"Слово Пришвина живёт в нас " (роль наречия в тексте)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
«Слово Пришвина живёт в нас»
(Роль наречия в тексте)
Цели для учителя:
Образовательные:
Создание условий для
· обобщения, закрепления и расширения знаний о наречии как части речи через конструирование микротекстов, решение лингвистических задач;
· исследования многоплановости наречий в разных речевых ситуациях через содержание учебного материала;
· решения основной проблемы урока - в чем значимость, необходимость изучения данной части.
Развивающие:
· развивать умение выстраивать свои рассуждения, критически мыслить, развивать воображение через моделирование учебных интерактивных диалогов;
· содействовать формированию ОУУН (анализа, обобщения, систематизации, сравнения).
Воспитательные:
· воспитание умения чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства, умение видеть в обычном, повседневном необычное;
· создание условий для повышения самооценки, самостоятельности, формирования коммуникативных качеств;
· формирование толерантного отношения к участникам группы, умения конструктивно разрешать противоречия, возникающие в ходе совместной работы;
· формирование познавательного интереса, мотивации к учебному труду через разнообразие приемов и средств обучения.
Цели для учащихся:
Знать:
· какие функции могут выполнять наречия в тексте;
· какое место занимают наречия по частоте употребления среди других частей речи.
Уметь:
· уместно употреблять наречия в соответствии с целью и задачами высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_prishvina_zhivyot_v_nas.doc | 114.5 КБ |
harakteristika_7_klassa_dlya_otkrytogo_uroka.doc | 75.5 КБ |
slovo_prishvina.pptx | 767.39 КБ |
analiz_otkrytogo_uroka.doc | 78 КБ |
buklet_dlya_otkrytogo_uroka.pdf | 710.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слово Пришвина живёт в нас»
(Роль наречия в тексте)
Цели для учителя:
Образовательные:
Создание условий для
- обобщения, закрепления и расширения знаний о наречии как части речи через конструирование микротекстов, решение лингвистических задач;
- исследования многоплановости наречий в разных речевых ситуациях через содержание учебного материала;
- решения основной проблемы урока - в чем значимость, необходимость изучения данной части.
Развивающие:
- развивать умение выстраивать свои рассуждения, критически мыслить, развивать воображение через моделирование учебных интерактивных диалогов;
- содействовать формированию ОУУН (анализа, обобщения, систематизации, сравнения).
Воспитательные:
- воспитание умения чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства, умение видеть в обычном, повседневном необычное;
- создание условий для повышения самооценки, самостоятельности, формирования коммуникативных качеств;
- формирование толерантного отношения к участникам группы, умения конструктивно разрешать противоречия, возникающие в ходе совместной работы;
- формирование познавательного интереса, мотивации к учебному труду через разнообразие приемов и средств обучения.
Цели для учащихся:
Знать:
- какие функции могут выполнять наречия в тексте;
- какое место занимают наречия по частоте употребления среди других частей речи.
Уметь:
- уместно употреблять наречия в соответствии с целью и задачами высказывания.
- Оргмомент.
Слайд 1
1. Приветствие учителя.
2. Установление контакта учитель-ученик.
- Покажите, какое у вас сегодня настроение.
/Палец вверх – хорошее, вниз - плохое, ладошки влево или вправо – так себе/
- Индукция.
Слайд 2
- Мы заканчиваем изучать раздел «Наречие». Один чудак сказал, что наречие - это то, что на речке. Согласны ли вы сего мнением?
/Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета. По значению наречия делятся на разряды: образа и способа действия, меры и степени, места, времени, причины и цели. Главный признак наречия – неизменяемость. В словосочетании может быть главным или зависимым словом. В предложении бывает чаще всего обстоятельством./
- А что мы ещё должны узнать о наречии?
- Совместное определение темы и целей урока.
- Чтобы определить тему урока, нам необходимо расшифровать «арабскую» запись.
Слайд 3
ЕТСКЕТВЯИЧЕРАНЬЛОР
/Роль наречия в тексте/
Какие цели мы можем перед собой поставить?
Знать:
- какие функции могут выполнять наречия в тексте.
Уметь:
- уместно употреблять наречия в соответствии с целью и задачами высказывания.
- Нам придётся поработать засучив рукава. Засучив рукава – фразеологизм, замените близким по смыслу наречием.
/Хорошо/
А какой есть фразеологизм с противоположным значением?
/Спустя рукава – плохо/
- Социоконструкция.
Слайд 4
- Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной”.
Слайд 5
- У вас на столах лежат кейс-задания.
