Урок русского языка. Развитие речи. Изложение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Адам Алёна Анатольевна

Подготовка и написание изложения по тексту "Отважный пингвиненок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologichekaya_karta_uroka.docx33.16 КБ
Файл analiz_teksta.docx13.55 КБ
Файл smayly.docx77.04 КБ
Файл urok_r.r_5_kl.otvazhnyy_pingvinenok1.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Урок. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОДРОБНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ «ОТВАЖНЫЙ ПИНГВИНЕНОК»

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение темы и основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану; уметь создавать тексты определенного жанра.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия
и термины

Текст, тема и основная мысль текста

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (само-определение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

ОТВАЖНЫЙ ПИНГВИНЕНОК

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка.

У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни
и удивленно посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался
в холодном зеленом море

Слушают учителя, смотрят эпизод мультфильма участвуют
в диалоге; размещают учебные материалы
на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Листы обратной связи

2. Актуали-зация и пробное учебное

Эвристическая беседа.

– Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста, понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

Отвечают
на вопросы, строят понятные для партне-

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

1

2

3

4

5

6

7

действие

– В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвиненке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от-

вечают на вопросы других, формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

Устные ответы.

Прослушивание текста, выделение микротем

Прослушайте  текст и подумайте, как лучше его озаглавить: «Как купался пингвиненок», «Отважный пингвиненок», «Маленький пингвиненок». (Название текста учитель не читает.)

Читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Воспринимают  информацию визуально и на слух, озаглавливают текст, определяют тему и идею текста

Фронтальная, индивидуальная

3. Выявле-ние места
и причины затрудне-ния

Обсуждение содержания текста, осмысление.

Анализ текста.

– Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

– Какой из предложенных заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

– От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Однажды я…».)

– Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

– Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

– Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

– Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

– При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Самостоятельно ищут ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Устные ответы.

1

2

3

4

5

6

7

– Как автор связывает предложения? (С помощью слов «он», «пингвиненок», «ему» и др.)

– Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец, малыш.)

– Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, Контролирует правильность выполнения заданий.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Физкультминутка

Вот мы руки развели,                            

Словно удивились.                

И друг другу до земли                

В пояс поклонились!                

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполнение упражнений

4. Целепола-гание и построе-ние проекта выхода
из затрудне-ния

Беседа по вопросам, ознакомление с заданием, монологические высказывания

– Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

– Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть, в которой говорится, как искупался пингвиненок

Работают
с заданием, отвечают
на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над изложением

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют деятельность
с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

5. Твор-

ческая практическая деятельность
по реализа-ции построен-ного проекта

Восстановление текста из фрагиентоа, составление плана, осмысление содержания текста
по микротемам

Организует работу над планом.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Маленький пингвиненок.

2. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

3. Наконец малыш решился и бросился в море.

4. «Это был самый отважный пингвиненок».

Повторное чтение текста.

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Восстанавливают текст, составляют план изложения

Групповая,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы

6. Самостоятельная работа

Письменная работа: написание изложения

Напоминает, что повествование идет от 1-го лица.

Слова с неизученными орфограммами заранее записаны на доске.

Обращает внимание на постановку двоеточия в пятом предложении, просит выделить в нем две грамматические основы.

Работают
с заданием, проверяют себя

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. 

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Письменная работа, вопросы для уточнения информации

7. Рефлек-сия учебной деятель-ности

Заключительная  беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: на вашем столе лежат карточки, выберите одну из них

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества;

Листы обратной связи

1

2

3

4

5

6

7

 принесите мне.

заполняют дневники достижений

стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя______________________________

Заполните таблицу, опираясь на знание текста

Вопрос

Ответ

От какого лица ведется повествование? С каких слов начинается текст?

Опишите внешний вид пингвиненка (словами из текста, близкими к тексту).

Как вы понимаете выражение «голый пингвиненок».

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния пингвиненка.

Какие слова и выражения использует автор для описания последовательности действий пингвиненка.

В каком времени употребляются все глаголы в тексте?

Подберите синоним к слову пингвиненок. В каких словах заключено отношение автора к пингвиненку.

                    ________________

План (? микротем).

1.

2.

3.

4.

5.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни
и удивленно посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвиненок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни
и удивленно посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. 5 класс. Изложение

Слайд 2

Чему можно научиться при написании подробного изложения ?

Слайд 3

Смотреть мультфильм «Отважный пингвинёнок »

Слайд 4

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка . У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы. Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул , закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море. Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.

Слайд 5

Тема : рассказ о маленьком пингвинёнке , совершившем отважный поступок. Основная мысль: пингвинёнок преодолел свой страх.

Слайд 6

Что отражает заголовок? 1.Отважный пингвиненок 2. Первое купание 3. Случайное наблюдение 4. Храбрый поступок 5. Как купался пингвиненок 6. Маленький пингвиненок 1. Основная мысль 2. Тема 3. Тема 4. Основная мысль 5. Тема 6. Тема

Слайд 7

Пингвинёнок, три пушинки на голове, маленький голый пингвинёнок, стоял на высоте трёхэтажного дома, закружился на одном месте, вскарабкался на камни, удивлённо посмотрел на море, холодное зелёное море.

Слайд 8

Изложение Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

Слайд 9

план 1 Маленький пингвинёнок.

Слайд 10

2. Он смотрел, как купаются взрослые пингвины

Слайд 11

3. Ему страшно было бросаться в море

Слайд 12

4. Пингвинёнок бросился вниз.

Слайд 13

5.Отважный пингвинёнок!

Слайд 14

1 Маленький пингвинёнок. 2. Он смотрел, как купаются взрослые пингвины. 3. Ему страшно было бросаться в море 4. Пингвинёнок бросился вниз. 5.Отважный пингвинёнок! План.

Слайд 15

Увид е л – увид е ть, Мал еньк ий, к о рот еньк ий Подош ё л - ш е дший Вын ы рнул – н ы рять Уд и влённо – д и во У н его - Р.п. Словарная работа.

Слайд 16

Определи свое настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Развитие речи.

Познакомить учащихся с описанием внешности человека,литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре....

Презентация по русскому языку "Развитие речи. Изложение от 3-его лица" 5 класс

Презентация предназначена для наглядного изучения темы "Написание изложения от третьего лица"...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...