Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса
методическая разработка по литературе (11 класс)
Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.
Творчество А.А.Ахматовой рассматривается как новая страница в русской поэзии, так как поэтесса стала открывателем области, до того неведомой читателям: веками копившаяся духовная энергия женской души получила выход в её лирике. Мастерская позволяет познакомиться с основными особенностями поэзии Ахматовой через личное восприятие её стихов.
Материалы включают:
Проект урока (мастерская построения знаний) с технологической картой урока;
Презентация к уроку;
Раздаточный материал 1. критика об особенностях лирики Ахматовой; 2 подборка стихотворений А.А. Ахматовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_ahmatovoy.docx | 27.41 КБ |
proekt_uroka_-_masterskoy.doc | 41.5 КБ |
k_uroku_po_ahm.pptx | 598.58 КБ |
kritika_ob_osobennostyah_liriki_ahmatovoy.docx | 12.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Читая «Гамлета» У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река. Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь Или замуж за дурака..» Принцы только такое всегда говорят, Но я эту запомнила речь,- Пусть струится она сто веков подряд Горностаевой мантией с плеч. 2 И как будто по ошибке Я сказала: «Ты…» Озарила тень улыбки Милые черты. От подобных оговорок Всякий вспыхнет взор… Я люблю тебя, как сорок Ласковых сестер. 1909г. | Любовь То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя… Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно её угадать В ещё незнакомой улыбке. 1911г. |
Вечером Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахло морем На блюде устрицы во льду. Он мне сказал: «Я верный друг!» И моего коснулся платья. Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных… Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: «Благослови же небеса – Ты первый раз одна с любимым». 1913г. | Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины жёлто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. 1912г. |
Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу – зренье. Или актеру – голос и движенье, А женщине прекрасной – красоту? Но не пытайся для себя хранить Тебе дарованное небесами: Осуждены – и это знаем сами – Мы расточать, а не копить. Иди один и исцеляй слепых. Чтобы узнать в тяжелый час сомненья Учеников злорадное глумленье И равнодушие толпы. 1915г. | И мальчик, что играет на волынке, И девочка, что свой плетет венок, И две в лесу скрестившихся тропинки, И в дальнем поле дальний огонёк,- Я вижу всё. Я всё запоминаю, Любовно-кротко в сердце берегу. Лишь одного я никогда не знаю И даже вспомнить больше не могу. Я не прошу ни мудрости, ни силы. О, только дайте греться у огня! Мне холодно…Крылатый иль бескрылый, Веселый бог не посетит меня. 1911г. |
Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает. И я встану – Христос помоги! – На покров этот, светлый и ломкий, А ты письма мои береги, Чтобы нас рассудили потомки, Чтоб отчётливей и ясней Ты был виден им, мудрый и смелый. В биографии славной твоей Разве можно оставить пробелы? Слишком сладко земное питьё, Слишком плотны любовные сети. Пусть когда-нибудь имя моё Прочитают в учебнике дети, И, печальную повесть узнав, Пусть они улыбнутся лукаво… Мне любви и покоя не дав, Подари меня горькою славой. 1912г. | Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал, И дух суровый византийства От русской церкви отлетал, Когда приневская столица, Забыв величие своё, Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берёт её,- Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд, Я новым именем отмою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. 1917г. |
Бессмертник сух и розов. Облака На свежем небе вылеплены грубо. Единственного в этом парке дуба Листва ещё бесцветна и тонка. Лучи зари до полночи горят. Как хорошо в моем затворе тесном! О самом нежном, о всегда чудесном Со мною Божьи птицы говорят. Я счастлива. Но мне всего милей Лесная и пологая дорога, Убогий мост, скривившийся немного, И то, что ждать осталось мало дней. 1916г. | Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни? Изумрудною стала вода замутнённых каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней. Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник, И весенняя осень так жадно ласкалась к нему, Что казалось – сейчас забелеет прозрачный подснежник.. Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему. 1922г. |
Сказал, что у меня соперниц нет. Я для него не женщина земная, А солнца зимнего утешный свет И песня дикая родного края. Когда умру, не станет он грустить, Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!» Но вдруг поймет, что невозможно жить Без солнца телу и душе без песни. …А что теперь? 1921г. | То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой. Оттого что это – любовь. Высоко небо взлетело, Легки очертанья вещей, И уже не празднует тело Годовщину грусти своей. 1913г. |
Ты письмо моё, милый, не комкай, До конца его, друг, прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути. Не гляди так, не хмурься гневно. Я любимая, я твоя. Не пастушка, не королевна И уже не монашенка я – В этом сером, будничном платье, На стоптанных каблуках… Но, как прежде, жгуче объятье, Тот же страх в огромных глазах. Ты письмо моё, милый, не комкай, Не плачь о заветной лжи, Ты его в твоей бедной котомке На самое дно положи. 1912г. | Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас. 1922г. |
Памяти Вали. 1. Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землёй не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбёжку слышится Детский голосок. 2. Постучись кулачком – я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда… Твоего я не слышала стона, Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клёна Или просто травинок зелёных, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой Нашей невской студёной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы. 1942г. | Родная земля. И в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас. 1922 В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем её в душе своей Предметом купли и продажи. Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чём не замешанный прах. Но ложимся в неё и становимся ею, Оттого и зовём так свободно – своею. 1961г. |
Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах всё быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дёгтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. 1940 г. Песенка Я на солнечном восходе Про любовь пою, На коленях в огороде Лебеду полю. Вырываю и бросаю – Пусть простит меня. Вижу, девочка босая Плачет у плетня. Страшно мне от звонких воплей Голоса беды, Всё сильнее запах тёплый Мёртвой лебеды. Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мною голос твой. 1911 г.
