Образовательная программа дополнительного образования "Трудные вопросы орфографии" (7 класс)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и  предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения  проводятся во взаимосвязи с Программой  предметной линии учебников по русскому языку для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.  Данная программа призвана обеспечить повышение грамотности обучающихся и их творческое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_7.docx761.23 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Downloads\Scan10003 (1).JPG

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и  предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения  проводятся во взаимосвязи с Программой  предметной линии учебников по русскому языку для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.  Данная программа призвана обеспечить повышение грамотности обучающихся и их творческое развитие. Количество часов в неделю – 2.

Актуальность программы

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования.

 Проблема  повышения  грамотности учащихся   волновала  учителей-словесников  во  все  времена.  Вместе с тем  существует ряд  противоречий:

-между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;

-между необходимостью формирования прочных орфографических  умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора 

орфограммы и знаков препинания;

- между высоким уровнем содержания курса русского языка в 5-9 классах и необходимостью правильного решения вопросов     преемственности между начальным и средним звеном.

         Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов:

- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; статистика фиксирует в последние годы существенное снижение  у школьников читательского интереса.  Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение –  одна из причин неблагополучия в правописании;

  - несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, малосвязанных  между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том,  что данный курс предлагает решить проблему «трудных вопросов орфографии» через систему морфемико– словообразовательных упражнений.  Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и  научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.

Кроме того, в процессе ее реализации формируются навыки орфографической зоркости, расширяется лексический запас обучающихся, что способствует общему речевому развитию и устойчивому позитивному психологическому состоянию школьников, повышению заинтересованности в изучении предмета.

Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».

Данная программа закрепляет навыки грамотного письма, предполагает расширение словарного запаса, развития как устной, так и письменной речи, повышение мотивации в изучении языка.

    Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее ( в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа  курса «Трудные вопросы орфографии». 

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы: повышение орфографической зоркости, качественная подготовка учащихся к успешной сдаче экзаменов

Задачи программы:
– обучение обучающихся внимательному исследованию  текста;

-анализ  его содержания и лингвистических компонентов с целью глубокого погружения в содержание  и понимание значения отдельных слов;

-поиск в тексте конкретных примеров, иллюстрирующих определенные орфографические правила.

- поиск  интенсивных  приемов формирования орфографической зоркости учащихся;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков путем создания творческой атмосферы на занятии;

- реализация задачи развития логического мышления обучающихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- усиление практической направленности обучения русскому языку;

- поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в начальной школе.

Отличительные особенности

Практика показывает, что, как правило, третья часть класса испытывает трудности в овладении орфографическими навыками еще в начальной школе. С годами проблемы лишь увеличиваются, и к 7 классу у детей накапливаются не только проблемы в усвоении материала, но растет и отрицательный психологический настрой на работу по данному предмету.   Данная программа направлена на исправление сложной ситуации у детей с проблемами в изучении русского языка,  является дополнением к основному курсу русского языка  и предназначена  именно для учащихся 7 классов, испытывающих определенные трудности в изучении русского языка.

Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 12-14- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо.

     Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.

       В рамках данного курса осуществляется обращение к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса  посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.

     Работа по созданию «банка морфем» помогает решить  проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Возраст детей – 13-14 лет

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа имеет теоретическую и практическую части и рассчитана на  курс обучения в 9 месяцев.

  План учебных занятий строится из расчета 2 часа в неделю; всего за год 74 часа.

Формы и режим занятий

Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, их возможности и способности, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате изучения русского языка в объединении ученик должен:

понимать:

- особенности структуры слова и его грамматической формы;

- отличительные особенности орфограмм;

-особенности частей речи и применение соответствующих правил.

уметь:

- правильно определять орфограммы;

- применять нужные правила, знать исключения из правил;

- выделять значимую информацию; выделять главные факты;

-читать тексты разных жанров, вычленять из текста слова на определенную орфограмму;

- уметь оценивать свои достижения,

- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения  курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы будет являться тестирование

3. Учебно-тематический план


Кол-во часов


Программа курса

Теория

Практика


1-2

2


Введение. Основные принципы русской орфографии

1

1


3-4

2


Фонетический принцип

1

1


5-8

4


Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.

1

3


9-12

4


Правописание безударных гласных в корне слова

1

3


13-16

4


Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ

Контрольный словарный диктант.

1

3


17-20

4


Правописание О-Ё-Е после шипящих

1

3


21-22

2


И-Ы после Ц

0,5

1,5


23-26

4


Правописание сложных слов

1

3


27-28

2


Разделительные Ъ и Ь. Тест

1

1


29-32

4


Склонение количественных числительных

1

3

33-34

2


Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

1

1


35

1


Контрольное тестирование

1


36-37

2


Правописание личных окончаний глаголов. Тест.

