Программа " Основы журналистики"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Программа обединения "Пресс - центр "Попади в 30-ку!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_zhurnalistiki.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности программы
«Пресс-центр «Попади в 30-ку!»
Программа объединения «Пресс-центр «Попади в 30-ку!» составлена на основе программы «Журналистика в школе» Спириной Н.А., Волгоград. «Учитель». 2008
Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 6-11 классов. Программа является краткосрочной. Она рассчитана на один учебный год. Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе отводится теории журналистики. На занятиях учащиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас.
Обучение юнкоров строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, пресс-конференции, дискуссии, творческие задания, экскурсии, творческая лаборатория в газете, выпуск газет).
Поэтому программа направлена на выработку у учащихся основных умений:
- владение теорией газетных жанров;
- - умение грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки;
- - умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения этики и эстетики;
- - умение вести беседу;
- - умение определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
- - умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведение искусства (фильм, спектакль, художественную выставку, концерт).
В отличие от предметных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как теле-, видеопросмотр проблемных художественных фильмов, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций в газету.
Отличительной особенностью содержания данного курса является то, что он постоянно соприкасается со сферой становления личности учащихся (выбор цели, достижение успеха, стремление найти понимание со взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями, изживание подростковых комплексов неполноценности). Учащиеся, рассказывая в газете об интересных, увлеченных людях, информируют читателей о самых интересных мероприятиях школы, в том числе посвященных 25-летнему юбилею школы, усваивают идеи здорового образа жизни, отказываются от вредных привычек, совершенствуют культуру тела и культуру собственного образа в целом.
Курс по основам журналистики не предполагает каких-либо специальных зачетных или экзаменационных часов. Однако для оценки эффективности проводимых занятий работают творческие лаборатории, по итогам которых заметки юнкоров рекомендуются в газету.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Конституцией РФ
- Законом РФ об образовании.
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.
- С типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г. № 212
Основные принципы деятельности:
- Демократичность и гуманность, безопасность занятий.
- Единство воспитательной и оздоровительной работы.
- Учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.
- Развитие инициативы и самостоятельности ребят. Возможность проявления способностей детей в различных видах деятельности.
Цель: формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры;
формирование системы начальных знаний, умений, навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
- создать условия для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой «Пресс-центр «Попади в 30-ку!», с целью их самореализации и ориентации на социально-значимую деятельность;
- сформировать навыки работы с информацией;
- развить творческие способности;
- развить коммуникативные качества личности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности. Осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере.
Возраст детей 10-16 лет. В этом возрасте учащиеся уже имеют первоначальные навыки работы на компьютере. Это является одним из важных условий, способствующих успешному усвоению программы.
Основанием для приема учащихся является наличие интереса к журналистскому делу, умение пользоваться компьютером.
Нагрузка учащихся – 4 ,5 часа в неделю (1-е занятие – 2,5 часа; 2-е – 2 часа).
Формы и методы работы по программе.
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важное значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Теоретические часы | Практические часы | Всего |
1. | Краткое введение в историю журналистики | 6,5 | 4,5 | 11 |
2. | Основы журналистики | 31,5 | 42,5 | 74 |
3. | Художественно-техническое оформление издания | 16 | 40 | 56 |
4. | Редакционно-издательская деятельность | 2,5 | 4,5 | 7 |
ИТОГО | 56,5 | 91,5 | 148 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I Раздел. Краткое введение в историю журналистики
Теория: Профессия – журналист. История возникновения журналистики. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Современные детские и подростковые СМИ.
Практика: знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.
II Раздел. Основы журналистики.
Теория: знакомство с основными жанрами журналистики: информация, заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, рецензия, зарисовка, эссе, фельетон…
Практика: анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.
III Раздел. Художественно-техническое оформление издания.
Теория: структура издания, особенности верстки; знакомство с типами и видами школьных газет. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
Практика: обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации, практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом. Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «Попади в 30-ку!». Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты.
IV Раздел. Редакционно-издательская деятельность..
Теория: особенности журналистского труда. Этика поведения журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.
Практика: анализ работы школьного «Пресс-центра».
