Календарно-тематическое планирование уроков «Русский язык» 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков «Русский язык» 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_7_rus.docx | 96.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков «Русский язык» 7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Планируемые результаты | Практические работы | Формы контроля | |
Предметные результаты | Метапредметные и личностные УУД) | ||||||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Русский язык – один из славянских языков. Славянские языки – родственные языки. Содержание и на значение УМК. | Знать: Отражение в языке культуры и истории народа Русский речевой этикет. Содержание и назначение УМК. Условные обозначения грамматических разборов. Уметь ориентироваться в учебнике | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка | Анализ текстов, выявление главного и существенного. Создать устное высказывание, доказать, что язык – общественное явление. Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: “Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ”? | Индивидуальный контроль |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ ( 10ч) | |||||||
2-3 | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 2 | Синтаксис. Пунктуация. Слово сочетание, его структура. Простые и сложные предложения. | Знать: понятия синтаксис, пунктуация, значение знаков препинания для понимания текста, отличие простого предложения от сложного. Уметь: выделять и разбирать словосочетания, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения, выполнять синтаксический разбор предложений. | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам. | Текущий контроль |
4-5 | Лексика и фразеологии | 2 | Лексический состав языка. Лексические нормы русского языка | Знать: понятия лексика, лексическое значение слова; фразеология Уметь: определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова | Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять. Уметь пользоваться словарями, создавать художественные тексты, используя выразительно – изобразительные средства. | Анализ художественного текста, работа со словарём. | Словарная работа, объяснительный диктант |
6 | Фонетика и орфография | 1 | Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. | Знать: понятия фонетика, графика, орфография; различия между гласными и согласными звуками. Уметь: производить фонетический разбор слова | Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме. | Фонетический разбор, текст, редактирование звучащей речи. | Текущий контроль |
7-8 | Словообразование и орфография | 2 | Морфемы. Способ образования слов. Правописание морфем. | Знать: понятия морфемика, мор фема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова. Уметь: определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Работа по карточкам, индивидуальная работа: предупредительный диктант | Словарная работа, комплексный анализ текста |
9-10 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 2 | Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. | Знать: отличие самостоятельных и служебных частей речи, особенности глагола как части речи. Уметь: классифицировать части речи, выполнять морфологический разбор различных частей речи; соотносить и обосновывать выбор орфограмм с морфологическими условиями и опознавательными признаками | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Работа с перфокартами, объяснительный диктант. | Фронтальный опрос |
11 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | Правописание частей речи. Главные и второстепенные члены предложения. | Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами. | Способность к самооценке. | Диктант с грамматическим заданием | |
12 | Текст. Стили литературного языка | 1 | Текст. Средства связи предложений в тексте. Особенности стилей. | Знать: что такое текст, типы текстов и стили. Уметь: озаглавливать текст, делить на абзацы, определять тип и стиль текста; соотносить стили текстов и жанры. | Извлекать информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия. | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему текста, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, уметь составить план. | Индивидуальный контроль |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 76 часов) | |||||||
13 | Причастие как часть речи. | 1 | Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль. | Знать: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия. Уметь: находить и дифференцировать причастия по указанным признакам, отличать причастия от глаголов и прилагательных. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке. | Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи | Текущий контроль, словарная работа |
14 | Публицистический стиль речи. | 1 | Публицистический стиль. его жанры, языковые особенности. | Знать: публицистический стиль как функциональная разновидность языка. Уметь: находить признаки публицистического стиля, создавать устное выступление в публицистическом стиле, подбирать примеры текстов изучаемого стиля; составлять развернутый план выступления. | Извлекать информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета | Составление таблицы « Публицистический стиль и его признаки», чтение текстов. их сравнение, анализ. | Свободный диктант (упр.63). |
15 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях | 1 | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Знать: особенности склонения причастий, правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Уметь: склонять причастия, применяя алгоритм определения падежного окончания причастий. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы. | Осложнённое списывание | Словарно-орфографическая работа |
16-18 | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | 3 | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. | Знать: определение причастного оборота, условия обособления причастного оборота Уметь: определять причастный оборот, опознавать одиночные причастия и причастные обороты, определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию. | Объяснительный, рас-пределительный диктанты. Работа по карточкам. Редактирование текста. | Фронтальный опрос |
