Организация познавательной деятельности учащихся в малокомплектной школе
учебно-методический материал по обж по теме
Организация познавательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchikhsya_v_malokomplektnoy_shkole.odt | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Организация познавательной деятельности учащихся в малокомплектной школе.
Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала:
- Объяснительно-иллюстрированный метод информирует о новых элементах знаний данной науки, темы.
- Репродуктивный метод формирует навыки отношений между элементами знаний.
- Проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение, воспитывает определенный тип мышления.
- Проблемный, эвристический, исследовательский методы развивают творческие способности.
Но все это возможно, если учитель учитывает активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе учения, а также факторы, положительно влияющие на мотивы учащихся. При выборе методов обучения нужно учитывать цели данного занятия, содержание учебного материала и реальные возможности учащихся, например, выработанные у них навыки самостоятельной работы. Порядок применения методов может меняться: репродуктивные могут сочетаться в различных вариантах. Эти сочетания методов зависят от контингента учащихся, от их подготовки, наличия у них знаний и умений из опорных тем, уровня умственного развития, от целей и задач данного конкретного задания и от самого учителя, его эрудиции.
Одним из основных требований здорового образа на уроках ОБЖ, является формирование привычек, обеспечивающих высокий уровень здоровья на раннем этапе развития человека: от того, насколько успешно удается закрепить их в сознании, зависит реальный образ жизни в последующем. Приблизить учащихся к пониманию подлинного смысла жизни и настоящих, а не мнимых ценностей.
На протяжении многовековой эволюции важнейшие системы жизнеобеспечения организма человека формировались под влиянием тяжелого физического труда и недоедания. Ныне в жизни человека все более значимую роль играют факторы противоположного характера- недостаточная мускулатура и двигательная активность (гиподинамия), нерациональное питание, психоэмоциональные перегрузки, алкоголизм и наркомания. Каждой исторической эпохе присущ свой образ жизни. Образ жизни современного человека резко отличается от образа жизни далеких предков.
Особое внимание уделяю такому разделу, как «Молодежь и наркотики».
Так, например, в 9-11 классах в разделе ,,Вредные привычки и их социальные последствия’’, ставлю ряд основных вопросов. Рассказываю учащимся о влиянии никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека, развеять мифы о целебных свойствах. Раскрыть причины которые могут толкнуть незрелую личность в плен вредных привычек (компания, любопытство, способ расслабиться, тяжелая семейная ситуация) и способы выхода из них.
1
Вредные привычки делают человека зависимым. Постоянное желание покурить,
выпить, уколоться стимулирует поиск средств. В основе преступлений – краж, убийств. Научить учащихся критически мыслить (например, умение предвидеть
последствия своих поступков, прогнозировать ситуацию, избегать неоправданного риска. Умение брать ответственность за свои поступки на себя, сказать нет вредным привычкам. Значит сделать правильный вывод что за все это приходится расплачиваться своим здоровьем.
Отличительной чертой сельских школ является малокомплектность. В этом ее проблемы. Учась в таком классе каждый ученик находится всегда под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего. Занятия в таких условиях могут приводить к возникновению у детей эмоционального напряжения, снижению работоспособности и эффективности усвоения знаний. Но этот ,,минус’’ можно нейтрализовать или даже превратить в ,,плюс’’ посредством организации работы учащихся на уроке – более широкого использования разнообразных методов и приемов активизации деятельности школьников: проведение уроков-игр, лекций, тестов, консультаций, экскурсий, ситуационные вопросы развивающие творческие возможности учащихся.
В 9 классе на заключительном уроке о наркомании проходила игра. Таким образом, в процессе обсуждения проблем связанные с наркологической зависимостью учащиеся убеждаются в опасности употребления наркотиков. Что очень скоро приводит к возникновению болезни, название которой – наркомания. Если вовремя эту болезнь не остановить, то она приводит к ранней мучительной смерти. Уроки в старших классах отличаются широким использованием лекционно-семинарской системы. Строя урок, нужно всегда иметь в виду, какую роль играет правильный подбор материала. Совершенно незнакомый материал, который не счем сравнить или который чрезмерно труден, безразличен учащимся и даже может вызвать у них антипатию к предмету и к занятиям. Познавательный интерес как мотив учения ране всего осознается школьниками. В его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс ,,что такое’’. Однако не все новое, что встречается в жизни человека, становится предметом его интереса. Предпочтение отдается важному с точки зрения ученика материалу, тогда он с увлечением им занимается. Возбудить интерес к материалу на данном этапе урока можно приданием особой значимости изучаемому и созданием проблемной ситуации.
