Организация познавательной деятельности учащихся
статья по русскому языку на тему
Русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой
функциональной значимости. Развитие диалектического мышления у учащихся при
изучении русского языка предполагает формирования у них представление о
всеобщих связях и взаимодействии явлений действительности и языка.
Воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать
повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к
формированию всесторонней развитой личности.
Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с
нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей
к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию
мотивов учения.
Основная задача курса - открыть младшим школьникам язык как предмет
изучения, вызвать интерес и стремление к постижению удивительного словарного и
интонационного богатства, показать способность слова передавать тончайшие оттенки
мысли и чувства.
В ходе изучения русского языка важно не только сформировать у школьников
определенную сумму знаний и навыков, но и увлечь их этим предметом. В связи с
этим большое значение имеет организационный момент каждого урока, который
настраивает детей на активную работу. Я часто начинаю уроки со стихов или
пословиц и поговорок.
а) - Дети, когда о человеке говорят, что он «красно говорить, а слушать
нечего»?
- О чем важно помнить при беседе с другими людьми?
- Будем стараться сегодня на уроке говорить красиво и правильно.
б) - Как вы понимаете смысл пословицы «Языком и лапти не сплетешь»?
в) - Прозвенел опять звонок.
Ты готов начать урок?
Прилагательные ждут,
Их склонять тебя зовут.
г) - Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе, спинки ровно.
И к уроку все готово.
д) - Давайте дружно поприветствуем друг друга аплодисментами.
- А теперь вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_poznavatelgoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Торкаленко Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
МБОО «Новониколаевская средняя
общеобразовательная школа №2»
Организация познавательной деятельности на современном уроке посредством упражнений занимательного характера.
Русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой
функциональной значимости. Развитие диалектического мышления у учащихся при
изучении русского языка предполагает формирования у них представление о
всеобщих связях и взаимодействии явлений действительности и языка.
Воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать
повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к
формированию всесторонней развитой личности.
Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с
нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей
к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию
мотивов учения.
Основная задача курса - открыть младшим школьникам язык как предмет
изучения, вызвать интерес и стремление к постижению удивительного словарного и
интонационного богатства, показать способность слова передавать тончайшие оттенки
мысли и чувства.
В ходе изучения русского языка важно не только сформировать у школьников
определенную сумму знаний и навыков, но и увлечь их этим предметом. В связи с
этим большое значение имеет организационный момент каждого урока, который
настраивает детей на активную работу. Я часто начинаю уроки со стихов или
пословиц и поговорок.
а) - Дети, когда о человеке говорят, что он «красно говорить, а слушать
нечего»?
- О чем важно помнить при беседе с другими людьми?
- Будем стараться сегодня на уроке говорить красиво и правильно.
б) - Как вы понимаете смысл пословицы «Языком и лапти не сплетешь»?
в) - Прозвенел опять звонок.
Ты готов начать урок?
Прилагательные ждут,
Их склонять тебя зовут.
г) - Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе, спинки ровно.
И к уроку все готово.
д) - Давайте дружно поприветствуем друг друга аплодисментами.
- А теперь вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.
Ежедневные минутки по каллиграфии предусмотрены программой начального
обучения и направлены на совершенствование техники письма, на предупреждение
дисграфии и исправление орфографических ошибок. С целью повышения интереса у
учащихся к работе по чистописанию и активизации всего учебного процесса создаю
игровые ситуации.
а) Игра «Ромашка».
На лепестки ромашки вставляются карточки с элементами букв.
- Составь из данных элементов буквы и напиши их.
б) Игра «Скорая помощь»
Один из учеников у доски должен найти и исправить ошибку в написании
буквы.
в) Игра «Допиши букву»
- Зайка Буквознайка нес нам на урок буквы, но по дороге они рассыпались.
Помоги дописать букву.
г) «Угадай букву, которую будем писать»
- Это удивительная буква гласного звука. Русских слов, которые
начинаются с этой буквы немного (это, эй, эх). Звук этой буквы есть в словах сэр,
мэр.
