Урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Разработка урока по рассказу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_dolzhno_byt_deyatelnym.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока    по  литературе (внеклассное  чтение)  в  6 классе.

 

Тема:         Добро  должно  быть  деятельным

( Урок- размышление по  произведению И. Куприна «Чудесный  доктор»)

Цель  урока: развивать  у учащихся  творческую  активность  через   различные формы  и  виды  работы.

Задачи:

 образовательные: способствовать  формированию    исследовательских,         логических, аналитических  способностей  учащихся;                                                          совершенствовать навыки  работы  с  текстом и умения  сравнивать, обобщать;

развивающие: развивать  ораторские  способности, умение  находить  в художественном тексте материал, необходимый  для  характеристики  героя, формировать умение  аргументировать  свою  позицию;

воспитывающие: развивать в детях чувство доброты, сострадания, участия к другим  людям, содействовать  развитию  умения  общаться между  собой, помочь  осознать  ценность совместной  деятельности.

Тип урока: урок-размыщление

Методы: беседа, комментированное чтение, работа с текстом, работа в группах

Оборудование: слайдовая   презентация  и  мультимедийный  проектор

                                                 Ход  урока.

1.Вводное  слово  учителя. Слайд №1.

Сегодня  у  нас  с вами  урок размышления, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек.

Что  такое  добро? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого этого сказать не можем?

Ответить на эти вопросы помогают книги. Есть такие книги, мимо которых

нельзя пройти. Они должны стать нашими друзьями. Прежде, чем  я  назову произведение  писателя,  давайте  поразмышляем: что  такое  добро?

(ответы  учащихся: это  добрые  дела, внимание  к  окружающим)

 Добро- все  положительное, хорошее, полезное.

- Что  же  такое  деятельное  добро?

(добро, которое  приносит пользу, касается  своими лучами  других  людей)

-Этот  же  вопрос  волновал и А.  Куприна, известного русского писателя. Анализируя произведение ,   мы  и  попытаемся  ответить на  эти  вопросы. (слайд №2)

2. Работа в группах

1 группа: Гриша  и  Володя  (слайд № 3 – 4)  

1.В  какое  время  года  происходят  события  рассказа?

(Рождество, в  окнах  видна  елка, праздничное  оживление  толпы)

         2. Чем  главных  героев  привлекла  витрина  гастрономического  магазина?

(на  ней  изобилие    разнообразных  продуктов, такая  витрина  для  них - диковина, окно  в  другую , кажущуюся  сказочной,  жизнь.)

 3. Что  вы  можете  сказать  о  возрасте, портретах  мальчиков?

(старшему,  Грише,  было 10 лет, младшему  ещё  меньше, они  были голодны, на  них  пальто, переделанное из  старого  ватного халатика)

 4. Могут ли  мальчики  надеяться  на подарки  на  новый  год?

(нет, не  могут, понять  это  помогает описание печального  места, где  они  живут).

2 группа:  Семья    Мерцаловых  (слайд № 6-7)

  • Где и с кем  живут  дети? Найдите детали  интерьера.
  • С какой  целью  дети оказались у дома богатого  человека?
  • Прочитайте  по  ролям  эпизод «разговор со  швейцаром».
  • Мог ли швейцар  отдать письмо  по  назначению? Почему  он  этого  не  сделал?

3 группа: Чудесная  встреча  (слайд № 8)

 

  • Зачем  автор  ведет Мерцалова  в  сад?
  • Какое желание  посетило Мерцалова? Почему?
  • Что  останавливает  его?
  • Почему  этому  человеку  доверился Мерцалов?

 

4 группа: Чудесный  доктор

  • Что произошло  после  разговора  в  парке?
  • Запомнили  ли  вы  фамилию  незнакомца? Что  вы  знаете  об  этом  человеке?


- Кто же такой этот незнакомец? Как он помог семейству Мерцаловых?

  Это  был  хирург  Н.И.Пирогов  (слайд №  9)

Он  способствовал  организации   движения  сестер  милосердия в  России в период  военных  действий  в Крыму  в 1853-56 годах. Позднее это  движение  стало  называться  Общество  Красного  Креста.


-Прочитайте, как Куприн заканчивает рассказ. Какие слова передают благодарность доктору? («ангел снизошёл», «чудо совершил этот святой человек»)
- Угасло ли то великое, мощное, «святое», что жило в этом человеке, угасло ли невозвратимо? (Нет. Гриша тоже стал милосердным.)
- А почему он таким стал? Обратимся к эпиграфам к уроку.

Добро должно быть деятельным. (Эпиграф к уроку – как вывод).

Вывод:

 Чудо  деятельного  сострадания, помощи  человеку  без  ожидания  благодарности  должно  стать «обыкновенным  чудом », естественным  для  каждого  совестливого  человека.- главная  мысль  автора.

Главное  - никогда  не  падать  духом, бороться  с  обстоятельствами  и  при  первой  же  возможности  протянуть  руку  тому, кому  сейчас  хуже, чем  вам.  

Книга  имеет огромную  силу  воздействия. Я думаю, что мы  доказали. Что добро должно быть деятельным. Но  нас  здесь немного. А так  хотелось  бы  сказать об этом  многим  людям.

3. Работа с классом.

Какими современными средствами можно мысли о добре  донести сотням  людей? ( Через  телевидение, Интернет, баннеры, плакаты, через  рекламу).

 Есть такое  понятие «социальная  реклама». Она  не  призывает что-либо   покупать  или  продавать. Её  цель -  воздействовать  на  души, сердца  людей.

В прошлом  году  на  улицах  нашего  города  висели  вот  такие  плакаты.

(Слайд № 17-18)

 Задание: создать баннер с социальной рекламой.

Полученные  работы  вывешиваются  на  доске.

  • Домашнее задание: устное  сочинение.
  • 1. «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету доктора Пирогова: «…главное – не падайте духом»?
  • Воспроизведите  текст письма, что  носили  мальчики. Что, по-вашему, их  мама  могла  написать?
  • Попробуйте  составить социальную  рекламу  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...

Презентация к уроку по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"

"Чудесный доктор" А.И. Куприна как рождественский рассказ....

Презентация к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор". 6 класс

Презентация к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор". 6 класс  Презентация включает в себя иллюстративный материал к различным изданиям произведения....

Урок по рассказу Куприна А.И. "Чудесный доктор" (6 класс, ФГОС)

Методическая разработка урока по рассказу Куприна А.И. "Чудесный доктор"....

Давайте поклоняться доброте (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" в 6 классе проводится по календарному плану рабочей программы. Основными целями урока является формирование нравственных ценностей....

Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"

Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"...