Интегрированный урок (английский язык +русский язык ) 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Петрова Виктория Викторовна

Интегрированный урок (английский язык +русский язык ) 7 класс. Сочинение.Описание внешности.Портрет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок английского языка и русского языка в 7 классе

Тема урока: Сочинение-описание внешности человека. Портрет «Portrait»

Учителя: Петрова В.В.– учитель русского языка и литературы

Азовских .Т.В.– учитель английского языка

ЦЕЛЬ:     - подготовка к сочинению – описанию внешности человека,

                 -обогатить речь образно-выразительными средствами русского и английского                 языка, помогающими более ярко описать портрет,

Задачи:     -совершенствовать умения и навыки создавать связный текст,

         - повторить и обобщить теоретические сведения по теме урока,

        -активизировать мыслительную деятельность обучающихся, совершенствовать коммуникативные навыки,

                 

Воспитательные:

  – воспитание познавательного интереса к диалогу культур,

  - воспитание уважительного отношения как к родному, так и иностранному языку

Развивающие:

- развитие ассоциативного мышления, воображения,

- развитие умений и навыков анализа художественного текста и полотна,

-развитие умения смотреть – всматриваться,

- развитие навыков устной речи,

- развитие навыков применения полученных знаний в речевой ситуации,

- развитие языковой догадки и интереса к предмету

Обучающие:

   -учить анализировать художественный текст, соотносить авторскую позицию с изображаемым;

  - повторить тип речи описание, композицию описания, лексику по теме урока

   - учить развитию связной письменной и устной речи;

  - формировать умения и навыки говорения по теме «Портрет как средство характеристики »

Тип урока:            

  - комбинированный

   - интеграция предметов гуманитарного цикла

Технологии:

    - личностно- ориентированное обучение

    - развивающее обучение

Основные методы:

   - наглядный

   -  словесный

   - частично-поисковый

   - практический

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная

- фронтальная

Организация контроля знаний:

- применение в речевой ситуации

- написание  сочинения

Дидактические принципы, реализуемые на уроке:

- доступность и посильное обучение

- занимательность

- последовательность «от простого к сложному»

ХОД УРОКА

  1. Учитель ин. яз.

Good morning dear students and our guests! We are glad to see you! Today we are at an unusual  lesson. You see two teachers:  English and Russian. Now let’s begin our lesson.

- By the way, who is absent?

- … is absent.

- Oh, I haven’t seen her for ages.  Lets try to describe her appearance. How does she look?

            -She is a young pretty girl. She has got beautiful brown eyes and dark eyebrows. Her long hair is red and straight. Her face is all freckled. She is slim and of medium height.

2. Учитель русского языка
Ребята , обратимся к высказыванию:

Манеры человека- это зеркало, в котором отражается портрет его.

                                                                    Иоганн В. Гете

Да, верно, это высказывание о внешности человека, портрете.

Итак, тема сегодняшнего урока «Portrait (Портрет как средство характеристики )»  СЛАЙД №1 Попробуем научиться словами создавать портрет на английском и русском языках. У нас сегодня необычный урок.

- Как вы думаете, почему  этот урок мы проводим с учителем английского языка? (Ответы учащихся)

Действительно, тема «Портрет» изучается не только на уроках русского языка и литературы («Портрет литературного героя»), но и на уроках музыки («Музыкальный портрет»),  ИЗО, истории («Исторический портрет»), английского  языка.

 Таким образом, можно говорить о взаимосвязи наук, культур.
Общее представление о портрете вы уже имеете. Не так давно на уроках ИЗО рисовали портреты (
обращаюсь к выставке работ учащихся – портретам одноклассников, близких людей)                      СЛАЙД №2

Перед вами несколько определений понятия «портрет» (на столах распечатки с определением понятия «портрет» из «Словаря иностранных слов», «Толкового словаря живого великорусского языка» В.Даля, «Словаря русского языка» С.И.Ожегова, «Словаря литературоведческих терминов.

Portrait-(noun) a painting, drawing or other picture of a person, especially the head and shoulders.                                                                              

                                                                               Cambridge Dictionary

                   

        Portrait-(countable) a description of  someone  or something, for example in a book.                                            

                                                                                                  Macmillian Dictionary

ПОРТРЕТ

муж. портретик, франц. изображенье человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. Портрет грудной, поясной, в рост. Портрет миниатюрный, масляный, гравированный, фотографический и пр.

                                                                                          Толковый словарь В.Даля.