- Эта буква широка и похожа на жука.
Известно, что до поступления ребенка в школу ведущей деятельностью
является игровая. Вот почему так важно в начальной школе и, особенно в первом
классе, когда начинается формирование учебной деятельности, не забывать, что игра
продолжает занимать важное место в жизни ребенка. Учитывая этот неоспоримый
факт, стремлюсь включать в урок различные игры.
а) «Капитаны».
Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты, корабликов с
согласными буквами (одна сторона у корабликов окрашена в синий цвет, другая - в
зеленый), карты путешествий, по которым капитаны ведут корабли. На картах
изображены острова с гласными буквами. Когда кораблик подплывает к острову,
капитан читает название острова ка, ки и т.д. Если слияние мягкое, то поворачиваем
кораблик на зеленую сторону, если твердое - на синюю. Класс дополняет слог
слияния до полного слова.
б) «Читальный домик».
Домик сделан из картона. На месте окна - прорезь, в которую вставляются
«гармошки» со словами. Для игры требуется несколько гармошек. Учитель говорит:
«В домике поселилось слово. Прочитаем его». Для этого домик поочередно
накладывается на слоги-слияния. Учащиеся читают слова.
в) «Найди пару».
На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные
буквы. Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.
Одна из главных задач, стоящих передо мной - научить ребенка писать слова,
правописание которых правилами не проверяется, без ошибок. Сделать процесс
усвоения трудных слов более эффективным, заинтересовать детей, обогатить их
словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного
употребления трудных слов в устной и письменной речи помогают мне разнообразные
задания и игры.
1. Записать слова, в которых есть мягкие согласные звуки.
Бер..г, в..кзал, з..мл..ника, ж..лез.., г..рох, уч.мик, пл..ток, с.ренъ.
2. Какие слова зашифрованы в схемах
3. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Метель - вьюга, буря, пурга.
Юг - север, трус — герой, мрачно — приветливо.
4. Сочинение на заданную тему по опорным словам.
В огороде.
Урожай, морковь, капуста, помидор, горох, свекла, огурец.
5. Сгруппируй слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.
6. Выпиши из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи»,
«Одежда».
7. Назовите одним словом:
- сентябрь, октябрь, ноябрь;
- крупное промышленное предприятие;
- руководитель школы.
8. Игровые задания.
- Угадать слово по первому слогу: го- (город, горох).
- Придумать начало слова: -суда, -реза, -сква (посуда, береза, Москва).
Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли,
взаимопонимание в процессе общения. В начальной школе закладываются основы
грамотности, и одной из главных задач обучению русскому языку -является
формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлено тем,
что орфографическая грамотность выступает составной частью общеязыковой
культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в
письменном общении. Сформировать орфографическую зоркость - значит научить
ребенка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, не
запоминать исключения из правил, не переписывать сотню упражнений из учебника в
тетрадь. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением,
мотивирующем надобность в правилах и умение грамотно писать.
Каждый урок русского языка начинаю с орфографической разминки, на
которой использую различные виды заданий, а также тексты литературных
произведений.
1. Орфографический диктант: голубь, гвоздь, рукав, страж, флаг, автобус,
вежлив.
2. Работа над предложением:
Заяц бежит узкой тропинкой.
- Найдите безударные гласные в корне.
- Подчеркните главные члены предложения.
3. Работа по заданию:
- Припишите слова так, чтобы гласные были ударными.
Дожди — (дождь).
Столбы - (столб).
Холмы — (холм).
Работая с отрывками из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, предлагаю
следующие задания:
- Найдите в тексте слова с безударным гласным звуком в корне, назовите их,
проверьте.
- Продолжите ряд слов из текста сказки: жили, чудо, не печалься,
рыбка, сапожки, ...
Использование на том или ином этапе урока примеров из фольклора
расширяет кругозор учащихся, воспитывает у них патриотические чувства,
пробуждает познавательный интерес к предмету. При изучении орфографических тем
используются упражнения с элементами фольклора.
На уроке русского языка во втором классе во время проведения минутки
чистописания дается задания переписать пословицу.
