Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Тихонова Нонна Вдладимировна

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s7.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.  

Тема мероприятия:  «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

Цели урока:  знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  география, скульптура, архитектура, живопись.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Работа над скороговорками.

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями  России.

регулятивные УУД: целеполагание

. Проблемный вопрос:

Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются?

-Дайте лексическое значение слова «пруд»

-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд.

Виртуальная экскурсия.

Проблемный вопрос: Подумайте,  как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема  нашего урока.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах.

Что такое барельеф? 

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”

Беседа по статье.

-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое басня?  (Тема прошлого урока)

Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной  по статье учебника «Биография Крылова И.»

2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.

3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.

(1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).

Отвечают на вопросы учителя.

2.Работа с литературоведческими понятиями.

«Карта жанра»

– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.

-Вспомните и дайте определение басни.

Групповая работа. 

Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.

3.Мини-исследование в группе.

Или аллегорический смысл.  - А что такое аллегория?

Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек

  -А какие известные  басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?

На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Отвечают на вопрос учителя.

  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Бабочка»

Организует  разминку.

Активно выполняют физические  упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

Работа с текстом басни.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с басней  Крылова «Волк и ягненок».

-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку?

-Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения ученика..

Беседа о просмотренном.

-Понравилось ли вам чтение учеником басни Крылова?

 - Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

- Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни?

— Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
   — В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная работа

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта

Групповая работа.

В группе выпишите  10  непонятных слов.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение учащимися.

Чтение по ролям басни

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

— Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

6. Просмотр  рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).

Наглядный, проблемный

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

-Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 Задание.

 1 группа.

1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?

2.-Над какими пороками человека смеется автор

3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли

2 группа.

1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

2.-Какие глаголы характеризуют главных героев?

3.- Язык персонажей басни И. Крылова  подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений.

3 группа.

1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?

3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“...

(Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).

Афиширование.

 2 задание. Составление сравнительной таблицы

Сопоставление басни Лафонтена и Крылова.

Афиширование.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок.

Афиширование результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок»

2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу...

Урок по рассказу Куприна А.И. "Чудесный доктор" (6 класс, ФГОС)

Методическая разработка урока по рассказу Куприна А.И. "Чудесный доктор"....

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Урок - размышление по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; ...