Рекомендации по написанию сочинения ОГЭ 15.1
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Краткие практические рекомендации по написанию сочинения ОГЭ на лингвистическую тему 15.1: композиция, пошаговый алгоритм написания, примеры готового текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.1_dubl.docx | 12.3 КБ |
Предварительный просмотр:
15.1 Сочинение на лингвистическую тему
Необходимые условия успешного выполнения задания 15.1:
- объяснить смысл приведенного высказывания;
- найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, иллюстрирующих лингвистическое явление в высказывании, определить их роль в тексте;
- аргументировать свое объяснение найденными примерами из прочитанного текста;
- сформулировать вывод, подтверждающий тезис;
- четко и логично выстроить композицию работы:
- проверить работу на наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.
Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Структура:
Доказываем тезис (высказывание автора) с помощью двух аргументов (примеры из текста и их роль в тексте) и утверждаем истинность тезиса в выводе.
Схема:
I абзац: вступление. Приведенное высказывание и его комментирование, раскрывающее смысл высказывания.
II и III абзацы: 1-й и 2-й аргументы из прочитанного текста, подтверждающие правильность тезиса, и раскрытие их роли в данном тексте.
IV абзац: вывод. Возвращение к тезису и выражение согласия с автором.
Рекомендации
1. Использование клише - типовых конструкций, употребляемых в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.
Клише для вступления:
Автор пишет о...
В высказывании автора... говорится о...
Как отмечает автор...
Бесспорно мнение автора о том, что...
Я полностью согласен с автором...
Не могу не согласиться с...
Я поддерживаю мнение...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания
Попробую доказать эту мысль примерами из текста
Клише для аргументации:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...
Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения...
Пример можно найти в предложении №...
Рассмотрим предложение... В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения..., в котором автор использует...
Рассмотрим в качестве примера предложение№... Это подтверждает наш вывод о том, что...
Клише для заключения:
Таким образом, ... Итак, ... В заключение... Как видим, ...
Итак, можно увидеть, что...
Нам удалось доказать, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...
Принципы работы с клише:
1. Выбирайте из списка предложенных клише те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2. Правильно включайте исходный текст в готовые речевые формулы (клише), при необходимости изменяйте их, соблюдая требования грамматики и культуры речи.
3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.
Синонимы, которые помогут избежать повторов:
Автор цитаты: лингвист, ученый, языковед, автор высказывания, филолог.
Он утверждает: считает, пишет, рассуждает, полагает.
Высказывание: цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Высказывание автора верно: понятно, справедливо, бесспорно, неоспоримо.
Алгоритм работы:
1. Внимательно прочитайте цитату. Осмыслите ее. О чем в ней говорится? Выделите ключевые слова.
2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятие, обозначенное ключевыми словами.
3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.
4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.
Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.1
Пример 1
Шаг 1. Читаем высказывание. Определяем ключевые слова.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: "Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям".
Шаг 2. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.
(1)До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять... (2)Забрать... (3)Да что там церемониться! — украсть.
(4)Да-да, налицо была кража. (5)Пусть ерундовая, пусть совершенная восьмилетней девчонкой, но все же кража. (6)Было бы понятно, если б я использовала их по назначению. (7)Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8)Так ведь нет! (9)Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку, — наивная неосмотрительность! (10)И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.
(11)Смешно сказать! (12)Меня волновал прекрасный, как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13)Четкий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14)И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15)Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.
(16)Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. (17)Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. (18)Так было нужно — заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19)Уж очень мама хотела этого.
(20)Я же равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21)И вот так-то однажды я и обнаружила между решеткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22)Патроны с губной помадой: красные, блестящие желтые, белые — лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запыленные. (23)Но поразила меня не столько их кажущаяся ненужность, нет, я знала, что учительница тщательно ухаживает за своими губами, — а их количество. (24)Зачем столько помады для одного рта? (25)Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и, ощущая некоторое деловое нетерпение, стала осматривать все это богатство. (26)В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27)Каков был ход моих рассуждений? (28)И вообще знала ли я тогда, что взять чужую вещь — это значит украсть? (29)Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30)Без спроса. (31)Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33)Чуть ли не семь-восемь... (34)Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный — белый патрон и сунула его в карман платья. (35)А в следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красивых тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36)Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.
(37)В это время со двора возвратилась учительница. (38)Я очень спокойно сидела на крутящемся черном табурете, положив руки на клавиатуру. (39)Учительница села на свой стул рядом и помолчала.
(40)— В последнее время, — мягко и лениво, как всегда, проговорила она, — у меня стала пропадать губная помада... (41)Ты не знаешь, кто ее крадет?
(42)Я молчала. (43)Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не столько потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44)Противная, очень противная штука вранье! (45)Все мои мысли в этот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46)Моей же учительнице было наплевать на вранье, она словно и не сомневалась, что так и будет.
(47)— Это ужасно... ужасно... — повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48)Я смирно сидела рядом, напряженно вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.
(49) — Что же с тобой будет? (50)Послушай, девочка, а ты не больна?
(51)— Нет! — удивившись, ответила я. — (52)Почему больна?
