Главные и второстепенные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Малина Елена Васильевна

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • Познавательные:
  • повторить и систематизировать материал по изученной теме
    • Практические:
  • формирование умений находить обстоятельства в предложении, ставить  к ним вопросы, графически обозначать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний

Цели:

  1. Познавательные:
  1. повторить и систематизировать материал по изученной теме
  1. Практические:
  1. формирование умений находить обстоятельства в предложении, ставить  к ним вопросы, графически обозначать.
  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.  Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь,  прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.  
  2. Ввод в тему.

Учитель: Ребята, на прошедших уроках мы с вами говорили о  главных и второстепенных членах предложения. Посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Давайте выразительно прочитаем это  стихотворение и определим: какова основная мысль этого стихотворения?( Предполагаемый ответ: наша речь должна быть правильной и выразительной, мы должны чувствовать состояние другого человека и относится к нему с уважением (слайд 1)

III. Учитель:  Я предлагаю  вам выполнить следующее задание. Слайд №2.

Задание группам:

  1.  Расставьте знаки препинания и объясните.
  2. Назовите  главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения; объясните  их синтаксическую функцию.
  3. Дайте  характеристику предложениям.

1. Слова дрова .

2. Нас греет речь

   Нас  мыслей обжигает пламя .

3. Душа пытливая, как печь,

   Всё время топится словами .Проверка. (слайд 3)

Работа у доски фонетический разбор: пламя, морфемный: обжигает, пытливая, топится, словами

Учитель:   Ребята. давайте сделаем вывод:

  1. Какие члены предложения относятся к главным, а какие  к второстепенным? (Ответы учащихся)
  2.  а мы знаем  что-то о них? (Да)
  3. Тогда  объясните мне пожалуйста, а почему я вновь обращаюсь к ним, с какой целью. (Чтобы повторить и систематизировать материал)
  4. Сформулируйте тему нашего урока. Главные и второстепенные члены предложения. Повторение.

IV. Объявление и запись темы  в тетрадях и на доске. Постановка и  определение  цели урока. (слайд 4)

  1. А для чего нам это надо? (Ответы учащихся)(слайд5)

V.  Отработка  знаний, умений и навыков. РАБОТА СО СЛАЙДОМ

(слайд 6) _ что такое подлежащее. Сказуемое?

VI Создание проблемной ситуации и решение её путем применения ранее изученных знаний.

Учитель: Ребята, когда вы говорили  о способах выражения главных членов,  вы обратили внимание на то, что в простом предложении может быть  тире. У меня возник вопрос:

  1. Вспомните, пожалуйста, когда  в простом предложении ставиться тире?Слайд7

VII. Работа с таблицей и сопоставление своих знаний с материалами таблицы.

Слово учителя. Давайте обратимся к  следующему слайду и посмотрим кто еще не совсем точно знает правило постановки тире в простом предложении

VIII. Отработка умений правильно расставлять знаки в простом предложении.

Слово учителя.  А сейчас  я предлагаю вам выполнить в группе  задание. Воспользуйтесь карточкой-информатором, на которой записана последовательность выполнения задания.

Карточка-информатор. (слайд8)

  1. Объяснить постановку знаков препинания.
  2. Записать по 2 понравившихся примера

  1. Лиса Алиса хитрюга и проказница.
  2. Буратино  никого не слушался.
  3. Взаимное доверие вот основа дружбы.
  4. Помочь ближнему изведать радость.
  5. Петербург Северная столица России.
  6. Москва  находится далеко от нас.
  7. Семья это мама папа и я.

Слово учителя. А мы продолжаем с вами дальше повторять материал. и переходим к повторению второстепенных членов предложения.

  1. Что такое дополнение?.
  2. Что такое определение?
  3. что такое обстоятельство?(слайд9)

iX.  Отработка умений находить  второстепенные члены и  определять их синтаксическую функцию.

Учитель .Выполнить это задание вам поможет карточка-информатор, на которой указана последовательность выполнения задания.

1. Cпишите, объясните пропущенные орфограммы
2. Подчеркните   главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения;  объясните их синтаксическую функцию
3.Объясните постановку знаков препинания

Я и мой друг-журналист с ф…тоап…аратом и  видеокамерой с…дели в засад.. и м…чтали увидеть в…личественн…го и  гр…циозного оленя на п…ляне в ч…щобе на б…регу реч…ки.

(слайд 10)

Последующая проверка.(слайд 11)

X. Формирование навыков употребления   второстепенных членов  в собственной речи.

Слово учителя. Я предлагаю вам немого отдохнуть  и выполнить творческое задание, которое называется  «А слово сказкой расцветало»

(слайд 12)

А как вы думаете, какое задание я вам приготовила?

(слайд 13,14) 1. Белка…поёт

Да … всё грызёт.

2. Старик ловил…

А старуха пряла…

3Там за речкой…

Есть …гора

В ней ….нора

В …норе, во тьме…

Гроб  качается…

Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный

Слово учителя. С  этим задание вы справились хорошо. Молодцы! Я думаю, что сейчас мы  готовы к небольшому тесту, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. (слайд 15,16,17)

Слайд 18

XII.  Рефлексия.  Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно?

XIII. Организация объяснения домашнего задания.  $ 27 повторить, выучить все  определения главных и второстепенных членов предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные и второстепенные члены предложения

Повторить с учащимися главные и второстепенные члены предложения...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Главные и второстепенные члены предложения"

Урок русского языка для 8 класса по программе М.Т. Баранова (учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с....

Тест «Главные и второстепенные члены предложения» 8 класс

итоговое занятие по теме "Главные и второстепенные члены предложения", проверка знаний....

Таблица "Главные и второстепенные члены предложения"

Эту таблицу можно использовать при синтаксическлм разборе предложения....

Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс

Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....

Презентация "Главные и второстепенные члены предложения. Типы предложений."

Презентация содержит информацию о главных и второстепенных членах предложения, о типах предложений по цели высказывания,по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов и по количеству грамм...