Пример. В 10 классе приступал к изучению темы ,,Понятие о привычках здорового образа жизни’’ начинаю урок так: ,,Все свое ношу с собой’’ – так сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека он сам. Каждому хочется быть умным , сильным , красивым, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Для достижения хорошего здоровья он предлагал… Такое вступление несомненно вызовет интерес у учащихся познакомиться поближе. А чтобы
2
подготовить хороший урок, учителю необходима солидная подготовка: развитая
культура мышления, большой потенциал знаний. Отсюда и занятия будут яркими и интересными. Учитель не властен над природными способностями самих учеников, но тем не менее в его возможностях многое. Главное в том, что учитель в состоянии пробудить у учащихся интерес к творческой работе и развить их интеллект.
Свободное время на занятиях использую для обобщения этого же материала, но на основе межпредметных связей. Пример. При изучении темы ,,действия населения при оповещении о химическом заражении’’ небольшое количество учащихся позволило организовать урок так, что основное фактическое содержание урока было повторено и обобщено. Высвободившееся время использовали для обобщения этого же материала, но на основе межпредметных связей с экологией и химией. К моменту проведения данного урока учащиеся изучили на уроках химии хлор, аммиак, кислоты, поэтому представилась возможность использовать эти знания учащихся при раскрывании вопроса ,,Действия СДЯВ на организм человека’’. Внимание уделялось на взаимосвязь здоровья человека и экологического состояния окружающей среды. Таким образом, в процессе активного обсуждения проблем, вызывающих интерес у учащихся, школьники убеждаются в прямой взаимосвязи между окружающей средой и организмом человека, приходят к выводу о жизненно важной необходимости улучшения экологического состояния планеты. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ни чем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимы усилия которые возрастают по мере старости и углубления болезней. Стараюсь свой рассказ обосновывать примерами. ,,Прославленный русский полководец Александр Суворов в детстве был очень хрупким и болезненным. Начитавшись биографий великих людей, он поставил себе цель стать великим полководцем, выйти в ряд самых знаменитых военачальников. Чтобы достичь этого, он весьма целенаправленно построил себя как здорового человека: сознательно с малых лет начал закаливаться и уже в юношеском возрасте неукоснительно требовал, чтобы после парной бани на него выливали шесть ведер ледяной воды. Ведь без хорошего физического, телесного здоровья он не смог бы достичь своей мечты и добиться шестидесяти побед в шестидесяти сражениях. К данному случаю хорошо подходят слова американского писателя Вашингтона Ирвинга: ,,Великие люди ставят себе цели, остальные живут своими желаниями’’.
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся
Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе даётся основная характеристика "интерактива", ...
Формы и организация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
"Образование- это то, что остаётся когда всё забыто" Познавательная деятельность – это процесс при котором происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями...
Лист наблюдения урока( анализ организации познавательной деятельности учащихся)
Лист наблюдения урока( анализ организации познавательной деятельности учащихся)Ф.И.О. учителя____________________________Предмет________________Дата______________Класс__________________Тема урока_____...
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, способствующие формированию и поддержанию положительной мотивации в обучении
Опыт работы учителя иностранного языка МБОУ Егорлыкской СОШ №7 Егорлыкского района Ростовской области Жарковой Ларисы Ивановны, раскрывающие подход автора к формированию и поддержанию положительной мо...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Из опыта работы Мясникова А.А.: Условия организации познавательной деятельности учащихся при формировании понятий систематики в 6 -7 классах
Одной из проблемных тем, которые трудно даются учащимся для усвоения является вопрос о систематическом многообразии органического мира. В данной публикации я делюсь опытом своей работы по формированию...
"Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке".
В теории педагогики известны 4 основные формы организационной деятельностиучащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная и групповая, какразличные способы обучения, обладающие своими спе...