19 | Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. | 1 | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова). | Знать: виды словесного описания внешности человека, роль портрета в художественном произведении Уметь: находить и анализировать портретные описания человека; анализировать роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | Комплексный анализ текста, словарно-орфографическая работа |
20 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления | Знать: признаки действительных и страдательных причастий Уметь: отличать виды причастий друг от друга, находить действительные и страдательные причастия в текстах, выделять причастные обороты | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.). | Распределительный диктант | Текущий контроль |
21 | Краткие страдательные причастия. | 1 | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении. | Знать: особенности краткой и полной формы страдательных причастий, синтаксическая роль полных и кратких причастий Уметь: распознавать краткие и полные формы страдательных причастий, определять синтаксическую роль причастий | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Работа по карточкам | Фронтальный опрос |
22-23 | Действительные причастия настоящего времени. | 2 | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Знать: особенности образования действительных причастий настоящего времени, суффиксы действительных причастий настоящего времени Уметь: распознавать действительные причастия настоящего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании действительных причастий настоящего времени. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека. | Словарный диктант |
24 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы | Знать: особенности образования действительных причастий прошедшего времени, суффиксы действительных причастий прошедшего времени Уметь: распознавать действительные причастия прошедшего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании действительных причастий прошедшего времени; составлять вопросный план текста. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета. | Творческое списывание | Текущий контроль, словарно-орфографическая работа |
25 | Сжатое изложение | 1 | Составление вопросного плана. | Найти в тесте причастия, которые являются ключевыми словами. | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. | Изложение | |
26-27 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 2 | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия. | Знать: особенности образования страдательных причастий настоящего времени, суффиксы страдательных причастий настоящего времени Уметь: распознавать страдательные причастия настоящего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия». | Текущий контроль, комплексный анализ текста |
28 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Знать: особенности образования страдательных причастий прошедшего времени, суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Уметь: распознавать страдательные причастия прошедшего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных причастий прошедшего времени; отличать причастия от прилагательных. | Словарный. распределительный диктанты. | Словарный диктант | |
29 | Гласные перед одной и двумя буквами Н_в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Знать: правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Уметь: применять орфографическое правило при написании гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастиях; составлять сложные предложения, включая в них причастия и причастные обороты. | Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы. | Диктант «Проверь себя». | Текущий контроль, |
30-31 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 2 | Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола. | Знать: отличительные признаки причастий и отглагольных прилагательных, правило написания Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: отличать причастия и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; составлять предложения с прямой речью, использую представленные словосочетания | Распределительный диктант. | Текущий контроль | |
32-33 | Н и Н Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | 2 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. | Знать: отличительные признаки причастий и отглагольных прилагательных, правило написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Уметь: отличать причастия и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; заменять глаголы на краткие причастия и или прилагательные на однокоренные причастия; составлять текст в публицистическом стиле. | Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы | Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? | Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа |
34 | Выборочное изложение. (художественное описание портрета литературного героя). | 1 | Описание внешности героя художественного произведения. | Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя особенности авторского стиля и отбирая материал на одну из тем, озаглавливать текст, включать в текст причастия и причастные обороты. | Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста с изменением формы лица; соблюдать в процессе письменного | Изложение. | |
35 | Морфологический разбор причастий. | 1 | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. | Уметь: характеризовать причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Морфологический разбор причастия. | Фронтальный опрос |
36-38 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 3 | Правило написания НЕ с причастиями. | Знать: правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и другими частями речи. Уметь: применять орфографическое правило при написании НЕ с причастиями и другими частями речи, подбирать синонимы и синонимические конструкции к причастиям; определять стилевую принадлежность текста, определять основную мысль. | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.). | Объяснительный диктант. | Текущий контроль |
39-40 | Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 2 | Страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. | Знать: правило написания букв О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; правило постановки знаков препинания при причастном обороте. Уметь: применять правило написания букв О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, составлять предложения, использую представленные слова и словосочетания; расставлять знаки препинания при причастном обороте. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях. | Словарно-орфографическая работа | Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа |
