Урок русского языка "Словосочетание.Главное и зависимое слово"(с презентацией)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Конспект урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetanie.glavnoe_i_zavisimoe_slovo.pptx | 319.93 КБ |
slovosochetanie.glavnoe_i_zavisimoe_slovo.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составьте словосочетания: Вольная, ветер г улять, лес р одной, земля п илить, вода ц вести, дрова
РОДНОЙ ВПЕРЁД ЧУДЕСНАЯ БЕРЁЗА БЕЛОСТВОЛЬНАЯ В РЕКЕ КУПАТЬСЯ КРАЙ МЧАТЬСЯ ПЕСНЯ
Казаки-воины, защитники родины, вольные люди, имеющие свою культуру. Они всегда служили родной земле, своему народу и государству. Их жизнь была построена по особенному укладу: иначе воспитывали детей, любили жён и свою родину, безгранично почитали стариков .
Казаки – вольные люди, имеющие свою культуру.
СКАКАТЬ (на ком? к ак?) с какать на коне, скакать быстро КУПАТЬ (кого? в чём?) купать ребёнка, купать в лохани
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме «Словосочетание. Главное и зависимое слово» 5 класс
Цели: обобщить знания учащихся о словосочетании.
Задачи:
- Вспомнить, что такое словосочетание;
- Учиться находить главное и зависимое слово;
- Формировать умение вычленять словосочетания из предложения;
- Узнать, чем отличается слово от словосочетания;
- Учиться составлять словосочетания.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Петровна! Сегодня урок русского языка мы проведем вместе с вами.
Сегодня день солнечный, яркий.
Урок будет наш необычным.
Давайте друг с другом делиться
Своим настроеньем отличным.
- Посмотрите в окно, солнце дарит нам свое тепло. Подарите тепло друг другу, улыбнитесь. Улыбнитесь нашим гостям. Давайте начнем наш урок.
Мой любимый с детства край,
Нет роднее тебя и дороже!
Красоту мне свою открывай
Каждый день и каждый миг тоже!
-Ребята, о чем это стихотворение? (о родном крае) А что является родиной для всех людей без исключения? Планета наша таит в себе еще столько загадок , точно так же и планета русского языка еще не изучена вами. Впереди ещё много интересного, необычного.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, на остров. Но он не является новым и неизвестным. Вам знакомо название этого острова, и , более того, когда-то вы посещали его. Сегодня я предлагаю побывать в самых важных уголках острова, изучить его более подробно и стать его коренными жителями. Как же называется этот остров? Сейчас вы узнаете его название. Составьте слово , используя каждую третью букву из ленты.
Словосочетание.
Как звучит тема?
Запись темы в тетрадь.
Но это неполное название темы. Что такое словосочетание?Как называются эти слова?
Дописать тему.
Формулировка целей:
- Вспомнить, что такое словосочетание
- Учиться находить главное и зависимое слово
- Формировать умение вычленять словосочетание из предложения
- Узнать, чем отличается слово от словосочетания
- Учиться составлять словосочетания.
Для того,чтобы изучить остров, вам нужно выполнить задания.
«Составь словосочетание»
Возьмите листочки и запишите словосочетания в тетрадь. Что у вас получилось? какие трудности возникли, что приходилось делать? (изменять окончания, добавлять предлоги; с последними нельзя составить словосочетания)
Вывод: словосочетание-несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
Физминутка.
Отправляемся к следующей части нашего острова.
Следующее задание «Найди пару», работать вы также будете в парах. Что нужно сделать? (подобрать к словам из первого столбика подходящую по смыслу пару из второго)
Двое к доске.
Равноправны ли слова в словосочетаниях? Как определить главное и зависимое слово?
Определите главное и зависимое и поставьте вопрос.
Вывод: из чего состоит словосочетание? Состоит из главного и зависимого слова.
-Посмотрите на третью часть острова. Что там. Письмо от наших предков, тех, кто населял нашу донскую землю много лет назад. Тех, чьи традиции сейчас возрождаются. Кто это?
Прочитаем.
Казаки-воины, защитники родины, вольные люди, имеющие свою культуру. Они всегда служили родной земле, своему народу и государству. Их жизнь была построена по особенному укладу: иначе воспитывали детей, любили жён и свою родину, безгранично почитали стариков.
-Что перед нами? Определите тему, основную мысль текста.
-Посмотрите на задачи нашего урока и предположите, что мы будем делать.
Запись основной мысли в тетрадь. Выпишите словосочетания из данного предложения.
-Докажите, что это словосочетания. Как связь устанавливается? По вопросу.
Вывод: смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому.
-Ребята, откройте учебники на стр.61 и прочитайте правило. Есть ли в нем информация, о которой мы не говорили ? Значит мы все изучили.
-Посмотрите на доску. Что здесь изображено?какие действия совершают? Составьте, используя вопросы, словосочетания и сделайте вывод, изменилось ли что-нибудь?
-Как называется предмет? Круглая или овальная посудина для стирки белья, мытья посуды или других хозяйственных надобностей.
Вывод: словосочетание более точно, чем слово, называет предметы, действия, признаки.
Итог. Что такое словосочетание?
Домашнее задание: составить 5 словосочетаний об уроке или составить три предложения с понравившимися словосочетаниями.
Рефлексия.
Работать с вами было очень мне приятно.
Вы умницы, похожих ещё нужно поискать.
Надеюсь на уроке вам было все понятно,
Я попрошу вас это сейчас мне показать.
- У вас на столах листочки, выберите и поднимите вверх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"
Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово"
Презентация к уроку русского языка по теме "Обобщающее слово" . ФГОС технология деятельностного метода....
Интегрированный урок русского языка и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"- презентация
Интегрировонный урок в математическом классе по теме" Предлоги и союзы"...
Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания при словах, грамматически не связанные с членами предложения".
Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала....
Конспект урока русского родного языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта»
На уроке используются методы и приёмы технологий проблемного обучения и деятельностного подхода ( деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная работа; проблемный мет...