Программа для 8 класса Трудные вопросы орфографии
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Курс посвящен формированию навыков грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему знания, полученные учащимися при изучении орфографии в 5 -7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №608 Кировского района города Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
для 8 класса
Трудные вопросы орфографии
(34 часа)
«Рекомендовано к утверждению» Председатель МО ___________/___________/ Протокол №___от «__»____________20__г. | Утверждаю Директор ГБОУ СОШ №608 Кировского района г. Санкт-Петербурга ________/Ш.Р. Демидова/ Приказ № ___________ от «__»____________20__г. |
Разработана учителем ГБОУ СОШ №608
высшей квалификационной категории
Студенцовой Ириной ВЛАДИМИРОВНОЙ
2015-2016 учебный год
Трудные вопросы орфографии
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 8-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Курс для учащихся 8-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Особенности контингента учащихся 8А класса ГБОУ №608 Кировского района г. Санкт - Петербурга, в котором реализуется данная программа
В 8А классе 27 учащихся. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют 10% , низкий – 12%. В связи с чем в основе организации работы на уроках – уровневая дифференциация, индивидуальный подход.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях курса "Трудные вопросы орфографии" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Правописание НЕ с различными частями речи
5. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
6. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
7. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
8. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
9. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
10. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
11. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
12. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
Тематический план курса (34 часа)
№ п/п | Название тем курса | Количество часов | Кол-во часов по теме | Форма занятий |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 2 | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток |
2. | Орфограммы в корнях | 4 |
| Семинары-практикумы. Тестирование по темам |
| Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные |
| 2 |
|
| Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне |
| 2 |
|
3. | Правописание приставок | 3 |
| Лекция. Практическое применение правил |
| Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения |
| 3 |
|
4. | Правописание НЕ с различными частями речи | 2 | 2 | |
5. | Орфограммы в суффиксах | 6 |
| Лекции с составлением алгоритмов по темам |
| О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск |
| 3 |
|
| Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) |
| 2 |
|
| Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий |
| 1 |
|
5 | Орфограммы в окончаниях | 4 |
| Семинары - практикумы |
| О, Ё после шипящих в окончаниях слов |
| 2 |
|
| Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов |
| 2 |
|
6 | Правописание сложных слов | 3 |
| Лекция учителя. Тренировочные задания |
| Соединительная гласная в сложных словах |
| 1 |
|
| Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных |
| 2 |
|
7 | Правописание предлогов | 2 |
| Семинары-практикумы |
| Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов |
| 2 |
|
8 | Правописание союзов | 2 |
| Компьютерное тестирование |
| Слитное и раздельное написание союзов |
| 2 |
|
9 | Правописание частиц | 2 |
| Семинары -практикумы |
| Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи |
| 2 |
|
10 | Правописание числительных | 2 |
| Семинары -практикумы |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных |
| 2 |
|
11 | Принципы и правила переносов | 1 | 1 | Тренировочные задания |
12 | Итоговая работа | 1 |
|
|
Итого | 34 часа |
Поурочное планирование
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Контроль | Домашнее задание |
1 | Опознавательные признаки орфограмм | Знать правила о морфемах, правописание орфограмм-букв в приставках и корнях, уметь делать морфемный разбор, применять орфографические правила при написании слов. | Устный опрос | Конспект |
2 | Части речи. Опознавательные признаки | Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов. Уметь находить орфограммы в словах. | Блиц-опрос | Записи в тетради |
3 | Орфограммы в корнях. Гласные, проверяемые ударением | Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов. Уметь находить орфограммы в словах. | Текущий контроль | Записи в тетради |
4 | Гласные, не проверяемые ударением. Чередующиеся гласные | Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов. Уметь находить орфограммы в словах. | Работа в группах | Выучить таблицу в тетради |
5 | Согласные в корне слова. О, Ё после шипящих в корне | Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов. Уметь находить орфограммы в словах. | Блиц-опрос | Знать правила |
6 | Согласные в корне слова. О, Ё после шипящих в корне | Знать правила о правописании орфограмм в корнях слов. Уметь находить орфограммы в словах. | Предупредительный диктант | Упр. на распечатке |