41 | Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие». | 1 | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий. | Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами. | Способность осуществлять самоконтроль. | Работа с текстами разных стилей и жанров. | Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа |
42 | Контрольный диктант. | 1 | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | Уметь правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, морфологически разбирать причастия, делать синтаксичский разбор предложения с причастным оборотом, видеть суффиксы причастий. | Способность осуществлять самоконтроль. | Диктант | |
43 | Деепричастие как часть речи | 1 | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий. | Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Объяснительный диктант. | Текущий контроль |
44-46 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 3 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. | Знать определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме. Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота: правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам; правильно строить предложения с деепричастным оборотом. | Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты. | Комментированный диктант. | Групповая работа |
47 | Раздельное на писание не с деепричастиями | 1 | НЕ с деепричастиями. | Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными. Уметь правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными). | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Объяснительный диктант. | |
48 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование. | Знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия несовершенного вида; суффиксы деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида; заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты; уметь правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (черпая, балуясь и др.). | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Диктант “Проверь себя” | Текущий контроль |
49-50 | Деепричастия совершенного вида | 2 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование. | Знать, что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия совершенного вида; суффиксы деепричастий Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие; образовывать деепричастия совершенного вида; заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида; заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями, находить и выделять на письме деепричастные обороты совершенного вида. | Анализ текста | Текущий контроль, комплексный анализ текста | |
51-52 | (Р) Сочинение- рассказ на ос нове картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. У. 187 | 2 | Рассказ по картине. | Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе. Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа). | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Упр. 187 | Сочинение- рассказ |
53 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Способы образования деепричастия; правописание НЕ с деепричастиями. Запятые при деепричастном обороте. | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Редактирование текста. | Индивидуальный контроль |
54-56 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие». | 3 | Способы образования деепричастий. Правописа-ние НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте. | Уметь распознавать деепричастия; по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи. Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи. | Способность к самооценке | Редактирование текста, осложнённое списывание. | Осложнённое списывание. |
57 | Контрольный диктант. | 1 | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте. | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи. | Способность осуществлять самоконтроль. | Диктант | |
58 | Наречие как часть речи. | 1 | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении. Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям;. находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Выписать слово-сочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом. | Фронтальный опрос |
59-60 | Смысловые группы наречий. | 2 | Разряды наречий по значению. Употребление наречий. | Знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий. Уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении; употреблять наречия для связи предложений в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения. | |
61 | Степени сравнения наречий | 1 | Образование степеней сравнения наречий. | Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени. Уметь образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наре чия и прилагательные в форме сравнительной степени. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения. | Опрос |
62 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи. | Знать порядок морфологического разбора наречия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) наречия. | Способность определять последовательность действий, работать по плану | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как часть речи. |
63 | Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища». | 1 | Сочинение-рассуждение | Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст- рассуждение на заданную тему. | Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствовании, достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста. | Сочинение-рассуждение на тему |
64-65 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на 0- Е. | 2 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е. | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; знать о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е; разграничивaть наречия с не и краткие прилагательные с не; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета. | Подобрать к наречиям синонимы с при ставкой НЕ, затем антонимы. | Осложнённое списывание. |
66-67 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 2 | Правописание отрицательных наречий, отрицательных местоимений. | Знать условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений. Уметь правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснительный диктант. | ||