- Давайте сегодня на примере отрывка из рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг» попробуем увидеть красоту во всём, что нас окружает, что нам кажется обыденным и неприметным на первый взгляд. (Выразительное чтение текста учителем)
- Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной”. Проверим правоту слов М.Горького, выполнив задания к тексту Паустовского.
- Создание творческого продукта (работа в группах с кейс-заданиями)
Кейс-задание № 1.
1. Ещё раз внимательно прочитайте отрывок из рассказа М.Пришвина. Определите тему текста.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой
от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой!»
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.
Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
М.М.Пришвин
- Заполните таблицу, выпишите наречия вместе с главным словом. Используя речевую конструкцию, сделайте вывод: какую роль выполняют наречия в тексте?
Оформите запись на отдельном листе ватмана.
Роль наречий в тексте
№ | Разряд | Вопросы | Наречия в тексте | Какую роль выполняют в тексте |
1. | Образа и способа действия | как? каким образом? | ||
2. | Меры и степени | сколько? сколько раз? в какой степени? на сколько? в какой мере? | ||
3. | Места | где? куда? откуда? | ||
4. | Времени | когда? как долго? до каких пор? с каких пор? | ||
5. | Причины | почему? отчего? по какой причине? | ||
6. | Цели | зачем? для чего? с какой целью? |
Слова для справок: указывают на время, передают настроение автора, конкретизируют место, эмоционально окрашивают речь.
Наречия помогают автору ________________ речь, передать ________, конкретизировать ______, указать на ________.
Предполагаемый ответ группы
Тема текста – луг с цветущими одуванчиками – очень красивое зрелище.
Роль наречий в тексте
№ | Разряд | Вопросы | Наречия в тексте | Какую роль выполняют в тексте |
1. | Образа и способа действия | как? каким образом? | Было очень красиво, был золотой опять, опять позеленел, становится опять | Передают настроение автора, эмоционально окрашивают речь |
2. | Меры и степени | сколько? сколько раз? в какой степени? на сколько? в какой мере? | ||
3. | Места | где? куда? откуда? | Возвращался домой | Конкретизируют место |
4. | Времени | когда? как долго? до каких пор? с каких пор? | Однажды встал удить, рано встал удить, когда возвращался, тогда пошёл, утром видел, | Указывают на время |
5. | Причины | почему? отчего? по какой причине? | ||
Цели | зачем? для чего? с какой целью? |
- Вывод: Наречия помогают автору эмоционально окрасить речь, передать настроение, конкретизировать место действия, указать на время действия.
Кейс-задание № 2.
- Прочитайте ещё раз отрывок из рассказа М.Пришвина, определите основную мысль текста.
- Найдите в тексте лексические повторы. Слова какой части речи использует автор? С какой целью писатель использует повторы? Сделайте вывод.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво! Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой!»
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Предполагаемый ответ
- Основная мысль: одуванчик стал для деревенских мальчишек самым интересным цветком. В природе много любопытного, нужно быть только внимательным.
- Чтобы передать чувство восхищения одуванчиком и удивление необычностью происходящего, М.Пришвин использует лексические повторы, выраженные наречиями. Они помогают передать настроение автора.
Кейс-задание № 3
- Прочитайте текст. Определите тип речи.
- Проследите, как «работают» наречия в 4, 5 и 9-м предложениях текста М.Пришвина. Сделайте вывод, какую функцию могут выполнять наречия?
(1)Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. (2)Это было очень красиво! (3)Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой!»
(4)Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. (5)Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. (6)Я стал наблюдать. (7)К вечеру луг опять позеленел. (8)Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.
(9)Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
(10)С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Предполагаемый ответ
1. В тексте даются ответы на вопросы: Что происходит с человеком? Каковы одуванчики. Рассказывается о событиях: как раскрываются утром и закрываются вечером одуванчики. Пришвин использует глаголы: жили, был, встал удить, заметил и другие. Прилагательные золотой, зелёный, жёлтых, интересных помогают точно и выразительно «нарисовать» картину луга, золотого от цветущих одуванчиков. Данный текст – повествование с элементами описания.
2. В тексте 10 предложений. 4-е предложение начинается наречием однажды, которое связывает предыдущую микротему (цветущие одуванчики – это очень красиво) с новой – необычное явление. 5-е предложение – присоединяется к 4-му с помощью наречия когда. 9-е предложение начинает третью микротему: утром луг опять стал золотым. Предложение противопосталено 7-му: к вечеру – утром.
Наречия могут выступать как средство связи предложений и микротем.
Кейс-задание № 4
- Прочитайте текст. Определите стиль речи.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво! Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой!»
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое.
Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
- Решите задачу: Среди 9 тысяч самых частотных слов - наречий 705, или 80%, поэтому по количеству они занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных.