(53)— Есть такая болезнь — клептомания. (54)Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55)Болезнь, понимаешь?(56)Это очень серьезная болезнь. (57)Ею один граф болел. (58)Богатый был, именьями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59)В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60)Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.
(61)Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62)Там было написано: (63)«Уважаемая такая-то! (64)Ваша дочь ворует. (65)У меня она украла три шт. губной пом. (66)Прошу возместить три руб. (67)И заняться воспитанием своего реб.».
(68)— Что так долго? — спросила мама, открыв дверь. — (69)Зазанималась?
(70)«Бедная мамочка...» — подумала я, почему-то очень жалея ее. (71)Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то вяло, на выдохе, сказала:
(72)— Мам, я воровка...
(73)— Чего-чего? — спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись.
(74) «Бедная мамочка!» — опять подумала я и повторила:
(75)— Я украла губную помаду. (76)Вот, — и положила на стол записку.
(77)Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.
(78)— Слушай, а зачем тебе эта ерунда была нужна? — недоуменно спросила мама.
(79)— Не знаю... — сдавленно прошептала я и заплакала. (80)Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штучки.
(81)— Ну да, — растерянно сказала мама, — понимаю. (82)Я ведь не крашу губы, тебе это было в диковинку...
(83)Главным было то, что много лет подряд после этого случая, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84)И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85)«А ведь я тоже... такая...» (86)И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту. (87)Я боялась, что во мне проснется таинственная графская болезнь. (88)Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена «Элизе».
(По Д. Рубиной)
Если цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, то можно анализировать любые из них. Мысли и чувства героини передают контекстные синонимы (взять, забрать, украсть в предложениях 1-3), метафоры (заряд презрения к себе в предложении 88), восклицательные предложения (№ 11, 44, 51, 74), вопросительные предложения (№ 26-28, 31).
Шаг III. Пишем сочинение.
Тезис и его комментарий
"Зачем человеку даны слово, речь?" - над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства.
Аргументы и роль языковых явлений в тексте
Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли писателя может служить рассказ Дины Рубиной. Например, с помощью контекстных синонимов "взять", "забрать", "украсть", образующих градацию, автор передает размышления героини о своем поступке в детстве.
Восклицательные предложения № 11, 44, 51, 74 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершенный поступок.
Вывод
Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому сложные мысли и чувства.
Рекомендации по оформлению аргументов:
1. Указывание номеров предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 22, 24, 25) автор воздействует на чувства читателя;
2. Использование ключевых слов: Эпитеты "нежный", "звонкий", "чистый" характеризуют неповторимый голос героини.
3. Использование цитирования: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о кторой он пишет, касается каждого из нас: "Об этом должны помнить и взрослые, и дети".
Важно: Выбранные вами языковые явления должны соответствовать тем, которые упоминаются в высказывании. Например, если в цитате упоминается слово, следует писать о лексических явлениях, а если автор говорит о мысли или речи, то следует искать синтаксические явления.
Пример 2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит".
Шаг I. Читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.
Шаг II. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.
В тексте Дины Рубиной особое внимание следует обратить на речь учительницы музыки, характеризующую ее как черствого, равнодушного человека.
Шаг III. Пишем сочинение.
Тезис и его комментарий
Слова Д.С. Лихачева передают мысль о том, что в речи человека проявляется его ум, характер, духовный облик. В самом деле, порой достаточно услышать несколько фраз, чтобы составить представление о вашем собеседнике.
Аргументы и роль языковых явлений в тексте
Чтобы доказать правоту ученого, обратимся к тексту Дины Рубиной. Не случайно автор подчеркивает, что учительница говорит "мягко, лениво, как всегда". А во фразе "Послушай, девочка, а ты не больна?" чувствуется цинизм и равнодушие к ребенку.
Особенно ярко характеризует учительницу записка, адресованная маме девочки: "Прошу возместить три руб. И заняться воспитанием своего реб.". Сокращения, уместные только в деловой речи, подчеркивают отстраненность, равнодушие педагога, который должен был бы, в силу своей профессии, бережно относиться к хрупкой психике ребенка.
Вывод
Таким образом, Д.С. Лихачев прав: речь человека действительно позволяет многое узнать о человеке, его внутреннем мире.
Использованные материалы:
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2015. - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к написанию сочинения.
В данной работе представлена четкая схема работы над сочинением,которая поможет учащимся выполнить работу на высоком уровне....
Методические рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
Как научить "видеть" проблему текста....
Методические рекомендации по написанию сочинения
1. Как сформулировано задание С2.1?Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – ка...
Рекомендации по написанию сочинения с элементами рассуждения на ЕГЭ
Помощь для подготовки к письменной части ЕГЭ (эссе)...
Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения
Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения...
Рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ (задание 25)
В материале представлены основные требования к структуре, содержанию и языковому оформлению сочинения-рассуждения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку....
Методические рекомендации к написанию сочинения ЕГЭ (часть 2, задание 25)
Данные методические рекомендации содержат информацию о подготовке к сочинению по прочитанному тексту....