68-69 | Н и НН в суффиксах наречий на 0-Е. | 2 | Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0- Е. | Знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо. | Комментированное письмо. |
70 | Описание действия. | 1 | Сочинение-описание действий (на основе наблюдений). | Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности Уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; находить и устранять ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля. | Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста. | Сочинение- описание |
71 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий. | Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наре чий; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0;-Е. | Распределительный диктант. |
72 | Сочинение в форме репортажа или интервью 0 процессе труда по личным наблюдениям. | 1 | Сочинение-репортаж. Особенности жанра. | Знать особенности жанров публицистического стиля -- репортажа и интервью, их языковые особенности, композицию; определять и формулировать основную мысль сочинения. Уметь создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрывать основную мысль сочинения. | Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста. | Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям |
73 | Буквы о и а на конце наречий | 1 | Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ-. ДО-. С-. В-. НА-. ЗА-. | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | «Четвертое лишнее». Определить роль на-речий в тексте | Опрос |
74 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | Дефис между частями слова в наречиях. | Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета. | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. | Фронтальный опрос |
75-76 | Слитное и раздельное написание наречий. образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарем. | Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий». | Предупредительный диктант. |
77 | Описание внешности и действий человека по картине Е.Широкова «Друзья». | 1 | Сочинение-описание действий (на основе наблюдений). | Знать особенности описания внешности и действий человека, ком позицию рассказа по картине. Уметь создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени). | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на рисунке; создавать устный или письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка. | Сочинение-описание. | |
78 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и. неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением Ь после шипящих на конце слова, по видам орфограмм. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарем | Записать слово-сочетание, сделать вывод о правописании Ь на конце наречий. | Выборочный диктант. |
79 | Повторение темы «Наречие». | 1 | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий. | Уметь распознавать наречия. Знать группы наречий, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила. | Способность к самооценке | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. | Предупредительный диктант. |
80 | Контрольный диктант. | 1 | Правописание наречий. Виды разборов на основе аудируемого текста | Безошибочно писать текст на слух. Выполнять все виды разбора. | Способность осуществлять самоконтроль | Диктант | |
81 | Анализ диктанта | 1 | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий. | Различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей. | Работа над ошибками | Объяснительный диктант. | |
82-83 | Категория состояния как часть речи. | 2 | Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи. | Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Синтаксический разбор предложений. | Групповая работа |
84 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 | Морфологические признаки категории состояния. | Знать план морфологического разбора категории состояния. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния. | Способность определять последовательность действий, работать по плану | Морфологический разбор. | Редактирование текста. |
85-86 | Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Паустовский «Обыкновенная земля»). | 2 | Сжатое изложение -описание состояния человека или природы. | Знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста. Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме). | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свернутой форме с изменением лица; соблюдать в процессе воспроизведения текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; владение диалогом и нормами речевого поведения. | Изложение. | |
87 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. | Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы. | Работа с текстом. | Фронтальный опрос |
88 | Предлог как служебная часть речи. | 1 | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. | Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания. Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога. | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога. | Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа | |
89 | Употребление предлогов | 1 | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными порядковыми числительными и причастиями. | Знать об однозначных и многозначных предлогах. Уметь определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием под ходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами. | Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы. | Редактирование текста. | Предупредительный диктант. |
90 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Непроизводные и производные предлоги. | Знать неморфологический способ образования производных пред логов; отличия производных предлогов от непроизводных. Уметь находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги; уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы. | Работа с текстом. | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными. |
91 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | 1 | Простые и составные предлоги. | Знать, какие предлоги являются простыми, какие - составными; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи. Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами. | Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать. | Работа по карточкам | |
