Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме
Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_5a_klass.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока кубановедения в 5а классе
по теме:
"Кубанские пословицы, поговорки,
местная фразеология".
Из опыта работы
учителя кубановедения.
Марковой Т.П.
ГБС(К)ОУШИ I,II вида г.Тихорецка Краснодарского края
февраль 2011г
Тема урока:
"Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология"
Цели:
- повторить такие понятие как "пословицы" и "поговорки";
- следить за правильным произношением;
- развивать речь и пополнять словарный запас учащихся.
Оборудование: карточки, таблицы.
Словарь: фольклор, неписаный закон, бытие, воззрение, скуповатый, фразеология.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Беседа по вопросам учителя.
-Вспомните, что такое пословицы и поговорки?
- Какие пословицы вы знаете?
-В чем отличие пословицы от поговорки?
4. Сообщение учителя.
Пословица- это живой памятник народного фольклора. В пословице не может быть того, чего нет в народном опыте, она играет роль неписаного закона человеческого бытия. Кроме того, пословица дает безусловную характеристику народа, ее сотворившего. В пословице "выражается свойственный народу склад ума, способ суждения, особенности воззрения".
Пословицы, может быть, как никакой другой жанр народной поэзии действительно дают краткую, полную, емкую характеристику человека и народа. Неслучайно всегда указывается национальная принадлежность пословиц.
Среди кубанских пословиц и поговорок не мало общерусских, произносимых на свой лад, на кубанском диалекте, но ни мало и таких за которыми просматривается своеобразный тип казака, человека решительного и в то же время скуповатого, грубого и одновременно сентиментального.
Кубанские пословицы исполнены удивительной философской глубины, выражаемой в простой разговорной форме.
5. Продолжите пословицы (тексты у детей есть, но надо выбрать правильное продолжение пословицы)
- От трудов правильных не нажить/ палат каменных.
- Баба с воза / кобыле легче.
- Береженого и Бог / бережет.
- Вольному воля / спасенному рай.
- В своем доме и стены / помогают.
- В темноте / да в не обиде.
- Двумя смертям не бывать, а одной /не миновать.
- За одного битого двух / не битых дают.
- Как волка не корми, он все равно / в лес смотрит.
- Не дал Бог свинье рог, а то всех бы / переколола.
6 . Постарайтесь объяснить значение фразеологизмов.
- Намылить шею (наказать)
- Лясы точить (говорить о пустяках)
- Как сыр у масле катается (хорошо живет)
- Как камень на сердце (о печали)
- Как бабка отшептала (о лечении, которое помогло)
- Заруби се на носу (запомни хорошенько)
- Задирать нос ( гордиться, хвастаться)
- Всыпать по первое число ( сильно побить, отомстить.)
- Варить воду ( издеваться над кем- либо.)
- Обливать грязью ( позорить.)
7.Лингвистическая мозаика.
Листочки с написанными на них пословицами разрезаются на отдельные слова. Учащиеся должны собрать пословицу из предложенных карточек.
- Не все кому масленица: придет и великий пост.
- Ни за то волка бьют, что сер, а за то, что кобылу съел.
- Кабы выросли во рту грибы, был бы не рот, а огород.
- За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.
- В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает.
8. Итог урока.
Вопросы.
- Что вы узнали о кубанских пословицах?
- Как в пословицах и поговорках отражается жизнь казаков?
- Приведите жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать пословицы и поговорки.
( Выставить оценки и поблагодарить учащихся за активную работу на уроке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".
Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....
Конспект урока кубановедения в 8а классе по теме: "Линейцы". Раздел: "История Кубани".
Исторические события переселения донских казаков на кубань....
Урок литературы в 6 классе "Малые жанры фольклора. Пословица и поговорка".
Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает в игровой форме лучше усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и по...
Конспект урока кубановедения в 5 классе
тема "Греческие колонии на берегах Азовского и Чёрного морей"...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Мифология скифов, меотов, сарматов. конспект урока кубановедения в 5 классе
Мифология скифов, меотов, сарматов. Конспект урока в 5 классе....
Конспект урока по литературе 6 класс "Пословицы и поговорки"
Конспект урока по литературе6 класс"Пословицы и поговорки"...