Портрет

портрет,  1. изображение человека на картине, фотографии, вскульптуре. поясной п. скульптурный п. групповой п. (нескольких лиц). словесный п. (в криминалистике: описание наружности человека по определенному методу). сын - п. отца (перен.: очень похож; разг.). 2. перен. художественное изображение, образ литературного героя литературные портреты. ii прил. портретный, -ая, -ое (к 1 знач.). портретная живопись
                                                                                                 Толковый словарь С.И.Ожегова.

Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

                                                                 «Словарь литературоведческих терминов»

СЛАЙД №3

В своих технологических картах подчеркните в каждом определении ключевые слова. Кратко подведите итог: что такое портрет?

Портрет – это…

- Какие составляющие входят в понятие «портрет»? СЛАЙД №4
Ответы детей:

  • Фигура
  • Черты лица
  • Одежда
  • Манера держаться

- О чем может рассказать портрет человека внимательному читателю, слушателю?    СЛАЙД №5

Ответы детей:

  • Возраст
  • Занятия
  • Условия жизни
  • Переживания
  • Характер

- К какому типу речи вы отнесете текст, в котором представлен портрет героя?

ОПИСАНИЕ         СЛАЙД №6

- Давайте вспомним композицию описания:
Ответы детей:

-На какой вопрос дается ответ в тексте? – КАКОЙ? КАКОВ ПРЕДМЕТ, ЧЕЛОВЕК?

- О чем говорится в тексте? – О ПРИЗНАКАХ ПРЕДМЕТА, ЧЕЛОВЕКА

- Каково типичное строение текста? – ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ (ПРИЗНАК) И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА (ЧЕЛОВЕКА). ВОЗМОЖЕН ВЫВОД. Слайд №7

Именно такую композицию вы должны будете выдержать, выполняя домашнее задание.

- Назовите примеры жизненных ситуаций, в которых нам необходимо умение описывать внешность человека?
Ответы детей: (описать своего друга, знакомого)

 Когда вы путешествуете в том числе и в дальнее зарубежье не исключены случаи, что вы можете потеряться в незнакомом городе и тогда тоже возникает необходимость описать внешность и на англ. языке -ведь это язык международного общения. Внешность –определненно не самое главное в человеке. Однако по внешним признакам мы отличаем людей друг от друга, поэтому эти черты важны. Дать словестный портрет кого-то- значит позволить другим людям более полно представить, о ком идет речь.

 Поэтому мы предлагаем вам сегодня выступить в роли переводчиков с русского на англ.яз.

С этой целью обратимся к 2 портретным зарисовкам.

ЗАДАНИЕ: сравнить. Определите, какие  изобразительно-выразительные средства  лежат в основе описания?

Выразительное чтение:

Это было бледное крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.   Она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны… ветер шевелил ее белокурые волосы… почти никогда не бегала и смеялась очень редко… смех ее звучал, …как колокольчик. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы были роскошные…

О чем может рассказать данное описание? Какие средства на это указывают?
Обратимся к следующему тексту:

…она была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. … она так резво бегала и так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту. О чем рассказывает это описание? Какие средства на это указывают? («Дети подземелья»)

Ответы : ( эпитеты ,сравнения)

 - Можно ли судить об отношении автора к своим героиням? (Да)

Да, верно, по деталям портрета и выразительным средствам мы можем судить об отношении автора к героини.  Слова какой части речи помогли сформировать это представление?

Ответы: (прилагательные)

- Подчеркните прилагательные и переведите те, которые вам знакомы, на англ.язык

3.Учитель ин. яз.

Try to find adjectives in the texts

What adjectives did you find?

Thank you found all the adjectives and we see you can define them from the other parts of speech in English too.       СЛАЙД №8

БЛЕДНЫЙ

МАЛЕНЬКИЙ

ТОНКИЙ

БЕЛОКУРЫЙ

ГРЯЗНЫЙ

СТАРЫЙ

КРАСИВЫЙ

КАК ЦВЕТОК

ОНА ВЫГЛЯДИТ, КАК ЦВЕТОК

роскошный

тёмный

белокурый

круглая

упругая

алая

кривые

5.Учитель англ.яз.

What can our eyes be

Добрые

Kind

Грустные

sad

Злые

angry

Голубые

Blue

Карие

Brown

Зеленые

Green

Большие

Big

выразительные

Vivid

круглые

round

Вывод о связи внешности и характере человека:

Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.

4.Учитель русского языка

Самая выразительная деталь в портрете человека – это…  ГЛАЗА. Глаза часто «выдают» людей, которые врут, у которых злое сердце.

