешествие
методическая разработка (5, 6 класс) по теме

Иволгина Надежда Валентиновна

внеклассное мероприятие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskoe_puteshestvie.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Лингвистическое путешествие».

Цели проведения:

Повторение теоретических знаний и практических умений учащихся по русскому языку. Развитие сообразительности, творческих способностей учащихся. Привитие интереса к языку.

Участники:

Учащиеся 5-6 классов.

Ход мероприятия:

1.  Учитель приглашает посетить загадочную страну, о которой узнали совсем недавно, у которой даже пока нет своего названия. Учитель знакомит участников игры друг с другом, выясняет, на чем они хотели бы отправиться в путешествие (выслушивает их ответы), знакомит ребят с картой загадочной страны.

2.  1 конкурс. Кто быстрее и правильнее построит цепочку из карточек с названиями разделов русского языка и языковых единиц. Победители отправляются в путешествие на поезде и следуют по маршруту «Сообразительная – Историческая – Практическая – Теоретическая». Вторая команда путешествует на конях, при этом попадая в населенные пункты Теоретический, Практический, Исторический, Сообразительный.

3.  Отправление в путешествие. (Звучит ритмичная музыка, ребята занимают свои места, имитируют поездку на поезде, скачку на конях). По ходу путешествия ребята попадают на станцию Сообразительную и получают следующие задания:

5 класс – 1) Дана пропорция Б/ п = Д / ? Что должно стоять на месте вопроса?

2) Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова: Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил?

6 класс - 1) Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (Слово сырой имеет еще и другие значения: «невареный», «нежареный», «недоработанный»).

2) Как большой дом превратить в маленький домик?

На станции Теоретической ребят ждут вопросы:

5 класс – Что изучает синтаксис? Назовите части речи.

6 класс - Дать определение имени существительному. Какие части речи не являются членами предложения?

На станции Практической ребята выполняют задания:

5 класс – 1) Какое слово задумано? В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл.)

2) Укажите грамматическую основу предложения, а также второстепенные члены. ( «Я люблю свой родной язык!… А. Яшин)

6 класс - 1) Какое слово задумано? Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы те же, что в слове бежал. (Перелетал)

2) Выполните фонетический разбор слова ЛЕД.

На станции Исторической ребята получают задание: узнать происхождение слов ТЕРРАСА, ТЕЛЕГРАММА, БАШМАК, КАНИКУЛЫ.

4.  Преодолев все препятствия, ребята вновь оказываются за пределами загадочной страны. Им необходимо составить небольшой отчет о своем путешествии по ее территории. Учитель предлагает ребятам примерные вопросы для отчета:

a  Что можно увидеть, путешествуя по этой стране?

a  О чем можно узнать на ее территории?

a  Какое место занимает она в мире других наук?

a  Как вы назовете страну?

Пока команды готовят письменный отчет, зрителям предлагается викторина по русскому языку.

1.  Что надо сделать со звуком в слове КОСТЬ, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Гость)

2.  В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?(Суббота)

3.  Каким ключом нельзя открыть замок?(Музыкальным)

4.  Как с помощью наречий перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

5.  Какую часть слова можно найти в земле?

6.  Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное Р содержит он,

А называется ……(перрон).

7.  Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я…….(хоккей).

8.  На большие расстояния

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два С,

Называется……..(экспресс).

9.  Как превратить слово МЕЛ в мелкое место, УГОЛ – в топливо, ШЕСТ – в число?

10.  В каком слове 40 А, 100 –нет?

5. Зрители и жюри выслушивают мини-сочинения команд о загадочной стране, варианты ее названий, выбирается самый точный и оригинальный из предложенных.

Подведение итогов. Рефлексия

Жюри подводит итоги.

 В качестве награждения ребята получают похвальные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие 5-6 класс "Лингвистическое путешествие к Лукоморью"

Представлен подробный конспект мероприятия и презентация к мероприятию. Интеграция русского языка (тема "Лексика") и литературы (тема "Фольклор")....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"

Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется муль...

Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Интеллектуальный марафон  по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" (викторина)...

Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса

Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...

Лингвистическое путешествие

Лингвистическое путешествие...