Эти сведения – из книги «Занимательно о русском языке» (авторы Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э.).
В отрывке из текста М.М.Пришвина 136 слов, из них:
- существительных – 27;
- глаголов – 26;
- прилагательных – 11.
Сколько в тексте М.М.Пришвина наречий?
Какой процент от общего числа слов составляют существительные, глаголы, прилагательные и наречия в анализируемом тексте?
Согласны ли вы с утверждением авторов книги «Занимательно о русском языке»?
Своё высказывание оформите в виде текста-рассуждения.
Предполагаемый ответ
1. Художественный стиль речи, потому что это отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Золотой луг». Автор воздействует на мысли и чувства читателя или слушателя. В тексте использованы слова в переносном значении: луг «золотой», одуванчик «сжал» свои лепестки, «раскрывает свои ладошки» и др.
2. Наречия по частотности уступают место существительным, глаголам и прилагательным.
М.М.Пришвин использует 27 существительных, что составляет 19,8% от общего количества слов; 26 глаголов – 19, 1%; 11 прилагательных – 8%. Наречий в тексте 10. Они составляют 7, 4 %.
Действительно, наречия в тексте занимают 4-ое место после существительных, глаголов и прилагательных.
Кейс-задание № 5
1.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наречие»
Н
А
Р
Е
Ч
И
Е
Предполагаемый ответ
Б) Наречие – трудная, но необходимая часть речи.
А знаете ли вы, что древние римляне называли эту часть речи приглаголием!
Разряды наречий имеют несколько значений: образа и способа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
Если не выучите разряды наречий по значению, то не сможете правильно определить роль обстоятельства в предложении.
Чтобы грамотно писать, надо знать правописание наречий.
Используйте в речи наречия, они делают нашу речь богаче.
Ещё помните о культуре речи, правильно употребляйте наречия!
IY. Разрыв.
Создание нового продукта:
1.Анализ текста:
а) тема - луг с цветущими одуванчиками – очень красивое зрелище;
б) основная мысль - одуванчик стал для деревенских мальчишек самым интересным цветком. В природе много любопытного, нужно быть только внимательным;
в) тип речи – повествование с элементами описания. В тексте даются ответы на вопросы: Что происходит с человеком? Каковы одуванчики. Рассказывается о событиях: как раскрываются утром и закрываются вечером одуванчики. Пришвин использует глаголы: жили, был, встал удить, заметил и другие. Прилагательные золотой, зелёный, жёлтых, интересных помогают точно и выразительно «нарисовать» картину луга, золотого от цветущих одуванчиков.
г) стиль речи - художественный, потому что это отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Золотой луг». Автор воздействует на мысли и чувства читателя или слушателя. В тексте использованы слова в переносном значении: луг «золотой», одуванчик «сжал» свои лепестки, «раскрывает свои ладошки» и др.
Y. Социализация.
Выступление групп с результатами исследования.
- Создание кластера.
- Творческая работа о наречии.
YI. Рефлексия.
- Давайте подведём итог работы. Как вы считаете, прав ли был Алексей Максимович Горький, утверждая, что наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной.
/Наречия помогают автору эмоционально окрасить речь, передать настроение, конкретизировать место действия, указать на время действия. Они выполняют изобразительную и оценочную функции. Могут выступать как средство связи предложений и микротем. Лексический повтор, выраженный наречием, помогает автору передать чувство восхищения и удивления необычностью происходящего. По частотности употребления наречия занимают 4-е место среди существительных, глаголов и прилагательных./
- Сверим наши выводы о роли наречия в тексте с мнением учёных-лингвистов. Откройте учебник на с. 57, бегло просмотрите информацию рубрики «Обратите внимание».
Совпадают ли наши выводы?
- Как вы считаете, цели урока мы достигли?
Если останется время
Составьте синквейн о наречии (не забудьте, как это сделать:
Тема (существительное)_____________________________
Описание (два прилагательных)_______________________
Действие (три глагола)_______________________________
Чувство (фраза из 4-х слов)___________________________
Повторение сути (синоним темы)______________________ ).
Предполагаемый ответ:
Наречие
Конкретное и точное.
Изображает, окрашивает, оценивает.
Помогает автору передать чувство
Приглаголие.
Слово учителя
Слово Пришвина живёт в нас. Писатель учит понимать птичий язык и разговор деревьев, ощущать дыхание и свежесть листвы, каждой травинки и листка. М.Пришвин писал, что настоящие чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим».
Слайд 5
- Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работали (как?) …
Я согласна с вами, ребята, вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!
И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!