7 | Неизменяющиеся на письме приставки | Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам | Устный опрос | Задание в тетради |
8 | Измениющиеся на письме приставки | Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам | Объяснительный диктант | Задание в тетради |
9 | Приставки, зависящие от значения | Знать основное правило написания приставок, уметь составлять тексты на заданную тему по опорным словам, рисункам | Тренировочные упражнения | Записи в тетради |
10 | НЕ с разными частями речи | Знать основное правило написания приставок. | Работа с индивидуальными карточками | Знать правила |
11 | НЕ с разными частями речи | Знать основное правило написания приставок. | Взаимопроверка | Доделать в тетради |
12 | Орфограмы в суффиксах. О,Ё после шипящих | Знать основное правило написания приставок. | Блиц-опрос | Знать теорию |
13 | Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречий | Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах | Викторина | Доделать упр. |
14 | Буквы Ч, Щ в суффиксах существительных. Суффиксы прилагательных К, СК | Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах | Работа со словарем | Выполнить тест |
15 | Гласные в суффиксах глаголов ОВА, ЕВА, ЫВА, ИВА | Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах | Работа в группах | Задание в тетради |
16 | Гласные в суффиксах существительных ЕК, ИК | Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах | Блиц-опрос | Упр. на распечатке |
17 | Суффиксы действительных и страдательных причастий | Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах | Комментированное письмо | Составить таблицу |
18 | Суффиксы действительных и страдательных причастий | Знать основное правило написания суффиксов, уметь находить орфограммы в словах | Лексический диктант | Составить упражнение |
19 | Орфограммы в окончаниях. О, Ё после шипящих | Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах | Работа со словарём | Правила выучить |
20 | О, Ё после шипящих в окончаниях | Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах | Работа в группах | Задание в тетради |
21 | Падежные и родовые окончания | Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах | Взаимопроверка | Упражнение |
22 | Личные окончания глаголов | Знать основное правило написания окончаний, уметь находить орфограммы в словах | Предупредительный диктант | Теория, карточки |
23 | Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах | Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах | Работа в парах | Составить слова |
24 | Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | Знать орфограммы слитного и дефисного написания | Фронтальный опрос | Знать правила |
25 | Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | Знать орфограммы слитного и дефисного написания | Групповая работа | Тест |
26 | Правописание непроизводных и производных предлогов | Знать орфограммы слитного и дефисного написания | Блиц-опрос | Знать теорию, упражнение |
27 | Слитное и раздельное написание предлогов | Знать орфограммы слитного и дефисного написания | Творческая работа | Упражнение |
28 | Слитное и раздельное написание союзов | Знать орфограммы слитного и дефисного написания | Тренировочные упражнения | Знать правила |
29 | Слитное и раздельное написание союзов | Знать орфограммы слитного и дефисного написания | Объяснительный диктант | Тест |
30 | Правописание частиц | Уметь находить орфограммы в словах | Устный опрос | Правило |
31 | НЕ, НИ с разными частями речи | Уметь находить орфограммы в словах | Работа со словарем | Упражнение |
32 | Правописание числительных | Уметь находить орфограммы в словах | Работа в группах | Задание в тетради |
33 | Ь на конце и в середине числительных | Уметь находить орфограммы в словах | Викторина | Карточка |
34 | Принципы и правила переноса | Уметь находить орфограммы в словах | Анализ текста | Слова в тетради |
Литература для учителя
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 2011.
- Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/12/picture-930998-1497269565.jpg)
ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА " ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ " (34 ЧАСА)
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач лингвистического образования в школе - формированию навыков грамотного письма....
Образовательная программа дополнительного образования "Трудные вопросы орфографии" (7 класс)
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения проводятся во взаимосвязи с Прог...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230475-1364442586.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка»для 11 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-657942-1440768730.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку для 10 классов «Трудные вопросы орфографии»
Данный элективный курс открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успеш...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Программа рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы по русскому языку Н.Гольцовой...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-1040546-1528011992.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Трудные вопросы орфографии" для 10-11 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Трудные вопросы орфографии" для 10-11 классов...