Словосочетание с зависимым инфинитивом
материал по русскому языку на тему
Статья посвящена дифференциации синтаксических функций инфинитива. Она может помочь учителям в решении сложных случаев квалификации инфинитива как члена предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosoch._s_zavisimym_infinit.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь самообразованию
Словосочетания с зависимым инфинитивом в составе предложения.
Автор: Гончаренко Т.Н., учитель МОБУ ООШ №24, Краснодарский край, Кореновский район
Функции инфинитива в русском языке.
Известно, что инфинитив может выполнять в предложении функции как главных, так и второстепенных членов предложения, например подлежащего: Поступить в институт- моя заветная мечта; сказуемого: Жить- Родине служить; дополнения: Я просила брата помочь мне отремонтировать квартиру; определения: Я знаю способ помирить друзей; обстоятельства: Мы остановились у ручья напиться.
Одним из трудных вопросов в определении функции инфинитива для учащихся является разграничение случаев, когда инфинитив является частью составного глагольного сказуемого или входит в группу сказуемого как второстепенный член предложения.
Инфинитив в составе сказуемого, в роли дополнения или обстоятельства зависит от спрягаемого глагола, т. е. на уровне словосочетания входит в состав глагольного словосочетания. Выбор функции инфинитива связан не столько с его значением, сколько с семантикой главного компонента.
Глагольные словосочетания с зависимым инфинитивом традиционно делят на две большие группы: словосочетания с субъективным инфинитивом и словосочетания с объективным инфинитивом. Если субъекты действий, названных глаголом, от которого зависит инфинитив, и самим инфинитивом, совпадают, инфинитив называется субъективным: я начинаю работать, ты хочешь учиться, он любит рисовать. Если «субъект действия, называемого инфинитивом, является объектом действия, называемого главным словом» словосочетания, инфинитив называется объективным: я разрешаю тебе работать, ты помогаешь мне учиться, он мешает мне рисовать.
Словосочетание с субъективным инфинитивом.
В словосочетаниях с субъективным в качестве главного компонента употребляются следующие глаголы.
1. Фазисные глаголы:
-глаголы, обозначающие начало действия: начать-начинать, стать, приступить-приступать, приняться- приниматься;
-глаголы, обозначающие продолжение действия: продолжить- продолжать, остаться- оставаться;
-глаголы, обозначающие прекращение действия: перестать- переставать, пркратить- прекращать, бросить- бросать, кончить- кончать, закончить- заканчивать, окончить- оканчивать.
2.Модальные глаголы, выражающие возможность/ невозможность, желание, стремление, попытки и т. п. совершать действия:
-глаголы, указывающие на умение и способность субъекта производить действие: мочь, уметь, суметь;
-глаголы, указывающие на желание субъекта производить действие: хотеть, желать, мечтать, надеяться;
-глаголы, обозначающие стремление, намерение, планы субъекта произвести действие: думать, вздумать, задумать, рассчитывать, стремиться, собираться, планировать, наметить, предположить, намереваться;
- глаголы, обозначающие попытки субъекта произвести действие: пытаться, попробовать;
- глаголы, обозначающие усилия, старания субъекта произвести действие: стараться, силиться;
-глаголы, указывающие на инициативу субъекта произвести действие: наняться, вызваться, взяться
- глаголы, указывающие на решение, внутренний настрой субъекта совершить действие: решить, согласиться, настроиться, готовиться, приготовиться.
3. Глаголы, выражающие оценку деятельности субъекта и его способности производить действие: успеть, ухитриться, умудриться, додуматься, догадаться.
4. Эмоциональные глаголы: любить, нравиться, обожать, предпочитать, ненавидеть.
5. Глаголы, выражающие ограничения в совершении действия или причину его несовершения: забыть, бояться, стесняться, устать, отказаться. В эту группу можно включить личные, употребляющиеся в значении безличных и выражающие пресыщенность совершением действия: надоесть, наскучить, опротиветь, разонравиться.
6. Глаголы, выражающие активизацию действия со стороны самого субъекта: обещать, грозить, угрожать, отважиться, смешить.
7. Глаголы, выражающие:
- приобретение навыка, умения что-нибудь делать: учиться, приучиться, привыкать, пристраститься, приноровиться, наловчиться;
- утрату навыка или привычки: отвыкать, разучиться, отучиться.
Инфинитив, зависимый от перечисленных выше глаголов, входит в состав сказуемого:
Мы бросили удить и начали грести к берегу… Я умею спать где угодно.