YII. Домашнее задание.
У нас остался ещё один кейс. Дома выберите для работы то задание, которое будет вам интересно.
Кейс-задание.
Выберите один из блоков и выполните задания.
- Используя материалы справочников, словарей, Интернета,
соберите пословицы, поговорки и афоризмы о природе. Заведите папку в своём компьютере для мудрых мыслей. Подчеркните наречия.
- Прочитайте выразительно текст.
Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что сияет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди ещё много встреч, и дум, и великолепного труда, и то ясных, то туманных дней, когда слетает в затишливые воды желтый ивовый лист, пахнущий горечью и холодком. Мы знаем, что солнечный луч обязательно прорвется сквозь туман и этот лист сказочно загорится под ним легким чистым золотом, как загораются для нас рассказы Пришвина – такие же легкие, простые и прекрасные, как этот лист.
К.Г.Паустовский
1. Напишите изложение-миниатюру по прочитанному тексту. Подчеркните наречия.
- Русский писатель Эдуард Юрьевич Шим сказал о М.М.Пришвине: «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми». Письменно выскажите своё отношение к мнению Э.Ю.Шима.
- Прочитайте выразительно текст.
Одуванчик
Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом, сразу брызнули на землю солнечные пылинки, засветились на лугах, на тропинках весёлые жёлтые огоньки-одуванчики.
Одуванчик, если внимательно приглядеться, очень похож на солнце. Создаётся ощущение, что миллионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получается по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а от него в разные стороны расходятся лучи.
Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе. Кроме этого, делают варенье и мёд, а это очень вкусно.
1. Проведите лингвистический эксперимент: в первом предложении запятую между однородными сказуемыми можно поставить по-разному. Как? Изменился ли смысл предложения?
2. Напишите сочинение-миниатюру «Удивительное рядом». Подчеркните наречия в тексте.
- Найдите в кулинарной книге или Интернете рецепт(ы) приготовления блюда из одуванчиков. Посмотрите, как «работают» в рецептах наречия. Составьте отчёт о проведённом исследовании.
Предварительный просмотр:
Характеристики психолого-педагогических особенностей учащихся 7 «В» класса к моменту проведения открытого урока
№ п/п | Ф.И.учащегося | пол | Факт. возраст | Темперамент | Тип хроники | Прав/лево полушар. | Вед. канал восприятия | Проблемы индивидуально-психологические | Социально-психолог. характеристики: «роль» | Уровень обученности |
1. | Азаров Антон | м | допуберт. | флегматик | абсолютный правша | общительный экстраверт | лидер | повышенный | ||
2. | Астафьев Никита | м | пуберт. | флегматик | абсолютный правша | депрессивность, замкнутость, внешняя демонстрация абсолютного равнодушия | ведомый | низкий | ||
3. | Басалаев Михаил | м | пуберт. | хрон. бронхит | абсолютный правша | философствующая личность | ведомый | средний | ||
4. | Бут Владимир | м | пуберт. | флегматик | абсолютный правша | тревожность, болезненно переживает неудачу, погружённая в себя личность | ведомый | Низкий (протокол СКК) | ||
5. | Гилинберг Диана | ж | допуберт. | абсолютный правша | общительный экстраверт | лидер | средний | |||
6. | Дегтярёва Анна | ж | пубертатн. | хрон. бронхит | абсолютный правша | тревожность, общительный экстраверт, любящий праздничные краски жизни | ярко выраженный лидер | Низкий (протокол СКК) | ||
7. | Ефремова Крист. | ж | пубертатн. | абсолютный правша | погружена в себя, состояние депрессивности | ведомый | средний | |||
8. | Зеленский Михаил | м | допуберт. | флегматик | очень слабая иммунная система | абсолютный правша | депрессивность | ведомый | средний | |
9. | Земляникин Анд. | м | допуберт. | хрон. бронхит | почти левша | экстраверт | лидер | средний | ||
10. | Кирьякова Крист. | ж | пуберт. | флегматик | хрон. бронхит | почти правша | погружена в себя, ярко выраженная депрессивность | ведомый | повышенный | |
11. | Ковалёва Наталья | ж | пубертатн. | очень слабая иммунная система | левша | тревожность, депрессивность, обостренное чувство справедливости | ведомый | повышенный | ||
12. | Коваль Андрей | м | пубертатн. | абсолютный правша | озлобленность, агрессивность | ведомый | средний | |||
13. | Конторович Кир. | м | пубертатн. | хрон. бронхит | абсолютный правша | тревожность, депрессивность иногда граничащая с агрессивностью по отношению к одноклассникам | ведомый | средний | ||