92 | Морфологический разбор предлога | 1 | Морфологический разбор предлога | Знать порядок морфологического разбора предлога. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога. | Способность определять последовательность действий, работать по плану | У. 306 Озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлогами Морфологический разбор предлога | Фронтальный опрос |
93-94 | Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В.Сайкина «Детская спортивная школа»). | 2 | Рассказ на основе увиденного на картине | Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека. Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека. | Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствовании, достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме. | Упр. 307 | Рассказ-репортаж |
95-97 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 3 | Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. | Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы. | Составление таблицы: “Различайте написания предлогов и других частей речи”. Составление устного высказывания о слитном и раз дельном написании производных предлогов. | Объяснительный диктант. |
98-99 | Предлог. Повторение темы | 2 | Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний. | Уметь различать разряды предлогов по происхождению и составу, правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы. | Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически. | Опрос |
100 | Союз как часть речи. | 1 | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы – синонимы. | Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного. Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Объяснительный диктант. | |
101 | Простые и составные союзы | 1 | Простые и составные союзы | Знать, какие союзы являются простыми, какие - составными. Сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка». Уметь находить простые и составные союзы; составлять предложения с составными союзами. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Составление предложений по схемам | Графический диктант |
102-103 | Союзы сочинительные и подчинительные | 2 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразуюшая роль союзов. | Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные. Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор. | Опрос |
104 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. | Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении. Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных; определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую. | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое. | Работа по карточкам |
105-107 | Сочинительные союзы. | 3 | Группы сочинительных союзов по значению. Употребление сочинительных союзов для связи целого текста. | Знать группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные); перечень союзов, входящих в каждую группу; текстообразующую роль союзов. Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов (как..., так и, не только...,но и, не то..., не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения; уметь употреблять запятую перед второй частью составных союзов; употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочиненные предложения по указанным схемам | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое. | Предупредительный диктант. |
108-110 | Подчинительные союзы | 3 | Группы подчинительных союзов по значению. Употребление подчинительных союзов. | Знать группы подчинительных союзов по значению; перечень союзов, входящих в каждую группу. Уметь определять значения подчинительных союзов; группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов; составлять сложные предложения из простых с использованием подчинительных союзов; составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам. | Составление предложений по схемам. | Найти ошибки в построении. | |
111 | Морфологический разбор союза | 1 | Морфологический разбор союза. Разряды союзов по строению и значению. | Знать порядок морфологического разбора союза. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) союза. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Комплексный анализ текста. Найти и исправить ошибки в построении предложений. | Фронтальный опрос |
112 | Сочинение-рассуждение на основе прочитанного. «Книга - наш друг и советчик». | 1 | Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности. | Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля. Уметь подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему; составлять план сочинения-рассуждения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему. | Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Сочинение-рассуждение. | |
113-115 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 3 | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов также, тоже, чтобы, зато от других частей речи. | Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом... Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы | Составить таблицу “Отличайте союзы от других частей речи” | Свободный диктант |
116-117 | Закрепление изученного по теме «Союз». | 2 | Общее и отличное между предлогами и союзами. Употребление предлогов и союзов. | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски. | Способность к самооценке | Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам. | Опрос |
118 | Контрольный диктант | 1 | Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. | Безошибочно писать текст на слух. Выполнять все виды разбора. | Способность осуществлять самоконтроль | Диктант с грамматическим заданием. | |
119 | Анализ диктанта | 1 | Классификация и исправление допущенных ошибок. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры. | Работа над ошибками | ||
120 | Частица как часть речи | 1 | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них. разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола: употреблять частицы для выражения смысловых оттенков | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Определить значение частиц в тексте. | Фронтальный опрос |
121-122 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Знать о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); знать перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами. Уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета. | Составить связный текст «Мир и дружба”, употребить глаголы в повелительном наклонении с формообразующими частицами. | |