Есть особая группа глагольно- инфинитивных словосочетаний, примыкающая к словосочетаниям с субъективным инфинитивом . В этих конструкциях главный компонент представлен безличным глаголом, выражающим необходимость, результативность, а при употреблении с частицей не – отсутствие необходимости или результативности совершения действия. Данные глаголы содержат модально – оценочную сему. Характер оценивания определяется следующими условиями:
- есть ли необходимость действие производить : (не) стоит (стоило), ( не ) следует (следовало), надлежит (надлежало), (не ) полагается ( полагалось), (не) мешает ( не мешало) (бы);
- действие необходимо или не получается его произвести в силу каких-то не зависящих обстоятельств: (не) придётся (пришлось), (не) приходится (приходилось), случится (случилось) в значении «придётся» - случается (случилось), остаётся (осталось), предстоит (предстояло), выпадет (выпало);
- насколько это необходимо для самого субъекта: (не) терпится (терпелось), (не) устроит (устроило), (не) тянет (тянуло);
- получилось ли выполнить действие: (не) удастся (удалось)- (не) удаётся (удавалось), (не) получится (получилось)- (не) получается (получалось);
В предложении словосочетания с инфинитивом, зависимым от вышеперечисленных глагольных форм, также выполняют функции составного глагольного сказуемого:
Гуськову следовало поторопиться, чтобы поскорее уйти от деревни…После обеда полагалось ложиться отдыхать.
Словосочетания с объективным инфинитивом.
В словосочетаниях с объективным инфинитивом в роли главного компонента употребляются глаголы, выражающие побуждение к совершению действия со стороны другого лица.
Побуждение к действию выражают разные глаголы. По семантике они не равнозначны. По характеру побуждения их можно разделить на следующие группы:
- предложение, пожелание, приглашение, совет, рекомендация: предложить- предлагать, предписать- предписывать, советовать- посоветовать, пригласить- приглашать;
- просьба, мольба: просить- упросить, уговорить- уговаривать, молить, умолять;
- разрешение/ запрет: разрешить- разрешать, позволить- позволять, запретить- запрещать;
-задание, поручение, заказ: задать- задавать, поручить- поручать, заказать- заказывать;
- требование, приказ: приказать- приказывать, требовать- потребовать, велеть;
- принуждение: вынудить- вынуждать, принудить- принуждать, понуждать, заставить- заставлять;
- убеждение: убедить- убеждать;
- действие, стимулирующее выполнение какого-либо действия другим лицом: учить- научить, приучить- приучать, помочь- помогать;
- действие, препятствующее выполнению какого-либо действия другим лицом: мешать- помешать, не дать- не давать.
Инфинитив, зависимый от глаголов, выражающих побуждение к действию, выполняет функцию дополнения:
Директор велела в семь часов приходить на ужин, а пока что разрешила побродить по аллеям и дорожкам санатория.
Итак, в рассмотренных глагольно- инфинитивных словосочетаниях в одних случаях глаголы называют действия, относящиеся к одному субъекту( желать остаться, пытаться не лгать),в других- к разным субъектам( велеть работать, мешать учиться). Именно этот фактор и влияет на определение функции инфинитива.В примерах с субъективным инфинитивом спрягаемый глагол и инфинитив играют роль одного члена предложения- составного сказуемого, в примерах с объективным инфинитивом- роль разных членов предложения- сказуемого и дополнения.
Обстоятельственную функцию инфинитив обычно выполняет при глаголах направления и движения в пространстве. Глаголы, выражающие значение какого бы то ни было передвижения лица или предмета в пространстве, можно разделить на три группы:
- 1 собственно глаголы движения (бежать- бегать, идти- ходить):
В августе того же года я уезжал( зачем? С какой целью? ) поступить в институт.
-2 глаголы устремления предмета в пространство ( броситься, двинуться, ринуться):
Отец взял Павлика за руку, и они отправились на рынок покупать дыни.
-3 глаголы перемещения предмета в пространстве (брать, бросать, нести, тащить):
Тёсу навозил избу обшивать.
Обстоятельственную функцию инфинитив выполняет также при глаголах воздействия на лицо- объект типа звать, приглашать, торопить:
Писал Митя о том, что лежал в госпитале в Москве, и звал мать повидаться.
Употребление инфинитива в функции несогласованного определения обусловлено его связью с именами существительными.
Способностью сочетаться с инфинитивом, конечно же, обладает не всякое имя существительное. Связь с инфинитивом свойственна абстрактным именам. Это:
- природные свойства и склонности( свойство, способность, склонность, черта, дар, талант);
- умения( умение, навык, искусство);
- эмоциональные ощущения( скука, страдание, пытка);
- отрицательную оценку совершения действия( ошибка, глупость, позор);
- волеизъявление(запрет, предупреждение, предостережение).
При определении функции инфинитива, далеко не всё однозначно. В одних случаях инфинитив вместе с именем существительным выполняет роль составного глагольного сказуемого, в других- функции дополнения и несогласованного определения.
Роль вспомогательного компонента в составном глагольном сказуемом зачастую выполняют глаголы, прилагательные, слова категории состояния с модальным значением:
Я могу хорошо учиться; Ты желаешь с ним познакомиться? Я должен знать об этом; Мне необходимо уехать сегодня.