Скучен день до вечер, коли делать нечего.
- Подчеркнуть все знакомые орфограммы.
- Найти слова, содержащие два слога, три слога, выписать их, поставить
ударение.
- Выписать слова с мягким знаком на конце, разделить их для переноса.
- Найти слова, где все согласные звонкие.
- Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.
При формировании навыков правильного письма имени существительного с
шипящими на конце можно использовать следующие пословицы.
На помощь надейся, а сам не плошай.
Спящий кот мышь не поймает.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
- Найдите существительные, относящиеся к теме урока.
- Объясните написание мягкого знака в этих словах.
Непременной предпосылкой формирования познавательного интереса к
русскому языку является использование материала, способного привлечь внимание
ученика. Для этого использую орфограммы в загадках. Отгадывание их, на мой
взгляд, можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую
задачу. Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них -
предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. Форма загадывания
загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды
упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть
разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворды, чайнворды, лото, провести
игру в виде викторины, лотереи, соревновании. Можно усложнить задание, рассыпав
слова загадки, получиться деформированный текст, над составлением которого нужно
поработать. Слова отгадки можно предложить записать в разные столбики в
соответствии с изучаемой темой, например, записать существительные первого,
второго, третьего склонения. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним
со всех сторон.
а) Отгадай загадку, проверь написание, запиши отгадку:
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом. (Лиса).
б) Загадки-складки, дополни, чтоб звучало в рифму:
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький ... (зверек).
в) Отгадай загадку, выпиши другие слова на это же правило:
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).
г) Отгадай загадку, запиши отгадку. Подбери проверочное слово, составь
предложение:
Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце).
Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в
начальной школе. Можно использовать их на различных этапах урока и для развития
орфографических, лингвистических и других языковых понятий. Для этого
существует несколько видов упражнений, позволяющих заинтересовать школьников.
- Письмо по памяти.
Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.. - Объясните орфограмму.
Ко...ка Кро...шка на око...ке
Ка...ку кушала по кро...ке. - Составь скороговорку из слов.
Налима, нашли, на, мы, мели.
Эти и другие задания, содержащие элементы фольклора помогают
разнообразить работу на уроке.
Как запомнить ребенку огромное количество правил, формулировок, понятий,
трудные случаи правописаний. Чтобы сделать эту работу осмысленной и
эффективной, я использую стихотворные упражнения, запоминалки. Они не заменяют
правил, формулировок учебника, а служат только вспомогательным элементом в
обучении.
- Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
- Знаем твердо «жи» и «ши»
Пишем через букву «и». - Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу «не» пиши. - Между согласной и гласной
Себя я чувствую прекрасно!
После приставок я стою
Перед е, ё, я, ю.
Чтобы формировать у школьников знания о звуках и буквах, о слоге и
ударении, приучить их пристально всматриваться в звуковой «костюм» слова,
соотносить его с буквенной «одеждой», использую те упражнения по фонетике,
которые интересны детям, звуковой материал для которых настроен на ребенка,
учитывает его психику, его читательские интересы, его кругозор. Те упражнения, при
выполнении которых сам поиск знаний становится нестандартным, оригинальным.
Наконец, те, которые побуждают ребенка выбирать.
1. Фонетические загадки.
- МАМА или БАБУШКА?
Кто любил Красную шапочку больше?
В слове отгадке три слога.
- БЕЛКА или БАРСУК?
Кто из них зимой впадает в спячку?
В слове отгадке ударный слог второй.
-НАЛИМ или СОМ?
У какой рыбы нет чешуи?
В слове отгадке все согласные звуки звонкие.
2. Загадки ударения.
- «Четвертое лишнее».
Найди лишнее слово среди имен героев сказки А. Толстого о приключения
Буратино.
а) Мальвина, Алиса, Шушара, Тортила.
б) Арлекин, Карабас, Дуремар, Джузеппе.
- «Будь другом».
Хитрый кот Базилио и глупенький деревянный мальчик Буратино, конечно,
не друзья. И их имена тоже не дружат между собой. В слове Буратино ударный слог
третий, а в слове Базилио - второй.