123-125 | Смысловые частицы | 3 | Модальные частицы: вопросительные, указательные, восклицательные. | Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; группы смысловых частиц Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; уметь выразительно читать предложения со смысловыми частицами; определять смысловые оттенки, которые вносят частицы в предложение; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях. | Заполнить таблицу “Частицы” примерами. | Объяснительный диктант. | |
126-127 | Раздельное и дефисное написание частиц | 2 | Раздельное и дефисное написание частиц | Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Работа с текстом. Составить устное высказывание “Дефис в словах между частями слова”. | Свободный диктант. |
128-129 | Сочинение рассказ с использованием сюжета картины (К Ф. Юон«Конец зимы. Полдень» ) | 2 | Сочинение рассказ | Знать особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе. Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; про износить этот текст (не читая). | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на рисунке; создавать устный или письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка. | Упр. 382 | Сочинение рассказ с использованием сюжета картины. |
130 | Морфологический разбор частицы | 1 | Общее значение, правописание частиц. | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) частицы. | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами или начинались вопросительными. Составить предложения с функциональными омонимами ДА (союз – частица), ЛИ (союз – частица). | Парная работа |
131-133 | Отрицательные частицы не и ни | 3 | Отрицательные частицы не и ни. Их роль. Значение. | Знать, что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; знать функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни. Уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; уметь вести самостоятельный поиск информации; определять успешность своей работы. | Составление предложений. | Предупредительный диктант |
134-136 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ. | 3 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. | Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи. Уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не-; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не. | Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-приставкой. частью корня и частью приставки. | Объяснительный диктант. | |
137 | Сочинение- рассказ по данному сюжету Упр. 402 | 1 | Сочинение- рассказ по данному сюжету | Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога. Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев. | Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания письменного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Упр. 402 | Сочинение |
138-140 | Различение на письме частицы НИ. союза НИ-НИ и приставки НИ-. | 3 | Правописание НИ с разными частями речи. Различение выражений НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК..., НЕ КТО ИНОЙ, КАК..., НИЧТО ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ. | Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни - ни. Уметь различать на письме частицу ни, приставку ни-, союз ни - ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы. | Работа с перфокартами. | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. |
141-142 | Повторение изученного о частицах. | 2 | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности, передачи разных смысловых оттенков речи, различать “не” – “ни”, безошибочно употреблять с разными частями речи. | Способность к самооценке | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том. что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения». | Фронтальный опрос |
143 | Контрольный диктант. | 1 | Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи. | Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами, воспроизводить звучащий текст в соответствии с нормами письма. | Способность осуществлять самоконтроль | Диктант с грамматическим заданием. | |
144 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи. | Работа над ошибками | |||
145-146 | Изложение с элементами сочинения. | 2 | Рассказ от своего имени на основе прочитанного | Уметь адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, определять его принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письме типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства, создавать собственное высказывание на основе текста, соблюдать лексические и грамматические нормы современного литературного языка | Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Изложение. | |
147-148 | Междометие как часть речи. | 2 | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий. | Знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление междометий в значении других частей речи. Уметь находить междометия в предложении; группировать предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия. | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.). | Составить таблицу “Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов. | |
149-150 | Дефис в междометиях | 2 | Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях. | Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора прав ильных написаний; выделять междометия знаками препинания; составлять диалог, включая в него междометия; выразительно читать предложения с междометиями | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило. | Конструирование предложений с междометиями. | Объяснительный диктант. |
151 | Знаки препинания при междометиях. Морфологический разбор междометия. | 1 | Знаки препинания при междометиях. Морфологический разбор междометия. | Уметь использовать междометия и звукоподражательные слова в собственной речи, находить и определять их значение в художественном произведении, уместно ставить знаки препинания при междометиях | Способность определять последовательность действий, работать по плану. | Распределить междометия по рубрикам в таблице (эмоциональные, побудительные). Продолжить ряд междометий, которые произошли от других частей речи и сохраняют их некоторые признаки. | Индивидуальный контроль |
152 | Разделы науки о русском языке. | 1 | Цели изучения языка. Разделы науки о русском языкe. | Знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни. Уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания. | Оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. | Заполнить таблицу “Разделы науки о русском языкe”. | |