14. | Кукшин Юрий | м | пубертатн. | абсолютный правша | неконтактный, депрессивность с агрессивностью, девиантное поведение | ведомый | Низкий (имел протокол ККО) | |||
15. | Мельникова Анаст | ж | пубертатн. | абсолютный правша | очень высокая тревожность, общительный экстраверт | слабо выраженные лидерские способности | средний | |||
16. | Миронов Дмитрий | м | допуберт. | болезненный, быстро устаёт, состоит на учёте у невропатолога | правша | тревожность | ведомый | Низкий (имел протокол ККО, находится под наблюдением педагогов и психолога) | ||
17. | Мосин Алексей | м | пубертатн. | абсолютный правша | философствующая личность | ведомый | средний (выведен из СКК) | |||
18. | Очинян Майрам | ж | допуберт. | правша | общительный экстраверт | лидер | повышенный | |||
19. | Панаетов Дмитрий | м | допуберт. | флегматик | один глаз не видит | правша | философствующая личность | ведомый | средний | |
20. | Погодин Михаил | м | пубертатн. | флегматик | абсолютный правша | агрессивность по отношению к учителям и одноклассникам, обострённое чувство справедливости | претендует на роль лидера | средний | ||
21. | Пономарёв Иван | м | пубертатн. | абсолютный левша | тревожность, депрессивность, девиантное поведение | ведомый | средний | |||
22. | Попков Алексей | м | пубертатн. | абсолютный правша | тревожность, агрессивность, девиантное поведение | лидер | повышенный (выведен из СКК) | |||
23. | Репкин Иван | м | пубертатн. | абсолютный правша | тревожность | ведомый | средний | |||
24. | Сергеев Дмитрий | м | пубертатн. | флегматик | состоит на учёте у невропатолога | правша | погружён в себя | ведомый | низкий (имел протокол ККО) | |
25. | Ткаченко Алекс. | м | пубертатн. | находится под наблюдением невропатолога | абсолютный правша | мелкая моторика, депрессивность | ведомый | низкий (находится под наблюдением педагогов и психолога) | ||
26. | Чаркова Ксения | ж | пуберт. | хрон. бронхит | амбидекстр | агрессивность по отношению к одноклассникам | ярко выраженный характер лидера | средний | ||
27. | Фоменко Алёна | ж | пубертатн. | постоянно повышенная температура | абсолютный правша | погружена в себя | лидер | повышенный | ||
28. | Шевченко Иван | м | допуберт. | абсолютный правша | общительный экстраверт, любящий праздничные краски жизни | лидер | Низкий (нет интереса к учению) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-Наречие - это то, что на речке, - сказал один чудак .
Расшифруйте запись: ЕТСКЕТВЯИЧЕРАНЬЛОР Роль наречия в тексте
Знать: какие функции могут выполнять наречия в тексте. Уметь: уместно употреблять наречия в соответствии с целью и задачами высказывания.
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. М.Горький
М.М.Пришвин . «Золотой луг»
Благодарю за работу!
Предварительный просмотр:
Анализ
открытого урока по русскому языку
«Слово Пришвина живёт в нас»
(Роль наречия в тексте)
в 7 «В» классе интегрированного обучения
МОУ гимназии № 3 г. Аксая
В своём анализе открытого урока, уважаемые гости, мне бы хотелось остановиться, во-первых, на цели его осуществления для вас. Это – повышение квалификации и ваша экспертиза технологии проектирования урока.
Подобные цели диктуют две принципиально разные позиции. Одна – мотивированного и заинтересованного перенимателя опыта, с возникающими у вас вопросами: «Что я могу взять непосредственно?», «Что я могу взять путём «подгонки» под свои предметы?», «Что я могу взять путём «додумывания», «достраивания», «внутреннего продуктивного спора с автором?», «Что это за приём? Для чего он нужен?» и др. Иными словами, в позиции перенимателя опыта уместно с искренней любознательностью спрашивать «Что?» и «Как?».
Совсем другая позиция у эксперта-оценщика. Здесь важны вопросы: «Почему?» и «Зачем?», «На каком основании?» Эксперт-оценщик – всегда скептик, критик, придирчивый инспектор.
Исходя из этих двух, объективно присущих вам, уважаемые гости, позиций и будет построен мой анализ прошедшего открытого урока.
Прежде всего спросим себя: удалось ли справиться с основной дидактико-технологической проблемой урока, заключающейся в необходимости оптимально сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, воспитания и развития? Главное в том, чтобы это сочетание оказалось продуктивным.
С одной стороны, на уроке использовалась групповая форма работы учащихся, где между ними происходил весьма индивидуальный и непредсказуемый учебный диалог, породивший новые прочтения уже известного текста. Вместе с тем эта групповая работа была организована фронтально.
