Урок русского языка в 5 классе "Написание изложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кожевникова Елена Николаевна

Урок применения знаний на практике. Формирование умения писать изложение на заданную тему. Совершенствование умения находить и раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор разработки урока.

Кожевникова Елена Николаевна

Предмет.

Русский язык

Класс.

5 класс общеобразовательной школы

Продолжительность урока.

45 минут

Методическая информация

Тема урока.

Написание изложения по тексту В.П. Астафьева «Родные берёзы»

Классификация урока.

Тип: применение знаний на практике. Урок развития речи.

Цели урока.

Формирование умения писать изложение на заданную тему. Совершенствование умения находить и раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Задачи урока.

   Развивающие

   Регулятивные:  управление своей деятельностью; контроль и коррекция.

   Коммуникативные: развивать связную письменную речь учащихся в процессе составления письменного рассказа по тексту изложения.

   Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией.

   Воспитывающие

Формировать у учащихся чувство прекрасного, умение любоваться красотами родных мест.

Знания, умения, навыки и качества, которые ученики получат возможность актуализировать/приобрести/закрепить/др. в ходе урока / занятия.

Умение проводить лингвистический и содержательный анализ текста. Умение продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором. Умение раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.


Ход урока

I. Приветствие.

II. Постановка целей и задач урока.

        - А сейчас мы переходим к теме урока. На прошлом уроке мы занимались подготовкой к написанию изложения по тексту В.П. Астафьева «Родные берёзы».

        - Сначала вспомним, что же такое изложение? (Это пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся) Нам предстоит прочитать текст и пересказать его письменно, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно.

        - Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста)

        - Сегодня на уроке нам предстоит написание изложения по уже проработанному вами тексту.

III. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

1. Чтение текста.

        Для начала я предлагаю вам прочитать текст и восстановить в памяти последовательность событий (чтение текста).

2. Анализ текста.

- От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)

- Давайте определим тип речи данного текста. (Текст представляет собой повествование с элементами описания)

- Определим тему. (Берёзы в парке) Основная мысль? (Родные берёзы в чужом краю)

- А теперь перейдём к заголовку. Что должно отражаться в заголовке? (Сильная позиция в тексте, отражающая его тему\содержание) Заголовок к тексту. (Родные берёзы)

- Перейдём к плану. Наш план разбит на три пункта. Почему? (Каждый пункт соответствует одному абзацу: отражает новую мысль)

        Следует краткое обсуждение плана.

1. Прогулка по парку.

- При каких обстоятельствах автор увидел берёзы?

а) Бродил, глазел, дивился и увидел три берёзки…

- Что ещё происходит в первом абзаце?

б) Описание берёз.

- О чём говорится во втором абзаце?

2. Место берёзам в тесном парке.

- О чём повествуется в третьем абзаце? (Как деревья попали в чужой парк)

3. История деревьев.

3. Требования к изложению.

- Обратите внимание, на доске записаны требования к изложению. (Чтение учителем требований с необходимыми пояснениями)

  • Соответствие теме и основной мысли.
  • Полнота раскрытия темы.
  • Последовательность изложения.
  • Употребление опорных слов и выражений.
  • Соблюдение орфографических, пунктуационных и орфографических правил.

- Ещё на доске записаны трудные для вас слова. (Чтение слов)

заморские кущи          не лопотали          затмить                     пароход

долу                              всё-таки                не сомлели

поодиночке                  пестрели               непосильного

4. Повторное чтение текста.

- Сейчас я ещё раз прочту текст, а вы можете внести пометы и коррективы в написанный вами дома пробный вариант изложения. (Чтение текста учителем)

IV. Написание изложения.

- Не забудьте, что сначала мы пишем изложение на черновике, а затем конечный вариант переписываем в чистовик. Приступайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.

Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми....

Использование ИКТ на уроках русского языка при написании изложения.я

Последнее время учительдолжен обращать внимание не просто на грамотное письмо, но и на содержание материала  в тексте.Учащиеся перестали обращаться, пересказывать друг другу интересные эпизоды из...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Подготовка к изложению "Одежда поморов". Урок развития речи.

Урок предназначен для обучающихся 7 класса. В урок включён региональный компонент....

Урок русского языка. Развитие речи. Изложение.

Подготовка и написание изложения по тексту "Отважный пингвиненок"....

Технологическая карта урока русского языка - обучение написанию изложения

Техническая карта -подготовка к написанию изложения. Работа с текстом...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...