Программа для 8 класса Трудные вопросы орфографии
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Студенцова Ирина Владимировна

Курс посвящен формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему знания, полученные учащимися при изучении орфографии в 5 -7 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_8_klass_russkiy_yazyk.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №608 Кировского района города Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

для 8 класса 

Трудные вопросы орфографии 
(34 часа)

                                                       

«Рекомендовано к

утверждению»

Председатель МО

___________/___________/
ФИО

Протокол №___от

«__»____________20__г.

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ №608  

Кировского района г. Санкт-Петербурга

________/Ш.Р. Демидова/

Приказ № ___________ от

«__»____________20__г.

Разработана учителем ГБОУ СОШ №608
высшей квалификационной категории
Студенцовой Ириной ВЛАДИМИРОВНОЙ

2015-2016 учебный год

Трудные вопросы орфографии

Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 8-х классов общеобразовательных школ.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

Курс для учащихся 8-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Особенности контингента учащихся 8А класса ГБОУ №608 Кировского района г. Санкт - Петербурга, в котором реализуется данная программа

В 8А классе 27 учащихся. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют 10% , низкий – 12%.  В связи с чем в основе организации работы на уроках – уровневая дифференциация, индивидуальный подход.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях курса "Трудные вопросы орфографии" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2 тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Содержание обучения

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Правописание НЕ с различными частями речи

5. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

6. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

7. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные. Слитное написание.

- сложные существительные. Дефисное написание

- сложные прилагательные. Слитное написание.

- сложные прилагательные. Дефисное написание

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

8. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

9. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

10. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

11. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

12. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

Тематический план курса (34 часа)

№ п/п

Название тем курса

Количество часов
всего

Кол-во часов по теме

Форма занятий

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

2

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

2.

Орфограммы в корнях

4

 

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

 

Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные

 

2

 

 

Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне

 

2

 

3.

Правописание приставок

3

 

Лекция. Практическое применение правил

 

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

 

3

 

4.

Правописание НЕ с различными частями речи

2

2

5.

Орфограммы в суффиксах

6

 

Лекции с составлением алгоритмов по темам

 

О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

 

3

 

 

Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

 

2

 

 

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 

1

 

5

Орфограммы в окончаниях

4

 

Семинары - практикумы

 

О, Ё после шипящих в окончаниях слов

 

2

 

 

Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

 

2

 

6

Правописание сложных слов

3

 

Лекция учителя. Тренировочные задания

 

Соединительная гласная в сложных словах

 

1

 

 

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 

2

 

7

Правописание предлогов

2

 

Семинары-практикумы

 

Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

 

2

 

8

Правописание союзов

2

 

Компьютерное тестирование

 

Слитное и раздельное написание союзов

 

2

 

9

Правописание частиц

2

 

Семинары -практикумы

 

Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

 

2

 

10

Правописание числительных

2

 

Семинары -практикумы

 

Мягкий знак на конце и в середине числительных

 

2

 

11

Принципы и правила переносов

1

1

Тренировочные задания

12

Итоговая работа

1

 

 

Итого

34 часа

Поурочное планирование

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Контроль

Домашнее задание

1

Опознавательные признаки орфограмм

Знать правила о морфемах, правописание орфограмм-букв в приставках и корнях, уметь делать морфемный разбор, применять орфографические правила при написании слов.

Устный опрос

Конспект

2

Части речи. Опознавательные признаки

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Блиц-опрос

Записи в тетради

3

Орфограммы в корнях. Гласные, проверяемые ударением

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Текущий контроль

Записи в тетради

4

Гласные, не проверяемые ударением. Чередующиеся гласные

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Работа в группах

Выучить таблицу в тетради

5

Согласные в корне слова. О, Ё после шипящих в корне

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Блиц-опрос

Знать правила

6

Согласные в корне слова. О, Ё после шипящих в корне

Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов.

Уметь находить орфограммы в словах.

Предупредительный диктант

Упр. на распечатке

7

Неизменяющиеся на письме приставки

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам

Устный опрос

Задание в тетради

8

Измениющиеся на письме приставки

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам

Объяснительный диктант

Задание в тетради

9

Приставки, зависящие от значения

Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам

Тренировочные упражнения

Записи в тетради

10

НЕ с разными частями речи

Знать основное правило написания приставок.

Работа с индивидуальными карточками

Знать правила

11

НЕ с разными частями речи

Знать основное правило написания приставок.

Взаимопроверка

Доделать в тетради

12

Орфограмы в суффиксах. О,Ё после шипящих

Знать основное правило написания приставок.

Блиц-опрос

Знать теорию

13

Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречий

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Викторина

Доделать упр.

14

Буквы Ч, Щ в суффиксах существительных. Суффиксы прилагательных К, СК

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Работа со словарем

Выполнить тест

15

Гласные в суффиксах глаголов ОВА, ЕВА, ЫВА, ИВА

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Работа в группах

Задание в тетради

16

Гласные в суффиксах существительных ЕК, ИК

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Блиц-опрос

Упр. на распечатке

17

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Комментированное письмо

Составить таблицу

18

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах

Лексический диктант

Составить упражнение

19

Орфограммы в окончаниях. О, Ё после шипящих

Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах

Работа со словарём

Правила выучить

20

О, Ё после шипящих в окончаниях

Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах

Работа в группах

Задание в тетради

21

Падежные и родовые окончания

Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах

Взаимопроверка

Упражнение

22

Личные окончания глаголов

Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах

Предупредительный диктант

Теория, карточки

23

Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах

Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах

Работа в парах

Составить слова

24

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Фронтальный опрос

Знать правила

25

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Групповая работа

Тест

26

Правописание непроизводных и производных предлогов

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Блиц-опрос

Знать теорию, упражнение

27

Слитное и раздельное написание предлогов

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Творческая работа

Упражнение

28

Слитное и раздельное написание союзов

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Тренировочные упражнения

Знать правила

29

Слитное и раздельное написание союзов

Знать орфограммы слитного и дефисного написания

Объяснительный диктант

Тест

30

Правописание частиц

Уметь находить орфограммы в словах

Устный опрос

Правило

31

НЕ, НИ с разными частями речи

Уметь находить орфограммы в словах

Работа со словарем

Упражнение

32

Правописание числительных

Уметь находить орфограммы в словах

Работа в группах

Задание в тетради

33

Ь на конце и в середине числительных

Уметь находить орфограммы в словах

Викторина

Карточка

34

Принципы и правила переноса

Уметь находить орфограммы в словах

Анализ текста

Слова в тетради

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 2011.
  2. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА " ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ " (34 ЧАСА)

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач лингвистического образования в школе - формированию навыков грамотного письма....

Образовательная программа дополнительного образования "Трудные вопросы орфографии" (7 класс)

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и  предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения  проводятся во взаимосвязи с Прог...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Программа элективного курса по русскому языку для 10 классов «Трудные вопросы орфографии»

Данный элективный курс  открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успеш...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа  рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы  по русскому языку Н.Гольцовой...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Трудные вопросы орфографии" для 10-11 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Трудные вопросы орфографии" для 10-11 классов...