Конспект урока по русскому языку для 6 класса. Тема: "Сложное предложение и его виды".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Задачи урока:
-образовательные:
- расширение и углубление знаний о сложном предложении;
- формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
- умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений
-развивающие:
- совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
- развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
- развитие коммуникативных навыков учащихся
-воспитательные:
воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.
- Работа в тетради. Запись числа и классной работы
Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».
Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.
Итак, начинаем!(слайд)
III. Орфоэпическая разминка
(слова записаны на доске с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)
Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.
IV. Актуализация темы
(Слайд 2 Приложение 1)
1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.
– Какова тема нашего урока? (Слайд 3)
2. Целевая установка отражена в рубриках:
Слайд 4
Знать:
- определение сложного предложения;
- виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
- как связаны, с помощью чего части сложного предложения.
Слайд 5
Уметь:
- распознавать сложное предложение и простое;
- ставить знаки препинания в сложном предложении;
- конструировать разные синтаксические конструкции;
- разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.
Слайд 6
3. Этапы работы
- I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
- II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
- III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
- IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.
V. Повторение
I этап «Вспомни!» (Слайд 7)
– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:
Сложное предложение – это …
– Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?
Закончите предложения.
– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.
- Пошел теплый дождь, и …
- Пошел теплый дождь и …
VI. Изучение нового материала
Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»
- Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)
Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.(схема на доске) - Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
- Анализ примеров на доске
Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания. - Физкультминутка
VII. Закрепление материала
Слайд 9 «Используй!»
1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)
«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)
На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)
Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!
– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?
– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.
– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.
– Какие предложения вы не назвали и почему?
Слайд 10
2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.
Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.
2. Фотоколлаж. (Слайд 11)
Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
VIII. Выводы по уроку
«Проверь себя!» (Слайд 12)
- Устно закончи предложения
- Тест (карточка для учащихся)
IX. Домашнее задание
(Слайд 13)
- Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
- Упражнения 153
X. Рефлексия
(Слайд 14)
! – что было важным сегодня на уроке?
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.
Конец урока (Слайд 15).
^ VI. Работа с текстом (текст на экране).
Добра…та – вещь уди…вительная. Она сбли…жает, как ничто другое. Она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разго…варивать, на котором мы только и можем понять друг друга… Добра…та изба…вляет нас от оди…ночества, душевных ран и непрошенн…ых обид. Мы больше получим, чем отда…дим, если будем чаще вспоми…нать про то, что нас соеди…няет, про то, что человек ста…новится Человеком только благодаря другому человеку.
Вопросы и задания:
• Прочитайте текст. Как можно озаглавить данный текст? (Доброта/ О доброте)
• Определите тип текста, стиль. (Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический)
• Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, объясните.
• Объясните постановку тире в первом предложении.
• Найдите предложение с однородными членами. Какие это члены предложения?
• Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Назовите средства связи, используемые в третьем предложении.
1.Река была тогда пуста и жизнь сохранялась только в лесу. (Д.Мамин-Сибиряк)
2.Утром звезды удаляются потому что по небу движется солнце. (Л.Н.Толстой)
3.Работу кончил серп на нивах золотых и покраснел уже вдали ковер лугов. (А.Кольцов)
4.Когда он вышел на улицу луна скрылась за облаками.(А.Н.Толстой)
-образовательные:
- расширение и углубление знаний о сложном предложении;
- формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
- умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений
-развивающие:
- совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
- развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
- развитие коммуникативных навыков учащихся
-воспитательные:
воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.
План урока:
1.ОНУ
2.АЗ
3.Изучение нового материала
4.Закрепление изученного
5.Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Контрольная работа по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение"
Контрольная работа позволяет проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, умение составлять схему сложного и простого предложений, давать синтаксическую характеристику предло...
Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
В данной методической разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.
Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...
Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...