1

1

38-40

3


Правописание суффиксов причастий

1

2


41-43

3

Правописание Н и НН в разных частях речи

1

2


44-47

4

Правописание частицы НЕ со всеми частями речи

1

3


48-49

2

Частицы НЕ и НИ.

1

1


50-53

4

Правописание наречий

1

3


54

1

Служебные части речи и междометия

1


55-58

4

Правописание производных предлогов

1

3


59-62

4

Правописание союзов и омонимичных слов

1

3


63-67

4

Правописание частиц

1

3


68 -69

2

Правописание междометий

1

1

70

1

Итоговое тестирование

1

71

1

Работа над ошибками

1

72-74

3

Резервные уроки

3

4. Содержание дополнительной образовательной программы

    Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип. Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа. Правописание безударных гласных в корне слова. Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. Правописание О-Ё-Е после шипящих И-Ы после Ц. Правописание сложных слов. Разделительные Ъ и Ь. Склонение количественных числительных. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Правописание личных окончаний глаголов.

    Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание частицы НЕ со всеми частями речи. Частицы НЕ и НИ. Правописание наречий.

   Служебные части речи и междометия. Правописание производных предлогов.  Правописание союзов и омонимичных слов.

     Правописание междометий.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Методическим основанием для разработки программы послужило представление о том, что обучающимся, испытывающим трудности в обучении русскому языку, необходимо создать  наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития.В связи с этим в программе подобран материал,  обеспечивающий  эффективную работу:

Система орфографических упражнений.

      С учётом двух принципов, положенных в основу усвоения правописания, сознательного и механического,  обучение орфографии включает следующие операции:

  • списывание с правильного текста; чтение;
  • письмо заученного наизусть связного текста;
  • предупредительные диктанты;
  • объяснительные диктанты;
  • творческие, свободные диктанты;
  • выборочные, немые,  зрительные диктанты;
  • пользование орфографическими словарями;
  • проверочные диктанты;
  • работа над ошибками.

 Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится, прежде всего,  на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так, чтобы оно стало навыком.

      Многолетняя практика работы в школе приводит к выводу о том, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся  наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения:

  • списывание с правильного текста;

С этой целью используются специальные орфографические упражнения  с осложненными  грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике. Это может быть осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены буквы. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором.

  • письмо заученного наизусть связного текста; 

 используются специальные упражнения учебника «Диктант по памяти», тексты  художественных произведений, изучаемых в курсе литературы.

  • предупредительный диктант;

При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Проводить такие диктанты лучше  в начале урока и сопровождать  записью на доске, которую может выполнять один из сильных учеников. Ориентировочно время  такой работы -  10 минут.

  • объяснительный диктант;

При проведении объяснительного диктанта осуществляется объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой, необходимо письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.

Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Они способствуют тому, что у учащихся формируется умение связывать правило со словом, слово с правилом. Различие между этими диктантами — в степени самостоятельности учащихся.

  • выборочный диктант;

Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (или орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно. Часто это объяснение сводится к классификации слов на правило. Выборочный диктант требует от учащихся большого умственного напряжения, полной мобилизации внимания и знаний. Этот диктант является одним из самых активных приемов обучения орфографии. Экономичный во времени, он дает возможность приучить школьников быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения учителя отбирать на слух нужное. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.

  • диктанты с изменением текста: творческий, свободный диктант.

При написании творческого диктанта учащиеся по заданию  вставляют в диктуемый текст определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов и письменно или устно объясняют соответствующие орфограммы. При этом у учащихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.

При свободном диктанте учащимся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности изложения мыслей. Если учащийся письменно объясняет орфограммы, то он так же, как и при творческом диктанте, приучается применять орфографические правила в условиях, приближенных к тем, когда приходится излагать свои мысли.

  • зрительный диктант

Слуховые восприятия наличествуют при написании диктантов.

Что касается зрительных восприятий, то здесь дело обстоит сложнее. Чаще всего, выполняя упражнения типа списывания, учащиеся имеют дело с текстом, в котором буквы в словах пропущены, служебные слова заключены в скобки и т. п. В этих случаях нельзя говорить о зрительном восприятии слов с изучаемыми орфограммами. Слова с изучаемыми орфограммами зрительно воспринимаются в том случае, если учащийся, выполнив упражнение типа списывания, напишет их правильно. То же самое нужно сказать и о диктантах. Если же интересующие нас слова и при списывании, и во время диктанта написаны неправильно, то зрительное восприятие не играет своей положительной роли. А между тем при зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память учащихся, что чрезвычайно важно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы перед учащимися в самом начале работы над орфографической темой в правильном написании предстали наиболее трудные слова с изучаемой орфограммой. Поэтому на дом задается списывание текста без пропуска букв с запоминанием правописания слов, а в классе проводится подготовленный диктант по тексту без пропуска букв.