Состав групп, специально подобранных учителем по комплексу психолого-педагогических признаков, обеспечил результативность и творческую успешность. Дети работали в зоне своего ближайшего развития. Внешняя, обязывающая роль группового разделения труда, основанная на природных свойствах каждого члена группы, и есть то главное, во имя чего проводилась вся огромная работа по психолого-педагогическому исследованию свойств каждого ученика и тщательное продумывание учителем подбора состава групп.
Обращаю ваше внимание на то, что система кейс-заданий заставила членов групп незаметно для себя реализовывать чёткий алгоритм операций: провести исследование исходного текста – «Золотой луг» М.Пришвина, составить свои собственные тексты, расположить их, обобщив существенные признаки, в форме нового текста – лингвистического анализа и кластера по теме, проверить на истинность своё обобщение.
Суммируя, можно сказать, что проблема оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения, воспитания и развития была разрешена. Фронтальная форма задавала 1-й-4-й группам одинаковую последовательность операций и вовлекла в эти операции всех учащихся в соответствии с их природными возможностями. 5-я группа – так называемые «творческие» дети - систематизировала материал о наречии с учётом полученных знаний, помогла классу приобрести более полное представление о наречии как части речи и его роли в языке. Индивидуальная форма обучения была реализована в диалоге внутри групп и постоянно по ситуациям регулировалась учителем.
Далее спросим себя, удалось ли продвинуться в разрешении исследовательской проблемы урока, которая была нами сформулирована как противоречие между традиционной однозначно-стандартной дидактикой и вариативными образовательными технологиями. В результате урока все учащиеся получили предметные знания по русскому языку, направленные на интенсивное речевое развитие школьников: способность осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать). Вспомните, что в ходе урока каждый был вынужден буквально перебирать руками (для кинестетиков), перечитать (для визуалов), прослушать (для аудиалов) теоретические сведения по тому, как «работает» наречие в тексте.
Вместе с тем на уроке был реализован со-бытийный подход и получен личностный результат. В сложных случаях выбора каждым учеником была продемонстрирована личностная этическая позиция. 5 учеников показали этот осознанный выбор в развёрнутых выступлениях, а остальные - в активной работе и внутригрупповых высказываниях. Думается, что я имею основания, оглядываясь на только что закончившийся урок, констатировать, что ученики, действительно, личностно наслаждались красотой пришвинского слова, в какой-то мере, частично, научились умению видеть в обычном необычное. На уроке формировалось толерантное отношение друг к другу, умение конструктивно разрешать противоречия, возникающие в совместной работе. Поэтому именно в этом месте самоанализа уместно будет сказать о выполнении главной воспитательной цели урока
Обобщая, можно сказать, что на материале проведённого открытого урока нами был получен один из возможных вариантов решения исследовательской проблемы урока. Его суть в том, что традиционные методические приёмы продуктивны там и только там, где они регулируют, организуют, направляют, «обезличенную» деятельность учащихся (выполнить инструкцию по поиску нужной информации, найти и подобрать в тексте материал для заполнения таблицы и т.д.). Вариативные же образовательные технологии (внутригрупповой диалог, мозговой штурм, работа с кейс-заданиями, создание кластера и т.д.) эффективны там, где необходим «творческий акт», «озарение», «вероятностный» прорыв к неведомому ранее смыслу.
Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что технология педмастерских предусматривает совмещённые уроки, но, учитывая большую психологическую нагрузку, которую испытывают дети, когда на уроке находятся гости, я сконструировала кейсы, включающие только 2 задания. Задачей моего урока было показать технологию педмастерской, элементы кейс-технологии с целью дифференцированной работы на уроке.
В рамках решения исследовательской проблемы урока можно заявить об эффективности модернизированного методического приёма, основанного на традиции, - имеется ввиду формирование рабочих групп учащихся с «заданными свойствами» на основе комплекса тщательно подобранных соматических, индивидуально- и социально-психологических характеристик, а также уровня обученности и обучаемости школьников данного класса. Надо сказать, что урок продемонстрировал, насколько эффективной оказывается групповая работа, если группы собраны не произвольно, а по принципу взаимодополняемости, малоконфликтности и естественной управляемости, то есть на основе психологической совместимости.
