Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Добровольская Юлия Раймондовна

Урок по ФГОС в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Файл для скачивания2.23 МБ
Файл Файл для скачивания232.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы

Слайд 2

Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи.

Слайд 6

1 – 1; 2 – 5; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 7; 6 - 6; 7 - 4.

Слайд 7

Девочки С гулькин нос – хоть отбавляй, хоть пруд пруди; душа в душу (жить) – как кошка с собакой (жить).

Слайд 8

Мальчики Бить баклуши, валять дурака, гонять лодыря, считать ворон, плевать в потолок.

Слайд 9

Физминутка -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

Слайд 10

Задания группам 1) В предложенном тексте найдите и выпишите фразеологизмы с помощью нужного словаря. 2) Определите стиль речи в тексте. 3) Догадайтесь, о ком идёт речь в вашем тексте?

Слайд 11

Из биографии…

Слайд 12

У смертельного одра великого поэта.

Слайд 13

Неожиданная встреча

Слайд 14

«Я принадлежу к тому народу, на языке которого думаю. А я думаю по-русски…»

Слайд 16

Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи.

Слайд 19

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы: На все сто (отлично, хорошо) Без сучка и без задоринки (хорошо, безукоризненно) Не ударил в грязь лицом (показал себя с лучшей стороны) Первый сорт (лучше всех) Не ахти как (не очень-то, не особенно хорошо) Через пень колоду (плохо, небрежно)

Слайд 20

С. у - Упр. 260; Д. у – упр. 260 + ( ⃰ ) В. у - Творческая работа по заданию на стр.118 Для любознательных – расшифровать логотип фразеологизма Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Тема:        Фразеологизмы

Тип урока:  урок изучения новых знаний

Методы: эвристические, , наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Цели урока:  

  1. Образовательные: 
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические   умения.
  1. Развивающие:
  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать ценностное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • формировать взаимодействие учащихся в групповой работе на основе уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания,  стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и  навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач;  структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;  овладение основными понятиями фразеологии; опознание фразеологических оборотов по их правилам;  различение свободных сочетаний слов и фразеологизмов; получение представлений о синонимичных фразеологизмах;  использование фразеологических оборотов в устной речи, в том числе замена фразеологизмов словами-синонимами и наоборот; получение сведений о фразеологизмах разных народов.

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и исправлений, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Характеристика основных  видов деятельности (УУД) по теме:

  • овладевают основными понятиями фразеологии;
  • опознают фразеологические обороты по их правилам;
  • различают свободные сочетания слов и фразеологизмы;
  • получают представление о синонимичных фразеологизмах;
  • используют фразеологические обороты в устной речи, в том числе заменяя фразеологизмы словами-синонимами и наоборот;
  • получают сведения о фразеологизмах разных народов.

Оборудование:

  • ПК; интерактивная доска, презентация к уроку, видеофайлы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

 1 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

-Внимание на экран!

Из видеосюжета выберите точные и образные выражения.

Включение  в деятельность

 мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л)

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К);

 саморегуляция (Р)

II. Постановка проблемы (основного вопроса урока).

3 мин.

Проблемная ситуация.

  Видеофайл № 1

-А вы, дети, знаете, что такое идиомы?

-Какова тема нашего урока?

 Слайд № 1

 Лексическое значение слова «фразеологизм».

- Как вы считаете, каковы задачи нашего урока?

- Что мы будем делать на уроке?

 

Да,

  • мы должны овладеть новыми понятиями,
  • научиться находить устойчивые сочетания слов,
  • определить их значение и роль в языке.

Работа с фразами,

поиск цели урока,

обучающиеся высказывание предположений,  

формулирование проблемного вопроса и темы урока.

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

5 мин.

1 Орфографический практикум

(стр.116 учебник).

 Сжигать мосты 

Бездонная бочка - человек, который может выпить много жидкости; (Сизифов труд, бочка данаид)

Забирать последнее – присваивать, обворовывать;

Вздохнуть свободно – почувствовать облегчение;

Воспрянуть духом – стать бодрым;

Положить на обе лопатки – победить;

 Вопросы:

-Объясните орфограмму, как она называется?  

- Подчеркните орфограмму.

– Назовите условия выбора орфограммы.

  • Как называются выражения, которые мы с вами записали?

Слайд № 2

Эпиграф.

Чтение эпиграфа.  

  • Чего не хватает в записи эпиграфа? 
  • Кто его автор?
  • Какая наука занимается изучением языка?
  • Каким разделом лингвистики занимаемся мы?

Записывают слова

Самопроверка

Отвечают на вопросы

Формулируют правила

Проверка домашней работы

Работа с фразами,

поиск основной  проблемы урока,

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками

Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П);

  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания (П);

 подведение под понятие (П);

 выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в   пробном действии (Р);

 волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 аргументация своего мнения и позиции (К);

 учет разных мнений (К);

Целеполагание(Р)

Высказывание предположения на основе наблюдений.

Формулирование проблемы урока. (П);

определение основной и второстепенной ин-

формации (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

III.Систематизация изученного.

Составление кластера.

1 мин.