| Муза Когда я ночью жду её прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я». 1924 г. Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! 1942г. |
Проводила друга до передней. Постояла в золотой пыли. С колоколенки соседней Звуки важные текли. Брошена! Придуманное слово - Разве я цветок или письмо? А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо. 1913г. | Перед весной бывают дни такие: Под плотным небом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поёшь.1915г. |
Уединение Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня Высокою среди высоких башен. Строителей её благодарю, Пусть их забота и печаль минует. Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует. И часто в окна комнаты моей Влетают ветры северных морей, И голубь ест из рук моих пшеницу… А не дописанную мной страницу, Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. 1914г. | Всё отнято: и сила, и любовь. В немилый город брошенное тело Не радо солнцу. Чувствую, что кровь Во мне уже совсем похолодела. Веселой Музы нрав не узнаю: Она глядит и слова не проронит, А голову в веночке темном клонит, Изнеможенная на грудь мою. И только совесть с каждым днём страшней Беснуется: великой хочет дани. Закрыв лицо. Я отвечала ей… Но больше нет ни слёз, ни оправданий. 1916г. |
Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шёпот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой. Злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи, Я взглянула на тёмный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-жёлтым огнём. 1911г. | Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шёпот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой. Злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи, Я взглянула на тёмный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-жёлтым огнём. 1911г. |
Предварительный просмотр:
Проект урока.
Тема урока: Особенности лирики А.А.Ахматовой
Место проведения: МБОУ СОШ №28 11 класс
- Характеристика класса: общеобразовательный и социально-экономический профиль, всего учеников - 19, из них на 1 уровне обученности-1, на 2-8, на 3-10. Уровень сформированности ОУУН – средний.
- Характеристика темы. Творчество А.А.Ахматовой рассматривается как новая страница в русской поэзии, так как поэтесса стала открывателем области, до того неведомой читателям: веками копившаяся духовная энергия женской души получила выход в её лирике. Мастерская позволяет познакомиться с основными особенностями поэзии Ахматовой через личное восприятие её стихов.
- Триединая дидактическая цель:
- воспитание коммуникативных качеств личности, умения преодолевать
жизненные трудности;
- создание условий для развития творческих способностей, умения анализировать поэтический текст, работать с документами, формулировать выводы, выражать собственное мнение;
- создание условий для знакомства с творчеством и личностью А.Ахматовой.
- Технологические особенности. Мастерская построения знаний.
- Формы организации учебной деятельности:
–индивидуальная,
– групповая.
- Материалы к мастерской: - стихи А. Ахматовой;
- презентация по творчеству поэта.
Технологическая карта мастерской
Этапы мастерской | Учитель | Учащиеся |
| Просит надеть на правую руку перчатку с левой руки. | Записывают свои ощущения, называют психологическую ситуацию, когда это может произойти. |
2.Работа с материалом | Чтение «Песни последней встречи» | Работа с содержанием стихотворения: выписывают предметы реального мира, объясняют с их помощью психологическое состояние лирической героини. |
3. Разрыв | Показать презентацию памятников А.Ахматовой. Почему создано несколько памятников поэтессе? | Выдвижение версий |
4. Деконструкция | Поищем ответ у самого поэта и её современниц. | Выбирают то, с чем согласны, составляют ассоциативный ряд выбранного понятия |
5. Самоконструкция. Социализация | На столах разложены стихи Ахматовой | Учащиеся ходят и выбирают из них одно, которое привлекло чем-то. Индивидуальная работа со стихотворением, определение составляющей женской души, проявляющейся в стихах. Группа выбирает для чтения 2-3 , поясняет свое мнение |
6.Запрос | Работы критиков о стихах | Выписывают, что нового узнали об основных особенностях лирики Ахматовой |
7.Творческое задание Афиширование Рефлексия | 1. Описать свой памятник Поэту. 2. Даны 2 портрета. Напишите письмо той, которая привлекает больше. 3. Продолжите строчки: - Я научила женщин говорить,,, - Я научилась… -Ты первый раз одна с любимым… - Проводила друга … - Сколько просьб у любимой всегда…. | - Что нового узнали? - Что показалось интересным? - Что не приняли в ходе мастерской? |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось,что много ступеней, А я знала – их только три! Между клёнов шёпот осенний Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи, Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-жёлтым огнём.
