КВН Фразеология 6 класс
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык. Фразеология.
КВН
6 класс.
Цель:
1) вызвать живой интерес к русскому языку, к законам, по которым он живет, к различным языковым явлениям, к слову, воспитывать любовь к Родине;
2) способствовать развитию творческих способностей учащихся;
3) пропагандировать богатство русского языка, учить обращать внимание на чистоту речи – своей и окружающих;
4) закрепление практических навыков устной и письменной речи учащихся.
Оборудование:
1) мультимедийный проектор (таблица «Лексика»);
2) плакаты, на которых фразеологизмы представлены в рисунках;
3)карточки
4)презентация
I. Оргмомент.
II. Слово учителя по теме урока:
1) о материале на доске
В. Солоухин «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно мед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.»
К. Д. Ушинский
Д. С. Лихачёв. Книга «Земля родная», глава «Учиться, говорить и писать»
« Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает».
«Язык человека – это его мировоззрение и поведение».
К. Д. Ушинский
«Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которое отразилась в слове природа страны и истории народа».
И. Бунин
…Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
А.Ахматова
«И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово».
Н. Заболоцкий «Читая стихи» (1948 год)
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык».
А. Платонов «Слово есть двигатель мысли».
Ибо, как сказал Ф.М.Достоевский, «человек изменится не от внешних причин, а не иначе, как от перемены нравственной».
К. С. Станиславский
«А ведь слово выражает мысль человека, нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества».
Я. Козловский
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
П. Вяземский
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
«Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.»
2) слово учителя:
В середине 20 века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь.
Еще великий М. В. Ломоносов говорил, что их нужно включать в словари. Он называл их «российскими пословиями», «фразесами», «идиоматизмами».
«Идиоматизм» от греческого слова Idioma (идиома) – «своеобразная».
М. А. Шолохов очень хорошо сказал о роли устойчивых сочетаний: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знание жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины и уродство предрассудков».
Ученые поняли: таких устойчивых сочетаний довольно много, они создают как бы особый «ярус» в языке и требуют специального, системного подхода к изучению.
Сделанное открытие привлекло к этому материалу внимание очень многих ученых. Родился новый раздел науки о языке – фразеология.
Внимание к устойчивым образованиям позволило установить, что они особо, по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его истории, обычаи.
Ведущий.
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим КВН!
1 конкурс. Дверь в наш Клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс разминка «Знаешь ли ты?». Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
1. Водой не разольешь (неразлучные друзья)
2. Как в воду опущенный (грустный человек)
3. Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
4. Носить воду решетом (бессмысленная работа)
5. Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
6. Воды не замутит (тихий человек)
7. Набрал в рот воды (молчаливый)
8. Как в воду глядел (угадал, предсказал)
9. Как две капли воды (очень похожи)
10. Прошли огонь и воду (все испытали)
Ведущий.
Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие.
(жюри подводит итоги)
2 конкурс. «О братьях наших меньших» Животные, птицы, насекомые. Кто больше!
1. Покупать кота в мешке.
2. Волка ноги кормят.
3. Всяк кулик свое болото хвалит.
4. Куры не клюют.
5. Комар носа не подточит.
6. Когда рак свистнет.
7. Мартышкин труд.
8. Подложить свинью.
9. Кот наплакал.
10. Первая ласточка.
11. Умирающий лебедь.
12. Брать быка за рога.
13. Блоху подковать.
14. Надуться как мышь на крупу.
15. Хорош гусь!
16. Упрямый осел!
17. Носиться как курица с яйцом.
18. С гулькин нос.
19. Проливать крокодиловы слезы.
20. Какая тебя муха укусила!
21. Как кошка с собакой.
22. Как баран на новые ворота.
3 конкурс. Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются числительные.
1. В один голос.
2. Меж двух огней.
3. В трех соснах заблудиться.
4. На все четыре стороны.
5. Как свои пять пальцев.
6. Семь пятниц на неделе.
7. Один на один.
8. В один голос.
9. От горшка два вершка.
10. В двух словах.
11. Ноль без палочки.
12. Семеро одного не ждут.
13. Лить слезы в три ручья.
14. Как телеге пятое колесо.
15. Сидеть в четырех стенах.
16. Опять 25.
17. Один за всех и все за одного.
18. Один в поле не воин.
19. Давать сто очков вперед.
20. Согнуться в три погибели.
21. Ни два ни полтора.
4 конкурс. Найди пару! (антонимы)
1. Ни зги не видно. 2. Душа в душу. 3. Коломенская верста. 4. Сидеть сложа руки. 5. Чуть свет. 6. Как кошка с собакой. 7. На ночь глядя. 8. На чужой шее сидеть. 9. Хоть иголки собирай. 10. От горшка два вершка. 11. Не покладая рук. 12. Жить своим горбом. | 1 – 9 2 – 6 3 – 10 4 – 11 5 – 7 8 - 12 |
5 конкурс. Закончи фразеологизм.
1. Дрожит… (как осиновый лист)
2. Катается… (как сыр в масле)
3. Выводить… (на чистую воду)
4. Держать… (в ежовых рукавицах)
5. Сидеть… (сложа руки)
6. Знать… (как свои пять пальцев)
6 конкурс. Конкурс капитанов!