Слайд № 3,4,5

Кластер

 

 

Самостоятельно составляют фрагменты кластера в технологические карты

осознанное и произвольное построение схематического знакового речевого высказывания (П);

IV. Открытие нового знания.

7 мин.

1.Выполнение упр. 257(устно)

Сделайте вывод:

  • Можно ли понимать фразеологизм прямо?
  • Каким словом можно заменить фразеологизм?

Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов для  мультфильма. Вот что у него получилось. 

Видеофайл № 2

1.Обрати внимание на фразеологизм «СПУСТЯ  РУКАВА»

  • Что он означает?
  • Можно ли поменять слова местами?

Делам вывод: фразеологизмы - неделимые словосочетания.

2. Составление предложения, 

выборочный синтаксический разбор.

  • Можно ли разбить фразеологизм на члены предложения?

 -Что такое фразеологизмы?

3.Самостоятельная формулировка правила

4. Проверка на стр.116

5.Смысловое чтение.

Сформулируйте вопрос к тесту на стр.117 

метод ознакомительного чтения; взаимопроверка

Предположения, выводы, самостоятельная формулировка  правила

Виды разборов

Запись в тетради

Обсуждение

Работа с учебником

Анализ, синтез, сравнение, обобщение,  (П);

использование знаково-символических средств(П);

подведение под понятие (П);

 установление причинно-следственных связей

(П);

 построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

 выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

 учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л);

V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений.

7 мин

  1. Задание

 Стр.117, упр. 259

Работа в группах (Лингвистическая игра)

  • Найдите соответствия.
  • Ответ запишите парами цифр.

Проверка.

Слайд № 6

Сделайте вывод:

  • Что дало вам выполнение этого упражнения?
  • Вы узнали новые значения фразеологизмов?
  • Каких?
  • А как вы думаете, ребята, откуда появляются фразеологизмы?

(Версии)

Внимание на экран!

 Видеофайл № 3

(Видеофильм «Зарубить на носу»)

  1. Задание

Стр. 119, Смайлик (Лингвистическая игра)

Прочитайте задание:

(Мальчики назовут  фразеологизмы, похожие по смыслу, а девочки выберут устойчивые выражения с противоположным значением)

Девочки запишут через тире, а мальчики – через запятую.

ПРОВЕРКА

Девочки

на экране  

Слайд № 7

Мальчики

на экране  

Слайд № 8

Сделайте вывод:

  • Какими бывают фразеологизмы?

Работа со словарями

Самостоятельная работа с использованием знаний по лексике и комментированием

Ответы на вопросы, графическое выделение

Повторение морфологии.

Творческая работа

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

  использование знаково-символических средств(П);

установление причинно-следственных связей

(П);

 построение логической цепи рассуждений, вы-

ведение следствий (П);

 самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

 осознанное и произвольное построение

речевого высказывания (П);

 контроль, коррекция, оценка (Р);

             Физминутка

2 мин.

             Слайд № 9

Физминутка

Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побьём друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

 Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

VI VI. Включение нового  знания в систему знаний и повторение.

8 мин

Работа в группах.

Речеведческий анализ текста.

Задания группам.

             Слайд № 10

  1. В предложенном тексте найдите и выпишите фразеологизмы с помощью нужного словаря.
  2. Определите стиль речи в тексте.
  3. Догадайтесь, о ком идёт речь в вашем тексте?

ПРОВЕРКА

     Слайды № 11,12,13

- Лидеры групп, дайте свою версию ответа.

Слайд № 14

  1. Задание
  • С помощью фразеологизмов дайте характеристику этому человеку.

Слайд № 15

Правила правописания

Включение нового  знания в систему знаний (П)

совершенствовать орфографические умения(П)

Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

 Строить логические рассуждения.(П)

VII. Итог урока.

3 мин.

Слайд № 16

Возвращение к ЭПИГРАФУ

Урока.

  • Как вы думаете, кто автор этих слов?

 Задание.

Закончить кластер:

  • Какой раздел лексикографии нас волновал сегодня?
  • Какой раздел лингвистики занимается изучением словарного состава языка?

Слайд № 17, 18

 

 

Итоги урока:

  • Что дала нам эта тема?
  • Что нового вы узнали?

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности (П);

 самооценка на основе критерия успешности

(Л);

 адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности (Л);

 выражение своих мыслей с достаточной пол-

нотой и точностью (К);

 использование критериев для обоснования своего суждения (К);

VIII. Рефлексия

1 мин.

 РЕФЛЕКСИЯ

Слайд № 19

Выберите нужный фразеологизм, определяющий вашу самооценку. 

IX. Домашнее задание.

1мин.

Слайд № 19

Домашнее задание

Д. у - Упр. 260;

В. у – упр. 260 + (  ⃰  )

Творческая работа по заданию на стр.118

Запись в дневниках

 Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.(П)

               Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)                                                    

Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе.  М. Мнемозина, 2003

   3.Рыбченкова Л.М., Алесандрова О.М и др. Русский язык 5класс.М.      Просвещение, 2014    

4.«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010

5.Быстрова Е.А. и др.Учебный фразеологический словарь русского языка. М. Просвещение, 2008

6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. Просвещение, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...