Таким образом, при создании системы орфографических упражнений надо заботиться о том, чтобы в ходе выполнения специальных орфографических упражнений обеспечивалось участие не только слуха и речедвигательных восприятий, но и зрения. 

  • карточки с индивидуальными заданиями

Индивидуальные карточки очень помогают повышать грамотность.

Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабоуспевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.

  • работа со словарями

      Одним из важнейших  рычагов повышения  грамотности является   формирование у учащихся  умения пользоваться  орфографическим словарём. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарём  нужно во время любой классной работы, диктантов, изложений, сочинений.

  • проверочные диктанты

       Краеугольным камнем повышения  орфографической грамотности является проверочный диктант (15-20 минут среднего ученического письма). Текст составляется  из простых  предложений, содержащих слова с орфограммами, известными  учащимся. Диктовать надо не монотонно, а ясно и внятно, предварительно прочитав весь диктант  вслух и пояснив правописание наиболее трудных слов. Максимальная польза от проверочного диктанта может быть получена при  соблюдении  двух условий: 

первое – учащиеся сдают работы учителю, не проверяя их (это воспитывает сосредоточенность и уверенность);

второе – оценки учитель за диктанты не выставляет (это служит приглашением  к сотрудничеству и исключает травмирование учащихся).

       Исправлять ошибки в проверочном диктанте, по методике А.Д.Алферова,  необходимо следующим способом:  зачёркивать ошибочную форму и над ней писать то, что нужно. Это гарантирует повышение внимания учащихся во время анализа работы, способствует запоминанию правильного написания того или иного слова.  

  • работа над ошибками

Работа над ошибками  должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем. 

Домашняя работа над ошибками  должна строго контролироваться: иначе она превратится в обыкновенную  отписку. 

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, тренировочные и игровые упражнения, тематические конкурсы, викторины, соревнования.

Игровые формы и методы, используемые в программе, позволяют детям легко включаться в процесс обучения, в коллективную деятельность, дают возможность усвоения норм поведения, дисциплины, а также способствуют формированию отдельных качеств личности.

Структура занятий подразумевает  смену деятельности, связанную с возрастными особенностями обучающихся.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 60 минут, в течение занятия происходит смена деятельности и предусмотрен 10-минутный перерыв.

Количество детей в группе 15-20 человек.

Приёмы и методы

  При разработке данной программы были учтены психолого-педагогические особенности обучающихся и выбраны следующие педагогические методы и приемы, позволяющие развивать все сферы деятельности ребенка:

Наглядность. У обучающихся преобладает наглядно-образное мышление, поэтому считается целесообразным использовать  на занятиях не только готовые наглядные пособия, но и создавать собственные.

Разнообразие видов деятельности. Во время занятий происходит смена видов деятельности, что позволяет сконцентрировать внимание ребят,  в то же время превратить занятие в увлекательный процесс.

Творческие работы и творческие проекты. Использование данного метода в обучении способствует развитию логического мышления, а также развитию самостоятельности и трудолюбия.

Весь процесс обучения построен на взаимосвязи разных видов деятельности.

Темы, предложенные в программе, учитывают уровень умственного и физического развития обучающихся, а также соответствуют целям и задачам программы.

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с обучающимися, испытывающими различные комплексы. Всегда должна иметь место объективная оценка деятельности детей (оценка достижений ребёнка по отношению к нему самому).

Деятельность в работе курса  построена так, чтобы постепенно подвести детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения. Необходимо  поощрять инициативу анализа своей деятельности.

Развитие творческих способностей – неотъемлемая часть курса. Необходимо поощрять стремление учащихся проявить себя в конкурсах, олимпиадах и иных формах деятельности

6. Список литературы

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2010.
  4. ВлодавскаяЕ.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Экзамен, 2004.
  5. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 кл. – М.: Дрофа, 2001.
  6. Новикова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку: 7 кл. – М.: Экзамен, 2008.
  7. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  8. Сборник диктантов по орфографии: правописание морфем /Авт.-сост. Т.А.Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
  9. Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля по русскому языку. 7 класс. – М.: Материк Альфа, 2001.
  10. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"

Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

программа дополнительного курса для 9 класса "Углубленное изучение русской орфографии"

тематическое планирование дополнительного курса пи орфографии 9 класс...

Платная образовательная программа курса "Избранные вопросы математики" 7 класс на 2020-2021 учебный год

Программа расчитана на 27 учебных часов. В ней рассматриваются вопросы как алгебраического так и геометрического материала....