"Главные и второстепенные члены предложения"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

фигурина марина геннадьевна

Урок и презентация "Главные члены предложения" позволяют закрепить знания учащимся 5 класса по данной теме. Материал содержит задания, направленные на повторение, закрепление и контроль знаний. Урок разработан в рамках ФГОС по учебной программе под редакцией С.И.Львовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 «А» классе

Тема: "Главные и второстепенные члены предложения".

По УМК С.И.Львовой.  Русский язык 5 класс.

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении  парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Организовать деятельность учащихся по  закреплению знаний по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока: 

Личностные: 

развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

правильно  использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности;

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты

уметь доказывать свою точку зрения.

Предметные:

научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.

отработка навыка построения схем предложений.

закрепление изученного материала по теме.

Регулятивные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Коммуникативные:

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока:  компьютер, экран; презентация

«Главные и второстепенные члены предложения»

Оценивание на уроке производится с помощью карт.

Основные этапы современного урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Выявление темы урока обучающимися.
  3. Постановка цели занятия самими обучающимися.
  4. Первичная проверка понимания.
  5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении
  6. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  7. Релаксация.
  8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
  9. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, самооценка знаний.
  10. Письменная работа на картах(закрепление).
  11. Подведение итогов урока. Рефлексия

Применяя на уроке такой прием как составление плана урока,  учитель решает задачу развития у обучающихся умения самостоятельного планирования урока.

  1. Домашнее задание (всем и дополнительное (по желанию)).

Ход урока

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся  к уроку.

Организационный момент (звучит музыка Ю.Весняка «Ноктюрн до-минор», она будет использована в дальнейшем в качестве фона и на минутку релаксации) .

Приветствие. Запись: «Двадцатое ноября. Классная работа».

Ученики приветствуют учителя и гостей и записывают в тетрадь число.

Учитель: Перед тем, как писать, вспомним правила письма: 

Ученики читают стихотворение на экране:

img4.jpg

2.Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Выявление темы урока обучающимися

Учитель: Сегодня нам предстоит путешествие в страну Осень. А помогут нам ваши предыдущие знания. Чтобы попасть туда, надо разгадать, что зашифровано на доске и составить текст. Ученики вставляют слова и записывают текст.

Ж…лтые, б..гровые, пурпурные и

     (какие?)   листья  (как?) кружат в

     воздух.. и падают  (куда?)  .

 Скоро  (кто? что?)  из (каких?)   лист..ев

     укутает  (кого? Что?)  и тр…пинки в            лесу. 

Что мы вставляли? Давайте посмотрим, как эти слова подобрал автор текста:

Желтые, багровые, пурпурные и  оранжевые    листья тихо кружат в  воздухе и падают на      землю.

Скоро ковер из опавших листьев  укутает  поляну и тропинки в  лесу.

 Как называются в синтаксисе эти компоненты?

Ученики: члены предложения.

Учитель:И наша тема...

Ученики называют тему: «Главные и второстепенные члены предложения».

3.Постановка цели учениками.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Главные и второстепенные члены предложения». А цель?

Ученики формулируют: научиться  находить главные и второстепенные члены предложения. Строить предложения и связывать их в текст.

4. Первичная проверка понимания.

Устная синтаксическая минутка.

Ученики находят грамматическую  основу.

Живая пр..рода чу..ко реагирует  на любые изм…нения.   Так и поз..няя осень радует взор небывалыми красками и    уп..ительными ар…матами          мокрой л..ствы. 

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении: разбор предложения со взаимопроверкой

Осень незаметно вступает в свои права, и деревья одеваются в пестрый наряд.

6. Творческое применение и добывание знаний.

Учитель: А теперь попробуем составить предложения по схемам из упражнения  262  (Ученики составляют. Один ученик у  доски. А другой с места его проверяет, учитель их ответы комментирует)

А теперь составим  текст по схемам из упр.263 на тему: «Осень» и запишем текст  на индивидуальную карту.

Чтение текстов вслух.

Ученик читает:

Чуть слышно листья шуршат.

Маленький листик держится на ветке.

Он хочет к ним.

Пестрые листья падают везде.

Другой ученик комментирует (речевые ошибки отсутствуют, средства связи использованы).

7. Релаксация.

Учитель: Закройте глаза и представьте себя маленьким беззащитным листиком…

(Учитель читает под медленную музыку текст)

Вы маленький листик, висящий на ветке. Вам одиноко и холодно . Дождевые капли падают сверху и медленно стекают. Вы грустите. Но вот появляется солнышко, согревает вас своими лучами. Вы открываете глаза и видите, что вы не одни, вас окружают такие же молодые зеленые листки. Вы улыбаетесь своим соседям!

9. Обобщение изучаемого.

Проведение фронтального опроса в нетрадиционной игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.

Игра «Верю- не верю»

(работа в тетрадях).

В строчку записываются цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и предложения, называется фонетика.

2.Предложения по количеству грамматических основ бывают простыми и сложными

 3.Грамматика включает в себя словообразование  и синтаксис 4.Словосочетанием является грамматическая основа

5.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

6.Предложения, побуждающие к действию, называются вопросительными. 7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

8.Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте зеленой ручкой правильность выполнения задания. Поднимите руки «5», а «4»? Молодцы! Кто получил «3»? Вам нужно работать внимательнее. Ну а «2» придется дома сесть за изучение материала заново!

Учитель: А следующее задание - продолжите строчку:

1.Дополнение-это…

2. Определение-это…

3. А что изображено на нашем цветке (обстоятельство и его виды)

10.Работа на картах письменно.

11. Рефлексия.

Учитель: Наше путешествие по Осени подходит к концу.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ с помощью  таблицы на вашей карте (ученики озвучивают вслух свои впечатления)

1 Сегодня на уроке я узнал….

2.После урока мне захотелось……

3.Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..

                         

12. Домашнее задание:

1. Упр. 261

2. Из рассказа Л.Андреева «Кусака» (5 глава) выписать оценочные эпитеты.                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные и второстепенные члены предложения

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний Цели: Познавательные: повторить и систематизировать материал по изученной теме Практические: формирование умений находить обстоятельства в предло...

Главные и второстепенные члены предложения

Повторить с учащимися главные и второстепенные члены предложения...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Главные и второстепенные члены предложения"

Урок русского языка для 8 класса по программе М.Т. Баранова (учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с....

Тест «Главные и второстепенные члены предложения» 8 класс

итоговое занятие по теме "Главные и второстепенные члены предложения", проверка знаний....

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Эту таблицу можно использовать при синтаксическлм разборе предложения....

Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс

Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....