Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.
план-конспект урока по математике (11 класс) на тему
Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаёт вопрос, как познакомить учащихся с направлениями новейшей русской поэзии, её авторами и их произведениями? Положение можно спасти, если изменить подход. В таких случаях мне на помощь приходит методика «Мастерских».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rostova._urok_literatury_v_11_kl._masterskaya.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
«Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)»
Мастерская построения знаний и творческого письма
Автор Ростова Л. К.,
методист,
учитель русского языка и литературы
Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаёт вопрос, как познакомить учащихся с направлениями новейшей русской поэзии, её авторами и их произведениями? Положение можно спасти, если изменить подход. В таких случаях мне на помощь приходит методика «Мастерских».
Оснащение
- Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4 - 6 человек.
- Медиаустановка.
- Раздаточный материал.
Ход «Мастерской»
- этап - «индуктор» - стадия вызова (мотивирует творческую деятельность каждого ученика).
Предлагается сесть по группам, открыть тетради, написать слово графомания и индивидуально подобрать слова-ассоциации (смысловые).
На доске (или через медиаустановку): графомания.
Затем учащиеся читают слова, на доске они фиксируются.
- этап - «деконструкция» и «реконструкция» материала.
Предлагается ответить на вопрос одним словом: какая она
(графомания)? Ответы фиксируются.
Далее учащиеся должны написать текст из семи (приблизительно) предложений на тему: «Как для вас звучит графомания и лирика?»
На доске: Графомания и лирика.
- этап - «социализация».
Каждый учащийся читает в группе свою работу, а самый интересный текст - всему классу. Не возбраняется что-то добавлять к уже написанному, идет взаимообогащение, самокоррекция.
Справка. По правилам «Мастерской» прослушиваться должен каждый текст. Но рамки урока вносят свои коррективы: приходится действовать избирательно, предоставив право выбора учащимся.
II и III этапы могут развиваться по спирали.
Группам раздаются стихи без названия и указания автора. Каждому учащемуся предлагается прочитать все стихотворения и выбрать: 1) как (для вас) звучит графомания; 2) как (для вас) звучит лирика.
Чтение выбранных стихов с комментарием (почему выбрали?) Если стихотворение выбрано уже прозвучавшее, то всё равно читать.
- этап - «разрыв» (кульминация творческого процесса).
Предлагается написать текст (7 предложений) о том, как сейчас вы представляете себе графоманию и лирику. Можно использовать тексты стихов.
Справка. Каждый идет своим путём, и самое замечательное в методике «Мастерской» — любой путь правильный, все они возможны.
- Какие вопросы возникли? (Кто автор стихов? Стихи принадлежат одному автору или нескольким? И др.)
У учащихся появляется информационный запрос.
Все группы получают раздаточный материал справочного характера, чтобы познакомить учащихся с направлениями, школами, группами в новейшей русской поэзии. На отдельных листах (по количеству учащихся в группе) изложен материал по одному из направлений с указанием истории создания, мотивов объединения в группу, имён поэтов и их руководителей. (Лист № 1.) А также выдаются листы с перечнем некоторых биографических и творческих этапов жизни ярких представителей каждого направления. (Лист № 2.)
Каждый учащийся знакомится с содержанием одного листа под № 1 и соответствующего ему листа под № 2.
После индивидуальной проработки - новая «социализация» - взаимный пересказ того нового, что удалось узнать.
Затем группа подбирает к каждому листу под № 1 стихи, выданные ранее. При дальнейшем выразительном чтении всему классу обосновывается выбор.
После такой проработки - этап творческий. Учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.
Справка. Работа в «Мастерских» идет в быстром темпе.
Последний этап - «рефлексия» - самоанализ.
Учащимся предлагается провести устный анализ движения мысли.
По материалу урока дома надо написать статью в газету или журнал, составить радиопередачу и т. п. Домашнее задание может быть выполнено индивидуально или в группе. В итоге, выставляется общая оценка по теме урока каждому ученику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»
Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...
Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.
Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...
Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....
Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма
Технология педагогических мастерских. Понятие педагогической мастерской. Типология педагогических мастерских. Законы мастерской. Педагогическая мастерская и современная словесность. Алгоритм построени...
Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва «Как я стал писателем» (8 класс)
Современная педагогическая технология "Мастерская построения знаний и творческого письма" формирует навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; извлечения и преобразования необходим...
Заимствованные слова-фамилии. Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма по теме «Лексика»
Мастерская – это как раз та педагогическая технология, которая по своей специфике основывается на тех целях и использует те средства обучения, которые являются стратегией модер...
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза».
Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены вопросы об особенностях конфликта, смысле названия. Участн...