Программа " Основы журналистики"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Программа  обединения "Пресс - центр "Попади в 30-ку!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovy_zhurnalistiki.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности программы

«Пресс-центр «Попади в 30-ку!»  

Программа объединения «Пресс-центр «Попади в 30-ку!»  составлена на основе программы «Журналистика в школе» Спириной Н.А., Волгоград. «Учитель». 2008

Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 6-11 классов. Программа является краткосрочной. Она рассчитана на один учебный год. Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводится теории журналистики. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас.

Обучение юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, творческая лаборатория в газете, выпуск газет).

Поэтому программа направлена на выработку у учащихся основных умений:

  •   владение теорией газетных жанров;
  • - умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;
  • - умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения  этики и эстетики;
  • - умение вести беседу;
  • - умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
  • - умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).

В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле-, видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету.

Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, информируют читателей о самых интересных мероприятиях школы, в том числе посвященных 25-летнему юбилею школы, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.

Курс по основам журналистики не предполагает каких-либо специальных зачетных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка.
  • Конституцией РФ
  • Законом РФ об образовании.
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.
  • С типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212

Основные принципы деятельности:

  1. Демократичность и гуманность, безопасность занятий.
  2. Единство воспитательной и оздоровительной работы.
  3. Учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.
  4. Развитие инициативы и самостоятельности ребят. Возможность проявления способностей детей в различных видах деятельности.

Цельформирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры;

формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

  • создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой «Пресс-центр «Попади в 30-ку!», с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
  • сформировать навыки работы с информацией;
  • развить творческие способности;
  • развить коммуникативные качества личности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.

Возраст детей 10-16 лет. В этом возрасте учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.

Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.

Нагрузка учащихся – 4 ,5 часа в неделю (1-е занятие – 2,5 часа; 2-е – 2 часа).  

Формы и методы работы по программе.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Теоретические часы

Практические часы

Всего

1.

Краткое введение в историю журналистики

6,5

4,5

11

2.

Основы журналистики

31,5

42,5

74

3.

Художественно-техническое оформление издания

16

40

56

4.

Редакционно-издательская деятельность

2,5

4,5

7

ИТОГО

56,5

91,5

148

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I Раздел. Краткое введение в историю журналистики

Теория: Профессия – журналист. История возникновения журналистики. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Современные детские и подростковые СМИ.

Практика: знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

II Раздел. Основы журналистики.

Теория: знакомство с основными жанрами журналистики: информация, заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, рецензия, зарисовка, эссе, фельетон…

Практика: анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.

III Раздел. Художественно-техническое оформление издания.

Теория: структура издания, особенности верстки; знакомство с типами и видами школьных газет. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.

Практика: обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации, практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом. Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «Попади в 30-ку!». Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты.

IV Раздел. Редакционно-издательская деятельность..

Теория: особенности журналистского труда. Этика поведения журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.

Практика: анализ работы школьного «Пресс-центра».

Календарно - тематическое планирование занятий

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

Дата

теория

практика

I. Краткое введение в историю журналистики – 11ч.

1

Газетный мир

2

03.09

2

Как и почему возникла журналистика

2,5

07.09

3

Из истории детской прессы

2

09.09

4

Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ

2,5

2

04.09

16.09

II. Основы журналистики – 65ч.

1

Знакомство с деловым жанром. Мастерская жанров.

2,5

21.09

2

Информация (новость)

2

2,5

23.09

28.09

3

Заметка

2

2,5

30.09

05.10

Спецвыпуск ко дню учителя

4

Отчет

2

2,5

07.10

12.10

5

Репортаж

2

2,5

2

14.10  

19.10

21.10

6

Интервью.

2,5

2

2,5

26.10

28.10

02.11

7

Спецвыпуск к 25-летнему юбилею школы

2

2,5

2,5

2

05.11

09.11

11.11

16.11

8

Обозрение. Комментарий.

2

2,5

2

18.11

23.11

25.11

9

Рецензия. Корреспонденция.

2,5

2

30.11

02.12

10

Статья.

2,5

2

2,5

07.12

09.12

14.12

11

Очерк

2

2,5

2

16.12

21.12

23.12

12

Зарисовка.

2,5

2

28.12

30.12

Спец выпуск «Новогодняя карусель»

13

Фельетон. Памфлет

1

1

14

Эссе.

1

1,5

15

Культура речи.

2

III. Художественно-техническое оформление издания - 56 ч.

1

Структура издания

4

4

2

Делаем газету. Верстка.

4

20

3

Заголовки и иллюстрации.

4

12

4

Типы и виды школьных газет.

4

4

IV. Редакционно-издательская деятельность – 7ч.

1

Особенности журналистского труда

3

2

школьный пресс-центр

4

итого: 148ч.

56,5

91,5

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

  • особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
  • виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • структуру текста (заголовок, смысловые части);
  • основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
  • принципы оформления газеты.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать источники информации;
  • набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
  • находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
  • составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
  • написать газетную заметку, репортаж;
  • составлять фоторепортаж.

ДОСУГОВАЯ РАБОТА

  • Экскурсия в редакцию газеты «Варта»
  • Встреча с сотрудниками редакции
  • Презентация работ «Моя визитная карточка»
  • «Я пишу о…»– выставка самостоятельно оформленных статей
  • Социологический опрос населения

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

1. Предварительный контроль:

Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)

2. Промежуточный контроль:

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.

3. Заключительный контроль: полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газет).

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕКОГО КОНТРОЛЯ

№ п/п

Сроки

Знания, умения, навыки, которые контролируются

Форма подведения итогов

2.

Ноябрь

Умение анализировать источники информации

Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы)

3.

Декабрь

Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж

Готовый материал для газеты

4.

Февраль

Умение набирать и форматировать текстовую информацию

Презентация работ “Моя визитная карточка”

6.

Апрель

Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами

Готовая статья в школьную газету

7.

Май

Полученные за учебный год умения и навыки

Выпуск газеты

Результативность программы.

Основными показателями работы по данной программе являются:

1. рост спроса на услуги объединения «Пресс-центра»;

2. повышение степени удовлетворенности детей и их родителей от деятельности объединения;

3. отсутствие травматизма на занятиях объединения;

4. приобретение детьми новых знаний и умений, т.е. нового положительного жизненного опыта.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся в кабинете, оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера,, сканер, ватманы, маркеры, фломастеры, корректоры, блокноты, карандаши, ручки

ЛИТЕРАТУРА

1. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2008

4. Газета «Варта », «Местное время»

5. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. «Азбука журналистики»

6. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов./ /Практика административной работы в школе. №6. 2005 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа детского творческого объединения, занимающегося журналистикой...

конспект занятия "Редакция" по программе "Основы журналистики"

Цель занятия "Редакция" - познакомить воспитанников творческого объединения "Основы журналистики" с деятельностью редакции. На занятии так же предусмотренно использование презентации и самостоятельной...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы журналистики"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы журналистики"

Программа «Основы журналистики» предназначена для обучения учащихся 3-11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована ...

Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"

Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела,  информационно – компьютерных техноло...