"Успешно пишем изложение и сочинение"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Курс по выбору для учащихся 9 класса по подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА по русскому языку в новой форме, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
Переход на новую форму экзамена неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя. В связи с этим, я посчитала необходимым прохождение в педагогическом университете «Первое сентября» (г. Москва) дистанционных курсов по теме «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика». Таким образом, за основу содержания курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Новизна данного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
Цель курса: обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию изложения и сочинения.
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание ГИА по русскому языку
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть
Девять заданий группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют
Третья часть работы ГИА выполняется на основе того же текста, который уже читали, работая над заданиями части 2. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Девять заданий группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятель-ности | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | Мини-лекция, практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. | 7.09 | ||
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. | Мини-лекция, практикум | Работа в группах, анализ сочинений. | 14.09 | ||
Часть 1 | |||||
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция, практикум | Работа с тек-стом, создание текста. | 21.09 | ||
Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | 28.09 | ||
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | 5.10 | ||
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | Мини-лекция, практикум | Работа с текстом, создание текста. | 12.10 | ||
Задание С1. Выбор приемов сжатия. | Практикум изложение | Создание текста, оценивание | 19.10 | ||
Часть 3 | |||||
Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | 26.10 | ||
Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | 9.11 | ||
Задание С2.1. Учимся аргументировать. | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | 16.11 | ||
Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | 23.11 | ||
Задание С2.2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | Мини-лекция, практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | 30.11 | ||
Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоя-тельная работа | 7.12 | ||
Задание С2.2. Учимся аргументировать. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов | 14.12 | ||
Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоя-тельная работа | 21.12 | ||
Часть 2 | |||||
Понимание смысла текста. Задание А1. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 11.01 | ||
Лексическое значение слова или его лексический анализ. Задание А2. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 18.01 | ||
Выразительно-изобразительные языковые средства. Задание А3. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 25.01 | ||
Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов. Задание А 4. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 1.02 | ||
Основные орфографические правила правописания корней. Задание А5. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 8.02 | ||
Основные орфографические правила правописания приставок. Задание А6. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 15.02 | ||
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание А7. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 1.03 | ||
Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание А7. | Работа с тестом, заполнение бланков | 8.03 | |||
Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Задание В1. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 15.03 | ||
Необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Задание В1. | Работа с тестом, заполнение бланков | 5.04 | |||
Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 12.04 | ||
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 1904 | ||
Простое осложненное предложение. Задание В4. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 26.04 | ||
29 | Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 3.05 | |
30 | Типы сложных предложений. Задание В6. | Работа с тестом, заполнение бланков | 10.05 | ||
31 | Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 17.05 | |
32 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8 | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | 24.05 | |
33 | Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков | ||
34 | Тренировочное выполнение заданий ГИА. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
После прохождения программы курса «Успешно пишем сочинение и изложение» учащиеся должны
Знать:
1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;
5. Способы сжатия текста;
Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Список литературы:
1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.
9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.
11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.
12. Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010
13. Программы для общеобразовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования РФ. Литература(1-11 кл.) » за 2007 год по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной «Литература. 7 класс» М. – «Просвещение» 2010 год.
14. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт. – сост. В.Я. Коровина. -12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
15. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт. – сост. В.Я. Коровина. - 12-е издание. – М.: Просвещение, 2010.
16. Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
17. Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
Интернет – ресурсы:
http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html
http://www.fipi.ru/view/sections/170/docs/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_russkomu_yaziku/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/gosudarstvennaya_programma_po_literature/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_russkomu_yaziku_/
http://urez5.narod2.ru/normativnie_dokumenti/instruktivno_-_metodicheskoe_pismo_po_literature/
http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к сочинению по прочитанному тексту.Пишу и оцениваю сочинение.10-11 класс.
В презентации содержится материал, который может быть использован при работе над сочинение по прочитанному тексту как в 10, так и в 11 классе. Учащиеся по критериям смогут оценить на...
Статья "Как успешно написать изложение по русскому языку?" Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Статья "Как успешно написать изложение по русскому языку?"...
Элективный курс "Успешно пишем сочинение"
Элективный курс для обучающихся 7 класса...
Элективный курс "Пишем изложение и сочинение- рассуждение" для 9 класса
Элективный курс будет полезен учителям русского языка...
Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения
Научиться правильно, выразительно красиво излагать свои мысли на бумаге в соответствие с коммуникативным замыслом очень сложно. Именно на это направлен элективный курс «Успешно пишем...
Элективный курс по русскому языку в 7 классе Успешно пишем изложения и сочинения
Для успешного написания изложений и сочинений разработан элективный курс "Успешно пишем изложение и сочинение"...