Давайте поклоняться доброте (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" в 6 классе проводится по календарному плану рабочей программы. Основными целями урока является формирование нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте поклоняться доброте
(урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Цель:
1. способствовать формированию нравственных ценностей;
2. продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
3. стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы;
4. повторить изобразительно-выразительные средства языка.
Оборудование: учебники, тетради, мультимедийная презентация, проектор, компьютер
Добру человек у человека учится.
Ч. Айтматов
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.) (слайд №1)
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Улыбнулись друг другу.
У: Ребята! Что значит быть добрым? Что такое доброта?
У всех есть листочки. Запишите в графе «до» свой ответ. (Структура Эй-ар-гайд)
Ученики:
1.Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2.Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему либо.
4.Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Ученики: О доброте, о людях и их поступках
-Тема нашего урока Давайте поклоняться доброте
По рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")
- Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова Ч.Айтматова : «Добру человек у человека учится». (Слайд №2)
II. Формулирование цели урока (1 мин.) (Слайд № 3)
-Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Cегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".
-разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;
-дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблему рассказа;
- Но прежде чем начать разговор о доброте в рассказе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.
- Словарная работа. (2 мин) (Слайд №4)
Каждый из вас, читая дома рассказ, наверное, находил непонятные слова. Вы уже знаете, что всегда в конце произведения в этой книге даётся толкование таких слов
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
III. Художественный анализ текста. (12 мин)
Теперь, переходим к анализу рассказа.
1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- Сколько рассказчиков в этом произведении?
Ученики: (Два: тот, с кем произошла эта история, и автор, передающий услышанное от другого)
Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе»
Как автор описывает картину города?
Найдите описание города (По мере…позади)(читают)
-Судя по прочитанному, можно сделать вывод: в какое время года происходит действие рассказа?
Ученики: (Зимой, перед Рождеством или Новым годом).
-С чем ассоциируются Новогодние праздники?
Ученики: ( ёлкой, гирляндами, мандаринами) Слайд №5)
-Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
Ученики: (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда).
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
Ученики: (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).(Наконец ….нищеты) (читают)
2. Перед вами лежат листочки. На них даны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их. Цифрой один отметьте детали из картины жизни большого города, а цифрой два детали из картины жизни мальчиков.
Целые горы красных крепких яблок и апельсинов;
Ярким светом висящих ламп;
Правильные пирамиды мандаринов;
Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;
Гирляндами колбас;
Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала;
Сияющие ёлки;
Прекрасные магазины;
Смеющиеся лица нарядных дам;
Тесным, обледенелым и грязным двором;
Закоптелым, плачущим от сырости стенам;
Мокрым отрёпкам;
Ужасному запаху керосинового чада;
Грязного белья и крыс;
Запаху нищеты;
- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Слайд №6)
Ученики: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных.
- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)
-Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
Выводы учащихся: А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков, для того, чтобы показать читателю, как жесток мир.
Следующее задание по этой карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры.
Давайте вспомним, что такое эпитет, что такое метафора.
Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала»
Метафоры: горы яблок, пирамиды мандаринов, запах нищеты (Слайд №8)
С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.
- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? (Слайд №9) (Один ученик рассказывает)
Ученик: Глава семейства заболел, потерял работу и никак не может найти новое место работы, хотя прилагает большие усилия для этого.
Весь сегодняшний день Мерцалов ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей послали с письмом к бывшему работодателю Мерцалова. Елизавета Ивановна ходила к своей барыне)
V. Особенности изображения действительности (10 мин)
Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.
(Учитель читает описания природы под музыку Бетховена «Лунная соната»( Стр 29. Тут было… тишины) (Слайд №10)
Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение-деревья дремали
Эпитет-великое спокойствие
Метафора-глубокая тишина
Природа какая?- Царственная, спокойная, роскошная
А что говорится о семье Мерцаловых?- нищенское существование
Все это, во-первых, служит противопоставлением.
Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.)
IV. ФИЗМИНУТКА.( 2 мин) (Слайд №11)
И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.
Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
Вот и лечь бы и заснуть.
- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это? .
Ученики: Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что он не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство -это не выход, это грех
С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?
Ученики: (С доктором)
Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора.(ролевое чтение)
Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Слайд №12)
Ученики: (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
Найдите портрет Мерцалова. Какой он? (Слайд №13)
Ученики: Скромный, заботливый, честный ,интеллигентный, тактичный)
Что же произошло после разговора в парке?
(Один ученик рассказывает)
Скажите: произошло ли чудо в рассказе?
Ученики: ( Да, и связано оно с появлением «чудесного доктор», и всё меняется, как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.)-
VI. Работа в группе. (3 мин)
- Что было «чудесного» в поступках незнакомца?
- Напишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?( Структура «Ол райт раунд робин» Обсуждают, один ученик отвечает) (слайд
(Выводы учащихся: В рассказе речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям.)
-А вы знаете, что Куприн , говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать об этом человеке? Я пригласила Николая Ивановича Пирогова в гости. Пусть расскажет нам , как он стал доктором. ( Слайд №14)
VII.Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.( 2 мин) (Слайд №15)
Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!
Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.
И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
VIII. Работа с текстом.(2 мин)
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?
…что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо?
Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
(Выводы учащихся: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.)
IX Дискуссия.(6 мин)
-Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
И название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание(Слайд №16)
- Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со словом добро созвучны слова: милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым - это не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить, значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям. Ребята, вот что значит быть добрым.
-Есть в нашем современном обществе это чудо милосердия?
(ребята рассказывают) (Слайд №17,18,19)
И в наше время есть такие милосердные люди, которые помогают и словом и делом. Есть такой благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой. Этот фонд помогает детям онкологическими заболеваниями. Они оплачивают лечения в зарубежных клиниках, оснащают отделение дорогими оборудованиями, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. Этот же фонд открыл в Казани «Детский хоспис» для неизлечимо больных.
-У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза- прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. И по крупицам, по одной бусинке мы будем всю жизнь пополнять ее только добром.
-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки)
-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
X. Рефлексия урока.( 2 мин)
- Ребята в начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Ученики: В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых, Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением, обратит внимание на бедного человека.
Перед вами есть листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
Изменилось ли ваше мнение о доброте?
Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.
(слайд 16)
XI. Домашнее задание(1 мин)
Напишите сочинение «В какие чудеса следует верить людям?» (Слайд №20)
Песня «О доброте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...

Презентация к уроку по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"
"Чудесный доктор" А.И. Куприна как рождественский рассказ....

Презентация к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор". 6 класс
Презентация к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор". 6 класс Презентация включает в себя иллюстративный материал к различным изданиям произведения....
Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Открытое занятие по литературе....

Методическая разработка "Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Урок по рассказу Александра Ивановича Куприна«… главное – не падайте никогда духом» посвящён Году Благополучного детства и укрепления семейных ценностей....