а) Сделай слово Базилио другом слова Буратино: поставь в нем ударение на
третий слог.
б) Сделай слово Буратино другом слова Базилио: поставь в нем ударение на
второй слог.
Какие смешные имена у тебя получились?
3. Фонетические игры.
- «Плюс-минус».
Если соглашаешься с ответом, ставь знак «+», если возражаешь, то - «-».
а) Золушка.
- В имени Золушка три слога.
- В имени Золушка ударный слог второй.
- В имени Золушка все согласные звуки твердые.
б) Балда.
- В имени поповского работника ударный слог второй.
- В имени Балда нет букв, которые обозначают мягкость согласных.
- В имени Балда все согласные звуки глухие.
Изучая фонетику, дети с удовольствием играют в игру «Одна фонема, марш!».
Вот какие задания можно предложить.
- Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из
оставшихся звуков получилось новое слово (например, горсть - гость): краска, склон,
полк, тепло, беда, экран. - Теперь, наоборот, добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось
новое слово (роза - гроза): рубка, дар, стол, клад, лама, шар, усы, укус.
- В словах замените один согласный звук (корж - морж): ногти, булка, лапка,
зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено. - Соревнования двух команд. Кто быстрее выпишет звуки-«одиночки»: первая
- всегда твердые, вторая - всегда мягкие. (Глухие «одиночки»: [х], [ц], [ч]; звонкие
«одиночки»: [л], [м], [н], [р]).
Считаю, что эти упражнения сыграют не мене важную роль в формировании
точных звуковых представлений ученика, чем фонетический разбор.
Важное место в обучении русскому языку в начальной школе занимают
текстовые упражнения. Текст помогает полнее понять значение изучаемой языковой
категории, точнее показать ее функциональное назначение, установить сочетаемость с
другими лингвистическими единицами. Текстовая работа расширяет границы
применения полученных учащимися знаний, углубляет их деятельность по
филологии. Систематическое использование текстов дает возможность школьникам
постоянно иметь перед собой образец правильной речи.
1. Восстановление предложений текста по смыслу.
Дана запись без деления ее на предложения, схема к ней.
Тюленята с рождения лежат на голом льду но они не болеют мамы кормят
их жирным молоком за месяц детеныши тяжелеют в пять раз.
Текст = 4
Задания:
- прочитайте запись. Рассмотрите схему. Сформулируйте задание к
упражнению;
- назовите словарное слово, в котором три слога.
2. Восстановление пропущенных слов в предложениях текста.
Исходный материал записывается с пропусками слов, которые заменяются
условными обозначениями. В качестве дополнительной записи предлагаются слова в
справке.
Это дерево легко узнать. Кора на его стволе. Кора. У него
ветви с листочками и сережками.
Справка: красивый, белый, гибкий, гладкий.
Задания:
- прочитайте про себя данную запись. Сформулируйте задание;
- к словам гибкий и кора добавьте по одному слову с такой же орфограммой;
- назовите слово, отвечающее на вопрос что?, в котором все согласные
звонкие.
3. Восстановление текста по первым буквам первого слова каждого
предложения, идущим по алфавиту.
Даются предложения. Каждое предложение пишется с новой строки. Их
последовательность нарушена.
Малыши гагар.
Их сразу ведут к воде.
Через месяц они могут и рыбку ловить.
Малыши кидаются в воду и плывут.
В гнезде появились два птенца гагар.
Задание:
- расскажите об особенностях написания слов, в которых звуков меньше, чем
букв;
- назовите слово, в котором количество слогов превышает количество частей
для переноса.
4. Исключение предложений из текста по указанному учителем признаку.
Предложения текста записываются в правильной последовательности.
Учащиеся исключают из текста предложения, в которых отсутствуют слова
определенной части речи, с конкретными орфограммами и другими особенностями.
Важно, чтобы после исключения части предложений сохранилась логика изложения
материала.
У тигра красивая полосатая шубка.
Обычно он ест диких свиней и олений.