В позиции вспомогательного компонента может выступать не только слово, но и устойчивое сочетание или глагольно- именной описательный оборот, близкий по значению к модальному глаголу. Например, глагол мочь соотносится с таким сочетанием, как быть в состоянии:
…Разве в состоянии человеческая память угнаться за временем?
Отрицательными эквивалентами можно считать сочетания быть не в силах, не было (нет) сил:
Было чувство, что меня ударили в левую половину груди каким-то ужасным зазубренным орудием, которое я не в силах вытащить обратно.
Примыкает к этим случаям устойчивое сочетание (не) найти в себе силы:
Я даже не нашла в себе силы её уговорить.
Особенно продуктивны устойчивые обороты, построенные по модели «иметь+ имя сущ. с модальным значением»: иметь силы, иметь возможность, иметь способность, иметь желание, иметь стремление, иметь мечту, иметь надежду и т. д.:
Дамы имеют право пройти вперёд!
Внимательнее необходимо отнестись к таким примерам, где на первый взгляд инфинитив зависит от имени, а на самом деле- от глагольно- именного сочетания:
Тогда, чтобы успокоить его, она оставляла попытки объясниться и виновато протягивала к нему руки.
В глагольной части данного сложноподчинённого предложения первое сказуемое в ряду однородных- составное глагольное. В его составе вспомогательный компонент выражен глагольно- именным словосочетанием оставлять попытки. Инфинитив не может в этом случае выполнять никакую другую роль, кроме как основной части составного сказуемого, так как грамматически главный компонент выражает модальное значение.
Если же имена существительные со значением модального состояния выполняют в предложении роль подлежащего или дополнения, то зависимый инфинитив в этом случае- несогласованное определение:
…У меня пропало желание её дразнить. Появилась мысль спасти арестованного, освободить его…
В плане сочетаемости имён существительных с инфинитивом активно ведут себя отглагольные существительные, выражающие побуждение к действию: предложение, просьбу, разрешение, требование, совет, команду, приказ.
Если отглагольное существительное со значением волеизъявления входит в состав глаголь- именного описательного оборота, эквивалентного однокоренному глаголу, то зависимый инфинитив целесообразнее обозначать как дополнение, несмотря на возможность задать и определить вопрос:
Алёна отдала команду поставить груз в конце очереди.
Если же отглагольное существительное выполняет самостоятельную синтаксическую роль в предложении, то от такого существительного «напрашиваются» два вопроса: падежный и атрибутивный (определительный), и в этом случае зависимый инфинитив можно рассмотреть как синкретичный член предложения, совмещающий признаки косвенного дополнения и несогласованного определения:
По почте пришло письмо с родительской просьбой сняться вместе с невестушкой на карточку и прислать домой-с просьбой (какой? О чём?)
Существительные время, пора образуют словосочетания с зависимым инфинитивом в двусоставной конструкции типа: Настало время (пора )реализовывать планы; наступило время (пора) менять свои привычки. В таких предложениях инфинитив обычно выполняет роль определения.
Приведённые выше конструкции следует отличать от безличных предложений, где время и пора являются словами состояния и входят вместе с инфинитивом в состав главного члена:
Теперь об этом не время говорить .Внятный голос говорил, что пора просыпаться от пёстрых снов...
Вопрос о синтаксической функции инфинитива в предложении отнюдь не простой и очень объёмный, и, конечно же, невозможно рассмотреть его в пределах одной работы. Однако совершенно очевидно, что изучение структуры и семантики словосочетаний с зависимым инфинитивом, а также условий их реализации в речи оказывает помощь в разборе предложения по членам, в частности в определении синтаксической функции инфинитива.
Литература
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка.- М., 2000.
Бойко А.А. Сочетания с инфинитивом несовершенного вида в современном русском языке.- Л., 1973.
Гехтляр С.Я. Русский инфинитив: категориальная характеристика, функционирование.- Брянск, 1996.
Грамматика русского языка: Синтаксис.- М., 1954.- Т. 2.- Ч.1.
Жаркова А.В. Отражение глагольно- именной природы инфинитива в его синтаксических функциях. РЯШ.- 1981.-№4.
Золотова Г.А. О синтаксической природе русского инфинитива. Филологич. науки.- 1979.- №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"
Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...
проверочная работа по теме too/enough c инфинитивом
упражнения для проверки понимания темы...
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".
Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...
Открытый урок в рамках преемственности между начальной и средней школой в 5 классе «Словосочетание. Строение словосочетания. Связь слов в словосочетании».
В основе урока в соответствии с требованиями ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В ходе изучения учебного материала создаются условия для возникновения потребности включени...
Урок русского языка "Словосочетание.Главное и зависимое слово"(с презентацией)
Конспект урока с презентацией...