Календарно - тематическое планирование занятий
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | Дата | |
теория | практика | |||
I. Краткое введение в историю журналистики – 11ч. | ||||
1 | Газетный мир | 2 | 03.09 | |
2 | Как и почему возникла журналистика | 2,5 | 07.09 | |
3 | Из истории детской прессы | 2 | 09.09 | |
4 | Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ | 2,5 2 | 04.09 16.09 | |
II. Основы журналистики – 65ч. | ||||
1 | Знакомство с деловым жанром. Мастерская жанров. | 2,5 | 21.09 | |
2 | Информация (новость) | 2 | 2,5 | 23.09 28.09 |
3 | Заметка | 2 | 2,5 | 30.09 05.10 |
Спецвыпуск ко дню учителя | ||||
4 | Отчет | 2 | 2,5 | 07.10 12.10 |
5 | Репортаж | 2 | 2,5 2 | 14.10 19.10 21.10 |
6 | Интервью. | 2,5 | 2 2,5 | 26.10 28.10 02.11 |
7 | Спецвыпуск к 25-летнему юбилею школы | 2 2,5 | 2,5 2 | 05.11 09.11 11.11 16.11 |
8 | Обозрение. Комментарий. | 2 | 2,5 2 | 18.11 23.11 25.11 |
9 | Рецензия. Корреспонденция. | 2,5 | 2 | 30.11 02.12 |
10 | Статья. | 2,5 | 2 2,5 | 07.12 09.12 14.12 |
11 | Очерк | 2 | 2,5 2 | 16.12 21.12 23.12 |
12 | Зарисовка. | 2,5 | 2 | 28.12 30.12 |
Спец выпуск «Новогодняя карусель» | ||||
13 | Фельетон. Памфлет | 1 | 1 | |
14 | Эссе. | 1 | 1,5 | |
15 | Культура речи. | 2 | ||
III. Художественно-техническое оформление издания - 56 ч. | ||||
1 | Структура издания | 4 | 4 | |
2 | Делаем газету. Верстка. | 4 | 20 | |
3 | Заголовки и иллюстрации. | 4 | 12 | |
4 | Типы и виды школьных газет. | 4 | 4 | |
IV. Редакционно-издательская деятельность – 7ч. | ||||
1 | Особенности журналистского труда | 3 | ||
2 | школьный пресс-центр | 4 | ||
итого: 148ч. | 56,5 | 91,5 |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
- виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- структуру текста (заголовок, смысловые части);
- основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
- принципы оформления газеты.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать источники информации;
- набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
- находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
- написать газетную заметку, репортаж;
- составлять фоторепортаж.
ДОСУГОВАЯ РАБОТА
- Экскурсия в редакцию газеты «Варта»
- Встреча с сотрудниками редакции
- Презентация работ «Моя визитная карточка»
- «Я пишу о…»– выставка самостоятельно оформленных статей
- Социологический опрос населения
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
1. Предварительный контроль:
Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)
2. Промежуточный контроль:
Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.
3. Заключительный контроль: полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газет).
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕКОГО КОНТРОЛЯ
№ п/п | Сроки | Знания, умения, навыки, которые контролируются | Форма подведения итогов |
2. | Ноябрь | Умение анализировать источники информации | Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы) |
3. | Декабрь | Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж | Готовый материал для газеты |
4. | Февраль | Умение набирать и форматировать текстовую информацию | Презентация работ “Моя визитная карточка” |
6. | Апрель | Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами | Готовая статья в школьную газету |
7. | Май | Полученные за учебный год умения и навыки | Выпуск газеты |
Результативность программы.
Основными показателями работы по данной программе являются:
1. рост спроса на услуги объединения «Пресс-центра»;
2. повышение степени удовлетворенности детей и их родителей от деятельности объединения;
3. отсутствие травматизма на занятиях объединения;
4. приобретение детьми новых знаний и умений, т.е. нового положительного жизненного опыта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера,, сканер, ватманы, маркеры, фломастеры, корректоры, блокноты, карандаши, ручки
ЛИТЕРАТУРА
1. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2008
4. Газета «Варта », «Местное время»
5. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. «Азбука журналистики»
6. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов./ /Практика административной работы в школе. №6. 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Основы журналистики"
Образовательная программа детского творческого объединения, занимающегося журналистикой...
конспект занятия "Редакция" по программе "Основы журналистики"
Цель занятия "Редакция" - познакомить воспитанников творческого объединения "Основы журналистики" с деятельностью редакции. На занятии так же предусмотренно использование презентации и самостоятельной...
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы журналистики"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА...
Дополнительная общеобразовательная программа "Основы журналистики"
Программа «Основы журналистики» предназначена для обучения учащихся 3-11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована ...
Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"
Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...
Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"
Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой, с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...
Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела, информационно – компьютерных техноло...