153-154 | Текст. Стили речи | 2 | Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте. | Знать признаки текста; виды текста, их отличие друг от друга; стили речи и их особенности, их отличие друг от друга; группировку жанров по стилям речи. Уметь определять вид текста, принадлежность текста к стилю речи; группировать жанры по стилям речи; доказывать принадлежность текста к стилю речи. | Извлекать информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия. | Анализ текстов разных типов и стилей. | Анализ текстов разных типов и стилей. |
155-156 | Контрольное сочинение. | 2 | Сообщение как разновидность повествования. Научный и официально-деловой стиль. Монолог. | Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов или о событиях своего класса в жанре заметки информационного характера. Определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи, определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки, соблюдать нормы литературного языка. | Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; способность оценивать и редактировать чужие тексты в письменной форме. | Сочинение на предложенную тему | |
157 | Фонетика. Графика | 1 | Орфоэпические нормы. | Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке; порядок фонетического разбора слова. Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением; производить фонетический разбор слов. | Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме. | Заполнить таблицу “Звуки русского языка” | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражнение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика. |
158 | Лексика и фразеология | 1 | Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слов, употребление слова в несвойственном ему значении). Фразеологизмы | Знать определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке; назначение слов и фразеологизмов в языке; отличие лексического значения от грамматического; общее и различное у синонимов, антонимов; роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка. Уметь рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания; определять лексическое и грамматическое значение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение. | Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять. Уметь пользоваться словарями, создавать художественные тексты, используя выразительно – изобразительные средства. | Редакторская правка. | Объяснить причину появления ошибок. |
159 | Морфемика. Словообразование. | 1 | Способы образования слов, правописание морфем. | Знать определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке; назначение значимых частей слова; способы образования слов; порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора. Уметь рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания; группировать слова по способам их образования; обозначать состав слов и подбирать исходное слово; производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор. | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Морфологический и словообразовательный анализ слова. | Объяснительный диктант. Диктант “Проверь себя”. |
160-161 | Морфология | 2 | Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка. | Знать определение морфологии как раздела науки о языке; определение части речи; три группы частей речи в русском языке; морфологические признаки частей речи; синтаксическую роль частей речи; морфологический разбор слова. Уметь рассказывать о частях речи в форме научного описания; определять части речи в предложении; определять синтаксическую роль указанных частей речи; производить морфологический разбор слов | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию | Анализ текста. | Предупредительный диктант. |
162-163 | Орфография | 2 | Орфографические нормы. | Знать определение орфографии как раздела науки о языке; определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы; опознавательные приметы орфограмм; места орфограмм в слове и между словами; условия выбора орфограмм. Уметь рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания; находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме. | Комплексный анализ текста. | Предупредительный диктант. Творческое и осложнённое списывание. |
164-165 | Синтаксис | 2 | Синтаксические нормы. Отличия словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор. | Знать определение синтаксиса как раздела науки о языке; назначение словосочетаний и предложений в языке; строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения; виды предложений по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения; синтаксический разбор предложения. Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются; находить предложения с деепричастными оборотами; сложные предложения. | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи | Составление схем, конструирование по схемам. | Графический, объяснительный диктанты |
166-168 | Пунктуация | 3 | Пунктуационные нормы. Пунктуационный разбор | Знать определение пунктуации как раздела науки о языке; о связи между синтаксисом и пунктуацией; условия постановки различных знаков завершения; условия постановки знаков препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге. Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания. | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста. Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи | Пунктуационный разбор предложения | Графический, объяснительный диктанты |
169 | Контрольный диктант. | 1 | Диктант с грамматическим заданием. | Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста. Языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации. | Способность осуществлять самоконтроль | Комплексный анализ текста. | |
170 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | ||||
171 | Заключительный урок | 1 | |||||
172-175 | Резервные уроки | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)
Календарно-тематическое планирование (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)
Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)
Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по АООП ООО, 170 ч. (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по АООП ООО...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...