Фиксирую ваше внимание, уважаемые гости, также и на том новом, что удалось сделать в рамках проведённого урока в плане развития вариативных приёмов образования. Я имею в виду последовательную интерпретацию одной и той же информации несколькими способами (в нашем случае – семью). Как показал урок, подобный приём позволяет учащимся занять, а с помощью учителя и осознанно принять на себя рефлексивную позицию. Продуктивная позиция «соавтора» в восприятии пришвинского слова, «соучастника» в понимании мира природы, в «научном» открытии «работы» наречия в тексте способны превратить личностно отчуждённое образование в личностно ориентированное, а школьные усредненно-стандартные знания в собственные, личностно присвоенные, как говорят психологи, интериоризованные.
Определённое отношение к исследовательской проблеме урока имеет установление в результате проведённого урока динамики нормативных (обязательных для усвоения) и личностных результатов обучения, воспитания и развития учащихся. Другими словами, посмотрим, как были реализованы в ходе урока его цели, заявленные в проекте.
Во-первых, насколько мы можем судить по созданным текстам и изготовленному учащимися кластеру, все учащиеся усвоили стандартный минимум фактических сведений о роли наречия в тексте. Во-вторых, в ходе урока у всех учащихся шло формирование надпредметных умений сравнивать, систематизировать, анализировать, обобщать. Вы, уважаемые гости, видели, как формирование и использование указанных умений проходило в индивидуализированной, адресной форме, в соответствии с педагогической партитурой урока, индивидуально-психологическими особенностями восприятия и мышления учащихся, а также уровнем их прошлой обученности.
Учащимся были созданы условия для обобщения, закрепления и расширения знаний о наречии как части речи через постановку проблемного вопроса на этапах индукции (мнение чудака) и социоконструкции (высказывание М.Горького), конструирование микротекстов и решение лингвистических задач – на этапах создания творческого продукта, разрыва, социализации и рефлексии.
На примере одного текста было организовано исследование многоплановости функциональной роли наречий в тексте.
Решена была и проблема урока – в чём значимость, необходимость изучения данной части речи.
В течение урока развивалось умение выстраивать свои рассуждения, критически мыслить, развивать воображение через моделирование учебных интерактивных диалогов.
Поговорим теперь о партитуре урока.
Название урока (или имя) «Слово Пришвина живёт в нас» обосновано исследованием роли наречий в отрывке из рассказа М.Пришвина «Золотой луг» и воспитательными целями урока.
Авторская разработка урока сочетает в себе две технологии: технологию педмастерской, что нашло отражение в структуре и типе урока и кейс-технологию (система заданий для работы в группах и кейс-задание для работы дома).
Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу “Французская группа нового воспитания”. Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. Это одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы. В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя. На уроке соблюдались принципы построения педмастерской:
- Все способны, нет неспособных ни учеников, ни учителей. Все могут все.
- Нет готовых ответов ни на один вопрос. Можно задавать любые вопросы, но отвечать на них самому.
- Никакой оценки: ни положительной, ни отрицательной. Отрицательная оценка унижает ребенка, вселяет в него неверие в свои силы. Положительная оценка формирует психологический феномен постоянной необходимости внешней оценки своей деятельности, воспитывает несамостоятельную личность.
- Полная свобода мнений. Каждый имеет право сказать то, что он думает, не боясь показаться смешным или нелепым. Каждый имеет право иметь свое мнение по любому вопросу.
- Доброжелательность всех по отношению ко всем. Положительная установка.
- Никаких замечаний и никакого давления ни со стороны педагога по отношению к учащимся, ни учащихся по отношению друг к другу. Искренность и открытость.
- Ошибок нет, есть неточные знания. Неточные знания - необходимая ступенька к более точным и полным знаниям. Полных знаний может и не быть.
- Деколонизация ума. Пользоваться только своим умом, не пытаясь спросить у товарища, прочитать в книге, подсмотреть где-либо, вспомнить стандартный ответ.
- Учитель равен ученику. Равноправные, партнерские, субъект-субъектные отношения.
- Знания одного должны быть обогащены знаниями других.
Тип мастерской – мастерская построения знаний.
Структура урока-мастерской: первое задание в мастерской - индуктор, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Задания первого этапа урока были направлены на соединение «Я» каждого участника «Мастерской» с рабочими материалами урока.
Чтобы систематизировать полученные ранее знания о наречии, был задан проблемно-провокационный вопрос о чудаке, не знающем значения слова «наречие».
При выходе на тему урока использован приём «арабского письма» с целью формирования у учащихся графического образа слова (ни для кого не секрет, что большинство наших детей страдают необъяснимым пропуском букв в словах), подобные игровые элементы позволяют решить проблему формирования орфографической зоркости, вызванную различными причинами.
Игровой приём позволил повторить синонимичные и антонимичные фразеологизмы и наречия.
Использование высказывания А.М.Горького о роли наречий помогло «перекинуть мостик» к созданию творческого продукта в групповом взаимодействии.
