урок
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку в 6 классе
Смицкая Т.Н.
Урок русского языка в 6 классе по теме «Словообразование глаголов»
Цель урока:
- изучить основные способы образования глаголов;
- закрепить полученные знания;
- формировать умения образовывать глаголы различными способами.
Планируемые результаты
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.
Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования;(выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Предметные: (языковая компетенция):анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.
Основные понятия:Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.
Организация пространства:работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
1. Актуализация и пробное учебное действие.
Синтаксическая разминка. Один ученик работает у доски, выписывает из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» глаголы, обозначающие начало действия.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
2.Эвристическая беседа по вопросам:
- Какая морфема придает глаголам значение начала действия?(Приставка за-).
-От каких частей речи они образованы? ( от глаголов)
- Каково значение приставки за-? (начало действия)
3.Определение темы урока и целеполагание
-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Мы будем изучать способы образования глаголов)
-Какую цель мы поставим перед собой?
(Узнать способы образования глаголов)
-А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать)
-Ребята, сегодня мы с вами проведем исследовательскую работу по теме:
«Словообразование глагола».
Работать будем по плану. (записан на доске).
План урока.
1.Подготовка к исследованию:
-Ответь на вопрос: что такое приставка?
-Что такое суффикс?
2.Исследование
-От каких частей речи образуются новые слова?
-Каким способом образуются новые слова?
3.Вывод.
4. Основная часть урока. Введение в новую тему.
- Подготовка к исследованию
- Что называется морфемой? (значимая часть слова)
- Дайте определение каждой морфемы. Приведите примеры. Какие морфемы указывают на форму слова? (на форму слова указывают окончания и формообразующие суффиксы)
- Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).
- В тетрадь таблицу «Основные способы словообразования»
Способ образования | Примеры |
1) Приставочный | Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно, |
2)суффиксальный | Лесник, речной, быстро, белить |
3) Приставочно-суффиксальный | Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить |
2.Исследование- От каких частей речи образуются глаголы и каким способом.
Мы с вами должны заполнить таблицу в ходе исследования.
Способы образования глаголов(заполняется в процессе исследования)
От каких частей речи | Способ образования | Примеры |
Бесприставочный глагол | Приставочный | бежать - вбежать, выбежать |
— глаголов — прилагательных — существительных — числительных междометий | Суффиксальный | перечитать — перечит-ыва-ть, мыть — мыть-ся, красный — красн-е-ть, видный — видн-е-ть-ся, партизан — партизан-и-ть, толпа — толп-и-ть-ся, двое — дво-и-ть (‘разделять надвое’), ах — ах-а-ть, |
Существительных прилагательных числительных глаголов: | 3) Приставочно-суффиксальный | тень — за-тен-и-ть, прямой — вы-прям-и-ть, трое — у-тро-и-ть, любить — недо-любл-ива-ть, |
1Задания для исследования 1 группе .Разобрать глаголы и определитьих способ образования
Запереть, побежать, приоткрыть,
-Делаем вывод: глаголы образованы от какой части речи?
-От глаголов.
-Каким способом?
-Приставочным.
(заполняем таблицу)
2 Задания для исследования 2 группе. Определитьих способ образования глаголов
-Запишите глаголы обедать, краснеть, плотничать.)
-От какой части речи образованы глаголы? (От существительных, прилагательных)
-Каким способом?
-Суффиксальным.
(заполняем таблицу)
3 Задания для исследования 3 группе. Определитьих способ образования глаголов
потрескивать, насвистывать, названивать.
-От какой части речи образованы глаголы? (От существительного, прилагательного.)
-Каким способом?
-Приставочно-суффиксальным.
(заполняем таблицу).
5. Начало формирования умений. Работа в группах.
Задания для групп:
1 группа: образовать 3 глагола с помощью приставок от-, пре-, при-, раз-(рас-), с-), от какой части речи образуются глаголы с помощью приставок? (от глаголов.)
- Группа: определить способ образования глаголов: ранить, пленить, белеть, желтеть.
- С помощью какой морфемы образованы данные глаголы? (при помощи суффикса)
- От какой части речи образуются глаголы с помощью суффиксов? (от прилагательных, существительных, числительных)
3 группа - Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: прыгать — рас-прыгать-ся, звонить — пере-зван-ива-ть-ся;- банкрот — о-банкрот-и-ть-ся,
- Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)
Выводы по теме.
- Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)
- В чем особенность каждого из способов? (Приставка не меняет часть речи производного слова. Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, не употребляются без одной из этих морфем).
Физминутка
Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).
6. Закрепление. Тренировочное упражнение.(2 варианта)
- Записать глаголы в столбик. Обозначить орфограммы. Определить способ образования глаголов.
1вариант- Ра..цветать, рас..т..латься, обузить, объед..нить, краснеть
2вариант- ст..реть, забл..стать, , рас..тавать(т)ся с друзьями, ахать
7. Работа в парах. Выборочный диктант. Выписать глаголы, указать способ их образования.
Слушаю, как деревья переговариваются, будто шепчутся. Это значит, погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А в другой раз они так загудят, заволнуются- жди ненастья. Им сверху видней, что на небе делается. Издали увидят тучку и начинают друг другу весть подавать, а самые старые заохают, будто страшно им.
Задание: продолжить текст
8.Обобщающий тест по теме «Словообразование глаголов»
1. В каком слове нет суффикса -К-?
А) шубка Б) юбка В) вырубка Г) Улыбка
2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?
А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.
3. В каком слове нет приставки?
А) примерка, Б) прищепка, В) принцесса, Г) пришелец.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать, Б) преодолеть, В) походить, Г) веселить.
5. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный, Б) где-нибудь, В) доверху, Г) размешать.
6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) постукивать, Б) новизна, В) охотник, Г) отнести
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть, Б) управлять, В) распланировать, Г) белеть.
Ответы: 1- Б 2- А 3- В 4- Г 5- Г 6- А 7- В
9. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что получилось? Что показалось трудным?
- Какую оценку вы бы поставили за работу на уроке себе, соседу по парте?
Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? | Научился определять способ образования глаголов, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! | Научился определять способ образования глаголов, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить суффиксальные, приставочные или приставочно-суффиксальные глаголы. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
!!! | Научился определять способ образования глаголов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
10. Выставление оценок
7. Домашнее задание: записать глаголы разных морфемных моделей , используя таблицу в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...