Имена собственные написаны на карточках.
Нужно вспомнить фразеологизмы с ними.
- Ерема (Я ему про Фому, а он мне про Ерему)
- Емеля (Мели, Емеля, - твоя неделя)
- Фома (Фома неверующий)
- Макар (Куда Макар телят не гонял)
- Сидор (Драть как Сидорову козу)
- Федот (Федот ,да не тот)
- Ариадна (Нить Ариадны)
- Ахиллес (Ахиллесова пята)
- Василий (А Васька слушает да ест)
- Сизиф (Сизифов труд)
- Кузьма (Показать Кузькину мать)
- Маланья (Как на Маланьину свадьбу)
- Пандора (Ящик Пандоры)
- Данаиды (Бочка Данаид)
- Прокруст (Прокрустово ложе)
- Пан (Панический страх)
7 конкурс. Замени фразеологизмом.
1. Темно - хоть глаз выколи, ни зги не видно
2. Обманывать – обвести вокруг пальца, водить за нос, втирать очки
3. Очень мало – кот наплакал, с гулькин нос, капля в море, всего ничего, раз-два и обчелся, по пальцам пересчитать можно
4. Очень много – тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет
5. Близко – в двух шагах, рукой подать, перед носом
8 конкурс. Угадай фразеологизм по рисунку.
1. Два сапога – пара.
2. Вертеться как белка в колесе.
3. Вставлять палки в колеса.
4. Сесть в калошу.
5. Водить за нос.
6. Витать в облаках.
7. Быть на седьмом небе.
8. Горит в руках.
9. Положить зубы на полку.
10. Вылететь в трубу.
9 конкурс. Угадай профессию.
Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
- Стричь под одну гребенку (парикмахер)
- На живую нитку (швея)
- Брать на прицел (охотник)
- Закидывать удочку (рыбак)
- Играть первую скрипку (музыкант)
- Открывать Америку (путешественник)
- Сгущать краски (художник)
- Ход конем (шахматист)
- Сложить оружие (военный)
- Ждать у моря погоды (моряк)
10 конкурс. Артист, ваше слово!
Вытащив карточку, на которой написан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А другая команда должна его назвать.
Каждой команде по три карточки.
Карточки:
- Водить за нос.
- Засучив рукава.
- Пальчики оближешь.
- Реветь в три ручья.
- Смотреть сквозь пальцы.
- Сесть в калошу.
11 конкурс. Пожелание.
С Богом! – пожелание успеха в каком-либо деле, начинании и т.д.
Многия лета! – пожелание долголетней жизни, благополучия.
Помогай Бог! – пожелание успехов в труде, в какой-либо деятельности.
С миром! – пожелание счастливого пути, добра.
В добрый час! – пожелание удачи, благополучия в чем-либо.
12 конкурс. Сочинение-характеристика человека.
1. Себе на уме.
2. Как с гуся вода.
3. Вскружить голову.
4. Говорить в глаза.
5. Держать язык за зубами.
6. На широкую ногу.
7. Повесить нос.
8. Втирать очки.
9. Заваривать кашу.
10. Зарывать талант в землю.
11. Делать из мухи слона.
12. Брать быка за рога.
13 конкурс. Географические названия.
1. Москва не сразу строилась.
2. Москва слезам не верит.
3. Как швед под Полтавой.
4. Коломенская верста.
5. В огороде бузина, а в Киеве дядька.
6. Конотопская ведьма.
7. Во всю Ивановскую.
8. Открывать Америку.
9. Галопом по Европам.
10. Китайская стена.
11. Язык до Киева доведет.
12. Прорубить окно в Европу.
14 конкурс. Вспомните 5 фразеологических оборотов, которые пришли из Библии и пять фразеологических оборотов, которые пришли их мифов Древней Греции.
15 конкурс. Дай объяснение фразеологизмам.
1. Дамоклов меч.
2. Прокрустово ложе.
3. Со щитом или на щите.
4. Панический страх.
5. Танталовы муки.
6. Двуликий Янус.
7. Нить Ариадны.
8. Содом и Гоморра.
9. Ящик Пандоры.
10. Пиррова победа.
11. Сизифов труд.
III. Подведение итогов. Награждение победителей.
IV. Пожелание.
Не следует водить кого-то за нос, кому-то мозолить глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, вставлять кому-то палки в колеса.
Нужно работать засучив рукава, делать дело без сучка без задоринки, болеет душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово, подходить к людям с открытой душой.
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»
Н. В. Гоголь.
«…Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке»
А. П. Чехов.
«Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же наш неприятель, если мы им владеем плохо или если мысль наша туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово»
В. Кодуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)
Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....
Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс
Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе...
Проверочная работа в 6 классе "Лексика и фразеология"
Контрольная работа в новой форме для предварительной подготовки к ГИА ...
Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...
Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".
Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия....
Тест по теме "Лексика и фразеология" 6 класс
Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе...
Интересные задания по фразеологии 6 класс
Фразеология *Дополните фразеологизмы названиями человеческого тела. Спишите. Определите значение _____в ______не клади; _____востро; _____кровью обливается; ______не лежит; _______не мор...