При создании творческого продукта были использованы приёмы деконструкции – разъединение избранных для работы материалов (разные задания для каждой группы) и реконструкции, которая позволила из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление: знание о роли наречия в тексте.
На этапах разрыва и социализации были предъявлены групповые продукты всем участникам (афиширование и чтение текстов), индивидуальные результаты объединены в два новых текста.
Общая рефлексия или дебрифинг (в российской системе образования этот термин практически не применяется или, если и используется, то под иными названиями, более популярным является термин «рефлексия», а также термин «дискуссия» — рассмотрение или обсуждение спорных вопросов) позволили извлечь новую информацию из анализа – получить целостное представление о роли наречия в тексте, проверить свою гипотезу и правдивость высказывания Горького о наречиях и их роли в русском языке.
Что касается кейс-заданий, или кейс-методики, то впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:
- повышение мотивации учения у школьников;
- развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
Типы кейсов:
- тренировочный;
- обучающий;
- аналитический;
- исследовательский;
- систематизирующий;
- прогностический.
Систему кейс-заданий на уроке можно отнести к аналитическим и исследовательским.
Роль учителя – мастера, которая заключается не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. Считаю, что данное требование на уроке было соблюдено: новые знания о роли наречия в тексте учащиеся приобрели, исследуя текст Пришвина, созданы творческие продукты: микротексты о роли наречия в тексте, проведён лингвистический анализ (учебник Львовой в 7 классе предлагает текстоведческий анализ: определение темы, основной мысли, типа речи и стиля текста, к концу седьмого класса – использование выразительных языковых средств), создан кластер «Наречие в тексте», систематизированы знания о наречии как части речи.
Организация деятельности учащихся на уроке строилась на основе поисковой и исследовательской деятельности через групповую форму учебного взаимодействия. Подобный вид работы позволил ученикам осуществлять самостоятельность, соблюдалась свобода выбора ответа на всех этапах работы. Дети имели право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
На уроке учителем осуществлялась поддержка и поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. Была создана атмосфера доброжелательности. Технология педмастерской не предусматривает выставление отметок на уроке, не должно быть и оценочных суждений. Дети получат оценку при работе с домашним кейс-заданием, где ребёнку будет предоставлено право выбора задания с учётом сохранения и поддержки индивидуальности ученика, его способностей, возможностей и потребностей. При организации диалога на уроке соблюдалось требование: каждый ученик имеет право на собственное мнение.
Результатом урока-мастерской по русскому языку является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.). Результатом нашего урока станет представление своего опыта употребления наречия в тексте. Работа с домашним кейс-заданием позволит учащимся осуществить выбор задания с применением знаний в сходных ситуациях или же выйти на новый творческий уровень.
Работа с текстом М.Пришвина помогла опереться на внутрикурсовые связи: литературу. Межпредметные связи нашли отражение в кейс-задании для 4-й группы: необходимо было решить задачу о количестве используемых в пришвинском тексте наречий и % соотношении существительных, прилагательных, глаголов и наречий. Домашнее задание подразумевает связь с уроками информатики и технологии. Домашнее задание, на мой взгляд, оптимально по объёму, связано с темой урока, предусматривает выбор по дифференциации и индивидуализации.
На уроке использовалась презентация. Она носила иллюстративный характер.
Главными дидактико-коммуникативными авторитарными техниками стали: фронтальный опрос, инструктирование, а главными дидактико-коммуникативными сотрудническими техниками стали: диалог, педагогическое наблюдение, моделирование. Это дидактико- коммуникативное обеспечение позволило достаточно успешно организовать на уроке такой стиль образовательного общения, как самостоятельное освоение учебного материала в группах.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в тексте"
Урок разработан по программе С.И.Львовой и В.В.Львова. Это один из последних уроков по изучению темы «Наречие». В структуре о...
Дидактический материал по теме "Роль наречий в тексте".
В работе представлен дидактический материал по анализу текста при изучении темы "Наречие"...
Дидактический материал по теме "Роль наречий в тексте".
В работе представлен дидактический материал по анализу текста при изучении темы "Наречие"....
Роль наречий в тексте. Особенности употребления в речи.
урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода, направленного на реализацию требований ФГОС ОО...
Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)
Урок систематизации знаний по теме "Наречие". систематизация знаний о роли наречий в текстах разных стилей.Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащих...
Роль наречия в художественном тексте. Урок-проект
В уроке реализован коммуникативно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения, нахо...
Технологическая карта урока по русскому языку "Роль наречий в тексте"
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе (проектно - исследовательская деятельность)...