Урок- мастерская построения знаний " Чувства и поступки"
классный час по русскому языку (9 класс) на тему

Петрова Евгения Александровна

Подходит для проведения уроко во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postupk1.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕРСКАЯ    « ЧУВСТВА  И  ПОСТУПКИ »

Тип: ценностно-смысловой ориентации

Цель: создать условия для самопознания

Задачи:

-актуализация жизненного опыта учащихся;

-социализация;

-развитие речи;

-развитие культуры речи.

Ход мастерской:

  1. Организация групп :

при входе учащиеся вытаскивают карточки с разными цветами и рассаживаются по группам  соответствующего цвета.

  1. Магистраль учителя:

Некоторые думают, что сказки и притчи предназначены в первую очередь для маленьких детей. Но почему? Именно притчи и сказки, кажущиеся на первый взгляд такими простыми, несут в себе настоящую мудрость. Нужно только прислушаться…(показ слайда №1)

                                         Притча о слепом

«Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста».  По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо - в его шляпе была всего одна монета.

   Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем. Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте.

На ней было написано:

 «Сейчас весна, но я не могу её увидеть». (Показ слайда № 2 )

              Притча о слепомСейчас весна, но я не могу её увидеть

  1. Социализация:

Назовите чувство, которое подтолкнуло прохожего на такой поступок? Почему прохожий не просто прошел мимо?

 -Напишите на листе бумаги. (индивидуально)

 -Поделитесь своими мнениями в группе. Выберите 1-2 чувства

  1. Афиширование:

Делимся опытом. На доску выписываем по 1-2 чувства от каждой группы в столбик.

  1. Учитель:

Порой именно чувства заставляют нас совершать те или иные поступки. В каждом человеке живут разные чувства: полезные и вредные. Давайте их классифицируем (раздаем листочки для групп со смайликами грустными и веселыми)  заполните  их чувствами.

  1. Афиширование:

     На доску выписываем от каждой группы  положительные и    

     отрицательные чувства  в два столбика.

  1. Актуализация личностного опыта:

Знаете ли вы такие случаи в жизни, когда чувства толкают людей на поступки? Вспомните. Поделитесь опытом в группе. Выберите самый интересный случай.

  1. Афиширование:

От группы рассказывают по одному случаю.

  1. Работа с новым раздаточным материалом.

Учитель: А теперь прочитайте рассказ-притчу   Светланы Копыловой  «Окно» (Раздаются листочки  на группу с текстом)

«В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадёжных больных. У них
были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия...
Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры.
Шло  время, сменялись времена года... Тот, что лежал у окна, рассказывал
соседу обо всем, что там видел: что на улице идёт дождь, сыплет снег или
светит солнце, что деревья то укрыты лёгким сверкающим кружевом, то
подернуты легкой весенней дымкой... Что на улице ходят люди, ездят
машины...Что там есть МИР. Второй больной слушал его и не понимал почему  не он лежит у окна, почему не видит всего этого?»

В группе опишите чувства первого и второго больного

дайте названия чувствам первого и второго больного

  1. Учитель :

Обсудите в группе, какие чувства испытывал больной лежащий у стены. Выберите одно и напишите на листе это чувство.

  1. Афишировиние:

Вывешиваем на доску результаты.

  1. Магистраль учителя:

Учитель вслух читает окончание рассказа:

« Его душила чёрная зависть...
И вот однажды случилось так, что первому, тому кто лежал у
окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот
почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер. На следующий
день второй больной попросил, раз уж так получилось, положить его у
окна. Просьбу выполнили – и, наконец, он увидел...

Окно выходило на глухую
серую стену, за которой ничего не было видно….»

  1. Учитель:

     А теперь посмотрите на ваши предположения на доске:

     -Правы ли вы были?

      Задумайтесь, какие же чувства важнее в жизни? (без ответов вслух)

  1.  Показ видео ролика «Дари добро» Оксаны Strani на музыку Шестаковича ( показ слайда №3)

  1.  Учитель:

-Надеюсь,  ваши ответы совпали  с тем, что вы увидели

  1. Рефлексия письменная

Учитель : Продолжите фразу (Слайд № 4)

- Сегодня я понял, что зависть …

-Я понял(а), что доброта….

