Давайте поклоняться доброте (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" в 6 классе проводится по календарному плану рабочей программы. Основными целями урока является формирование нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_poklonyatsya_dobrote_gotov.docx | 40.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте поклоняться доброте
(урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Цель:
1. способствовать формированию нравственных ценностей;
2. продолжить формировать навыки анализа художественного текста;
3. стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы;
4. повторить изобразительно-выразительные средства языка.
Оборудование: учебники, тетради, мультимедийная презентация, проектор, компьютер
Добру человек у человека учится.
Ч. Айтматов
Ход урока
- Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.) (слайд №1)
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Улыбнулись друг другу.
У: Ребята! Что значит быть добрым? Что такое доброта?
У всех есть листочки. Запишите в графе «до» свой ответ. (Структура Эй-ар-гайд)
Ученики:
1.Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2.Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему либо.
4.Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Ученики: О доброте, о людях и их поступках
-Тема нашего урока Давайте поклоняться доброте
По рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")
- Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова Ч.Айтматова : «Добру человек у человека учится». (Слайд №2)
II. Формулирование цели урока (1 мин.) (Слайд № 3)
-Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- Cегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".
-разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;
-дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблему рассказа;
- Но прежде чем начать разговор о доброте в рассказе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.
- Словарная работа. (2 мин) (Слайд №4)
Каждый из вас, читая дома рассказ, наверное, находил непонятные слова. Вы уже знаете, что всегда в конце произведения в этой книге даётся толкование таких слов
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
III. Художественный анализ текста. (12 мин)
Теперь, переходим к анализу рассказа.
1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- Сколько рассказчиков в этом произведении?
Ученики: (Два: тот, с кем произошла эта история, и автор, передающий услышанное от другого)
Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе»
Как автор описывает картину города?
Найдите описание города (По мере…позади)(читают)
-Судя по прочитанному, можно сделать вывод: в какое время года происходит действие рассказа?
Ученики: (Зимой, перед Рождеством или Новым годом).
-С чем ассоциируются Новогодние праздники?
Ученики: ( ёлкой, гирляндами, мандаринами) Слайд №5)
-Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?
Ученики: (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда).
- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?
Ученики: (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).(Наконец ….нищеты) (читают)
2. Перед вами лежат листочки. На них даны детали из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их. Цифрой один отметьте детали из картины жизни большого города, а цифрой два детали из картины жизни мальчиков.
Целые горы красных крепких яблок и апельсинов;
Ярким светом висящих ламп;
Правильные пирамиды мандаринов;
Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;
Гирляндами колбас;
Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала;
Сияющие ёлки;
Прекрасные магазины;
Смеющиеся лица нарядных дам;
Тесным, обледенелым и грязным двором;
Закоптелым, плачущим от сырости стенам;
Мокрым отрёпкам;
Ужасному запаху керосинового чада;
Грязного белья и крыс;
Запаху нищеты;
- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Слайд №6)
Ученики: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных.
- Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)
-Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?
Выводы учащихся: А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков, для того, чтобы показать читателю, как жесток мир.
Следующее задание по этой карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры.
Давайте вспомним, что такое эпитет, что такое метафора.
Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала»
Метафоры: горы яблок, пирамиды мандаринов, запах нищеты (Слайд №8)
С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.
- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? (Слайд №9) (Один ученик рассказывает)
Ученик: Глава семейства заболел, потерял работу и никак не может найти новое место работы, хотя прилагает большие усилия для этого.
Весь сегодняшний день Мерцалов ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей послали с письмом к бывшему работодателю Мерцалова. Елизавета Ивановна ходила к своей барыне)
V. Особенности изображения действительности (10 мин)
Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.
(Учитель читает описания природы под музыку Бетховена «Лунная соната»( Стр 29. Тут было… тишины) (Слайд №10)
Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение-деревья дремали
Эпитет-великое спокойствие
Метафора-глубокая тишина
Природа какая?- Царственная, спокойная, роскошная
А что говорится о семье Мерцаловых?- нищенское существование
Все это, во-первых, служит противопоставлением.
Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.)
IV. ФИЗМИНУТКА.( 2 мин) (Слайд №11)
И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.
Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
Вот и лечь бы и заснуть.
- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это? .
Ученики: Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что он не может содержать семью, его дети голодают. Но самоубийство -это не выход, это грех
С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?
Ученики: (С доктором)
Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора.(ролевое чтение)
Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Слайд №12)
Ученики: (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
Найдите портрет Мерцалова. Какой он? (Слайд №13)
Ученики: Скромный, заботливый, честный ,интеллигентный, тактичный)
Что же произошло после разговора в парке?
(Один ученик рассказывает)
Скажите: произошло ли чудо в рассказе?
Ученики: ( Да, и связано оно с появлением «чудесного доктор», и всё меняется, как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.)-
VI. Работа в группе. (3 мин)
- Что было «чудесного» в поступках незнакомца?
- Напишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?( Структура «Ол райт раунд робин» Обсуждают, один ученик отвечает) (слайд
(Выводы учащихся: В рассказе речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям.)
-А вы знаете, что Куприн , говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать об этом человеке? Я пригласила Николая Ивановича Пирогова в гости. Пусть расскажет нам , как он стал доктором. ( Слайд №14)
VII.Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.( 2 мин) (Слайд №15)
Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно!
Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.
И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
VIII. Работа с текстом.(2 мин)
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?
…что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо?
Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
(Выводы учащихся: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.)
IX Дискуссия.(6 мин)
-Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
И название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание(Слайд №16)
- Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со словом добро созвучны слова: милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым - это не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить, значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям. Ребята, вот что значит быть добрым.
-Есть в нашем современном обществе это чудо милосердия?
(ребята рассказывают) (Слайд №17,18,19)
И в наше время есть такие милосердные люди, которые помогают и словом и делом. Есть такой благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой. Этот фонд помогает детям онкологическими заболеваниями. Они оплачивают лечения в зарубежных клиниках, оснащают отделение дорогими оборудованиями, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. Этот же фонд открыл в Казани «Детский хоспис» для неизлечимо больных.
-У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза- прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. И по крупицам, по одной бусинке мы будем всю жизнь пополнять ее только добром.
-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки)
-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
X. Рефлексия урока.( 2 мин)
- Ребята в начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Ученики: В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых, Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением, обратит внимание на бедного человека.
Перед вами есть листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
Изменилось ли ваше мнение о доброте?
Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.
(слайд 16)
XI. Домашнее задание(1 мин)
Напишите сочинение «В какие чудеса следует верить людям?» (Слайд №20)
Песня «О доброте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...
Презентация к уроку по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"
"Чудесный доктор" А.И. Куприна как рождественский рассказ....
Презентация к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор". 6 класс
Презентация к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор". 6 класс Презентация включает в себя иллюстративный материал к различным изданиям произведения....
Урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Разработка урока по рассказу...
Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Открытое занятие по литературе....
Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ...
Методическая разработка "Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Урок по рассказу Александра Ивановича Куприна«… главное – не падайте никогда духом» посвящён Году Благополучного детства и укрепления семейных ценностей....