Памятник Анне Ахматовой в Москве Памятник открыт 7 ноября 2000 г .
Бронзовая скульптура Ахматовой размером около трех метров размещается на постаменте из монолитного темно-красного гранита на набережной Робеспьера. На противоположной стороне Невы находятся"Кресты ".
Памятник во дворе гимназии № 209 Санкт-Петербурга
Памятник Николаю Гумилеву, Анне Ахматовой и Льву Гумилеву в Бежецке
Памятник во дворе М у зея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме 5 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге был открыт памятник Анне Андреевне Ахматовой. Открытие памятника, установленного в саду возле Фонтанного дома, приурочено к сороковой годовщине со дня смерти поэта.
Современники о поэзии Ахматовой Голос, запевший в стихах А.А.Ахматовой, выдаёт свою женскую душу. В.Гиппиус Ахматова дала целую книгу женской души. А.Коллонтай Она вылила в искусстве все мои противоречия… Как я ей благодарна. Л. Рейснер
Из стихов Ахматовой «Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!» «Я голос ваш, жар вашего дыханья, Я отражение вашего лица». «Я вижу всё. Я всё запоминаю, Любовно-кротко в сердце берегу».
Придумать и описать твой памятник поэтессе. Даны 2 портрета А.Ахматовой- напишите письмо той, которая ближе вашей душе. Загадочная женская душа в лирике А.Ахматовой. Продолжите ахматовские строки: «Я научила женщин говорить…» «Я научилась…» «Проводила друга…» « Столько просьб у любимых всегда…»
Предварительный просмотр:
Критика об особенностях лирики Ахматовой
М. Кузьмин
Анна Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их связи с переживаемыми минутами.
Б.Эйхенбаум
К стихам Ахматовой отнеслись как к лирическому дневнику…Стихи эти…порождают образ живого человека, который каждое свое новое чувство, каждое новое событие своей жизни отмечает записью. Никаких особых тем, никаких отделов и циклов нет – перед нами как будто сплошная автобиография, сплошной дневник.
Б.Филиппов
И не только от «прозы жизни», а именно от русской художественной прозы, от прозы петербургской – и главным образом от Достоевского – идет ахматовская лирика.
К.Чуковский
Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести.
Г.Фридлендер
Мы встречаем в лирике Ахматовой отзвуки всех этапов её жизни, отражение близких её людей и вместе с тем предельно точное отражение её эпохи.
Любовь уже в ранних стихах Ахматовой печальна. Она несет с собой боль и страдание, заканчивается смертью, изменой или охлаждением любимого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)
«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...
Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.
Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...
МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ по творчеству В.В.МАЯКОВСКОГО "СВОЕОБРАЗИЕ ЦВЕТОВОЙ ДЕТАЛИ В РАННЕЙ ЛИРИКЕ"
Систематизация литературно – критического материала о творчестве Владимира Маяковского; текстуальный анализ его стихотворений с точки зрения заявленной темы....
Урок-мастерская построения знаний по литературе в 9 классе на тему "Биография на фоне памятника (монументальная пушкиниана)"
Мастерская знакомит обучающихся с основными вехами личной и творческой биографии А.С. Пушкина через знакомство с памятниками поэту. В ходе мастерской создаются условия для самостоятельной работы обуча...
Мастерская построения знаний по творчеству НА Некрасова
Материал к первому уроку по творчеству НА Некрасова в системе уроков. Биография, темы лирики. 10 класс. Построен в форме рабочего листа урока для учащихся.Рабочая карта урока для учащихся направлена н...
Мастерская построения знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова (9 класс)
Изучение жизни и творчества поэта, определение мотивов лирики.Рабочая карта урока для учащихся направлена на развитие функциональной грамотности (читательской грамотности). Используются приемы преобра...
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза».
Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены вопросы об особенностях конфликта, смысле названия. Участн...