Докажем справедливость пословицы «Глаза – зеркало души»    СЛАЙД №9

ЗАДАНИЕ:

Ребята, послушайте о какой душе свидетельствуют данные описания, может быть, вы уже знаете из какого произведения эти слова?                                                           СЛАЙДЫ№10
Читает учитель:

А)- грязное личико, сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами… глаза смотрели порой так не по-детски грустно… (Маруся)

- человек с удивительно хорошими, вдумчивыми глазами (Короленко)

Б)- приятели устремили друг на друга глаза, полные слез… казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. (Толстый и тонкий)

    - (ответы : наивный, детский, добрый)

Итак, очень многое о характере человека могут сказать не только одежда, походка, жесты, но и глаза.

Посмотрите друг другу в глаза! Какого они цвета?

Ответы: ( Светлые и Темные)

Разделимся на группы : «Светлоглазки» и « Кареглазки»

Посмотрите в глаза нам, вашим учителям.  Какие у нас глаза?

У Т.В. –светлые, у В.В.-темные. Послушайте задания от учителей:
«Светлоглазые» -описывают портрет  соседа по парте на  английском языке,
« Кареглазые»- на русском

Задание: составить текст описание. « Светлоглазки» – на английском , «Кареглазки»-на русском.

 Сравним описание, составленное на разных языках  и сделаем выводы о более полном, гибком описании.

Вывод: Английский язык более консервативный. Русский язык более гибкий, способный изобразить все чувства человеческие.

Сегодняшний день требует, чтобы вы были способны понимать особенности национальных культур мира, чтобы вы были открыты к диалогу, понимали традиции другого народа. Сегодня на уроке  мы сделали еще один шаг к этому…

Мы с вами убедились на примерах текста , что английский- лаконичен, консервативен, а русский язык- выразительный, глубокий, более гибкий , способный изобразить все чувства человеческие.

Рефлексия

Д/З: написать сочинение: « Описание  любимого литературного героя » на англ.и на русском языках.

        

Приложение

Маршрутный лист обучающихся.

Portrait-(noun) a painting, drawing or other picture of a person, especially the head and shoulders.                                                                              

                                                                               Cambridge Dictionary

                   

        Portrait-(countable) a description of  someone  or something, for example in a book.                                            

                                                                                                  Macmillian Dictionary

ПОРТРЕТ

муж. портретик, франц. изображенье человека, лица его чертами, живописью; подобен, облик, образ, поличие, лик. Портрет грудной, поясной, в рост. Портрет миниатюрный, масляный, гравированный, фотографический и пр.

                                                                                          Толковый словарь В.Даля.

Портрет

портрет,  1. изображение человека на картине, фотографии, вскульптуре. поясной п. скульптурный п. групповой п. (нескольких лиц). словесный п. (в криминалистике: описание наружности человека по определенному методу). сын - п. отца (перен.: очень похож; разг.). 2. перен. художественное изображение, образ литературного героя литературные портреты. ii прил. портретный, -ая, -ое (к 1 знач.). портретная живопись
                                                                                                 Толковый словарь С.И.Ожегова.

Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

                                                                 «Словарь литературоведческих терминов»

1.Портрет – это

2. Какие составляющие входят в понятие «портрет»?

-

-

-

-

 3. Композиция описания:

-

-

-

4.  А) Это было бледное крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца.   Она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны… ветер шевелил ее белокурые волосы… почти никогда не бегала и смеялась очень редко… смех ее звучал, …как колокольчик. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы были роскошные…

        Б)  …она была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. … она так резво бегала и так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

Эпитеты, сравнения

Английские эквиваленты

Бледный

маленький

тонкий

кривые

грязный

старый

красивый

Как цветок

алая

роскошный

тёмный

белокурый

круглая

упругая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»

Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...

Интегрированный урок английского и русского языков в 5 классе «Мастерская слова»

Интегрированный урок английского и русского языков в 5 классе «Мастерская слова»...

Интегрированный урок английского и русского языков по теме "Какая погода в Лондоне?" для учащихся 6 класса.

Интегрированный урок английского и русского языка.Урок – телеконференция для учащихся 6 класса по теме «What’s the weather like in London?»Цель урока – формирование универсальных учебных де...

презентация к интегрированному уроку английского и русского языков по теме "Грамматические основы" 11 класс

Нормы грамматических основ современного русского и английского языков....

Исследовательская работа Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 классов на интегрированных уроках английского и русского языко

Научная новизна нашего исследования заключается в объединении компетентностного и интегрированного подходов к обучению языкам на межпредметном уровне в 5-х классах общеобразовательной школы.Практическ...

Наречие (интегрированный урок английский язык + русский язык)

Технологическая карта  интегрированного урока русского языка и английского языкав 7 классе по УМК Разумовской М.М.   Русский язык для 7 класса и УМК Комарова Ю.А. Английский язык для 7 ...