-Я понял(а), что …

-Я чувствую, что …

                                                         

СОВЕСТЬ, ГРЕХ

И БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА

                ИСХОДЯ из врачебных знаний, опытно приобретенных, и духовной литературы с упованием на Бога позволил себе написать краткую брошюру, назвав ее "Совесть, грех и болезни человека". В ней хочу показать связь между этими состояниями, наблюдаемыми в человеческой жизни, и высказать несколько мыслей, направленных на помощь больному человеку.

                Что такое совесть? По словарному определению - это чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми и обществом. Подробнее о совести говорится в полном православном Богословском энциклопедическом словаре, откуда я процитирую целый ряд основных положений. "...О существовании в человеке естественного нравственного закона непосредственно говорит каждому совесть". "...Совесть имеет седалище во всех трех общеизвестных психических силах: в познании, чувствовании и воле. Самое название - "совесть" (от ведать, знать), а также обычные в разговорном языке выражения - совесть "заговорила", совесть "признает" это или "отвергает" - показывают, что в совести есть элемент познания. Ощущение, далее, в совести радости или скорби, довольства и мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством. Наконец, мы выражаемся - совесть "удерживает" меня от этого или совесть "заставляет" меня сделать это; следовательно, относим совесть к воле. Таким образом, совесть есть "голос" (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей (познание, чувство-вание, воля)". "В совести ощущается нами не только человеческая, но и вышечеловеческая или божественная сторона". "Следовательно, совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное ему. Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божьих". "С совестью нельзя переговариваться, уславливаться, вступать в сделки: совесть неподкупна. Нет также надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести; совесть говорит человеку непосредственно. Лишь только замыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его. Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть человеком. Человек находится в зависимости от своей совести". "Конечно, буря страстей и шум мира сего могут заглушить карательный и судящий голос совести. Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке. Она сказывается тогда в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности" (с. 2984-2990).

                Можно считать, что совесть есть дар Божий, а вернее, это голос Божий внутри человека. Мы считаем, что совесть отображает образ Божий и закладывается в человеке в момент зачатия. Это генетически запрограммированное свойство человеческой личности. Ребенок рождается с этой качественной особенностью, которая сохраняется в его подсознании на протяжении всей жизни. С началом осознания себя как личности это свойство, т. е. совесть, становится достоянием сознания и даже когда взрослый человек попытается заглушить совесть и сознательно добьется этого, тогда совесть вновь окажется в подсознании, из которого совесть будет подспудно сказываться на так называемой бессовестной личности. Иначе сказать - никогда совесть, как голос Божий или дар Божий, не покидает человека, как образа Божьего, пусть он даже безбожник. Когда человек поступает против совести, т. е. вопреки ее велению, возникает внутренний душевный конфликт, который порой ясно и не осознается человеком, но отрицательное действие которого сказывается на нервной системе в первую очередь, а затем на слабом звене организма человека. Обычно все люди, даже здоровые, имеют место наименьшего сопротивления, которое чаще поражается болезнью.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Урок мастерская построения знаний в 6 классе по теме: "Ткани растений"

Данный урок проводится в 6 классе при изучении тканей растений. Урок  проходит в форме мастерской, в которой ребята сами. под руководством учителя добывают новые знания. Как правило, на таких уро...

Урок-мастерская построения знаний по философской поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"

В методической разработке представлен опыт использования на уроке литературы при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" технологии кейс-стади, приведены методические комментарии для учителя....

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

Урок-мастерская построения знаний по литературе в 9 классе на тему "Биография на фоне памятника (монументальная пушкиниана)"

Мастерская знакомит обучающихся с основными вехами личной и творческой биографии А.С. Пушкина через знакомство с памятниками поэту. В ходе мастерской создаются условия для самостоятельной работы обуча...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...

Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза».

  Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены  вопросы об особенностях конфликта, смысле названия.   Участн...