Часами он караулит под скалой птиц и баранов.
Но голодный тигр ест даже кедровые орешки.
Он подражает голосу таежного оленя и может заманить его.
Логово утепляет своей шерстью.
Тигры могут переплывать большие реки.
Задания:
- прочитайте текст. Исключите из него предложения, в которых нет слов,
соответствующих теме урока;
- составьте цепочку из трех слов с разными орфограммами.
5. Деление текста на части по нескольким признакам одновременно.
Для выполнения этой работы в каждое предложение одной смысловой части
текста вводятся слова, относящиеся к изучаемой на уроке языковой категории, в
другой части они отсутствуют, Учащиеся делят текст на абзацы по двум признакам.
Записывают часть, соответствующую теме урока.
Молочное дерево.
Кто дает молоко? Корова. А может ли дерево заменить корову и давать
молоко? Такое дерево растет в Венесуэле. Сок дерева напоминает по вкусу коровье
молоко. Местные жители надрезают кору дерева. Оттуда течет густой сок.
Жители подставляют чашки для необычной жидкости. Она очень питательная и
полезная.
Задания:
- прочитайте текст. Разделите его на две части по самостоятельно найденным
признакам;
- сгруппируйте слова, в которых орфограммой является буква о.
6. Редактирование текста.
Кот-Ворюга.
Вечером кот украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ней на березу.
Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Он
смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот
решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем кот сорвался с березы, упал на
землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Задания:
- прочитайте отрывок из рассказа К.Г. Паустовского, записанный по памяти
учеником. Какие ошибки допустил ученик при написании текста?
- исправьте ошибки, объясните.
7. Составление текста по опорным словам.
Приключения маленького щенка.
Родителям казалось, что щенята их были самыми прекрасными в мире. И
первые три щенка были действительно очаровательны: благовоспитанные,
послушные - они нравились буквально всем.
Но четвертый щенок.... С утра и до вечера только и слышалось: «Где наш
брат?», «Куда он убежал?», «Где он постреленок?», «Смотрите, что он наделал!».
Да, четвертый щенок, этот негодник, причинял много тревог и огорчений.
Задания:
- прочитайте текст. О чем вы узнали из прочитанного текста? Как автор
называет четвертого щенка? Почему? - опишите одно из приключений щенка по опорным словам: на прогулку,
пушистые малыши, когти, кошка, спасаться бегством.
8. Игра «Кубики».
Упражнение нацелено на усвоение основного признака текста - тематического
единства.
Каждый набор кубиков дает возможность собрать шесть законченных текстов.
На гранях каждого кубика написано по одному предложению из определенного
рассказа. Задача учащихся состоит в том, чтобы из набора составить текст по заданию.
При выполнении такой работы дети приобретают умение отбирать из
нескольких предложений то, которое соответствует данной теме или основной мысли.
Часто тексты на кубиках требуют творческой доработки. Дети вносят
дополнения в собранный на кубиках текст, придумывают к нему продолжение.
Систематическое выполнение данных текстовых упражнений обеспечивает
эффективность усвоения теоретических сведений и развивает интерес у учащихся к
урокам русского языка.
Все перечисленные виды работ вызывают у школьников
желание изучать предмет, видеть в нем необходимость, развивают интерес,
потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся
Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе даётся основная характеристика "интерактива", ...
Формы и организация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
"Образование- это то, что остаётся когда всё забыто" Познавательная деятельность – это процесс при котором происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями...
Лист наблюдения урока( анализ организации познавательной деятельности учащихся)
Лист наблюдения урока( анализ организации познавательной деятельности учащихся)Ф.И.О. учителя____________________________Предмет________________Дата______________Класс__________________Тема урока_____...
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении
Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...
Организация познавательной деятельности учащихся в малокомплектной школе
Организация познавательной деятельности...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Из опыта работы Мясникова А.А.: Условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в 6 -7 классах
Одной из проблемных тем, которые трудно даются учащимся для усвоения является вопрос о систематическом многообразии органического мира. В данной публикации я делюсь опытом своей работы по формированию...