Знаки препинания в предложениях с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мараева Марина Викторовна

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения; знать признаки однородных членов предложения; уметь находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения; знать признаки однородных членов предложения; уметь находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами;

                                             Ход урока

  1. Фронтальное повторение сведений, необходимых для полноценного восприятия детьми нового материала.
  • Какие члены предложения называются однородными?
  • С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
  • Какие именно члены предложения могут быть однородными?
  • Приведите примеры предложений, в которых были бы однородные:
    а) подлежащие,
    б) сказуемые,
    в) дополнения,
    г) определения,
    д) обстоятельства.
  1. Объяснение учителем материала для всего класса.

На доске оформляется таблица, центральная ее часть заполняется до урока, а левая и правая – на уроке по ходу анализа языкового материала.

Задания.

  1. Прочитайте предложения из раздела I, соблюдая интонацию перечисления.
  2. Cделайте вывод о том, в каких случаях запятая между однородными членами ставится всегда. (Учитель заполняет левую графу раздела I.)
  3. Запишите предложения в тетради, составьте их схемы. (Учитель заполняет правую графу раздела I.)
  4. Прочитайте, соблюдая интонацию перечисления, предложения из раздела II и скажите, почему союз и можно назвать опасным? (Учитель заполняет левую графу раздела II. )
  5. Запишите в тетради предложения, постройте их схемы и сформулируйте правило постановки запятой, если однородные члены соединены союзом и. (Учитель заполняет правую графу раздела II.)

Союзы

Примеры

Схемы

I

Безопасные

союзы но, а

Нет союза

  1. Мал золотник, но дорог.
  2. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  3. В зоопарке жили обезьяны, носороги, тигры, львы.

О, но О.

О, а О.

О, О, О, О.

II

Опасный

союз

и

  1. В зоопарке жили обезьяны, носороги, тигры и львы.
  2. В зоопарке жили обезьяны и носороги, тигры и львы.
  3. В зоопарке жили обезьяны, и носороги, и тигры, и львы.
  4. В зоопарке жили и обезьяны, и носороги, и тигры, и львы.

О, О, О и О.

О и О, О и О.

О, и О, и О, и О.

и О, и О, и О, и О.

3. Предъявление творческих заданий группе учащихся с

высоким уровнем восприятия. Выполнение детьми заданий.

    Задание 1. Проиллюстрируй каждое правило своими примерами (не    менее двух). При составлении предложений можешь использовать  словарные слова по теме “Школа” или по теме “Цветы”.

  1.  Если союз и соединяет однородные члены предложений и повторяется один раз, то запятая перед ним не ставится.
  2.  Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая внутри пар не ставится, а ставится только между парными группами.
  3.  Если число однородных членов больше двух, а союз и повторяющийся (и…, и…, и…), то запятая ставится перед вторым союзом и далее.
  4.  Если число однородных членов больше двух, а союз и повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми.

Задание 2. Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

  1.  Дробится и плещет и брызжет волна.
  2.   Любая канавка и кустик и камень нам были знакомы на пути.
  3.  Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
  4. Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.

Задание 3. Из каждой пары предложений составь одно с однородными членами. Не повторяй одинаковых слов. Используй подходящие по смыслу союзы.

  1. Пошел снег. Снег засыпал лесные дорожки и тропинки.
  2. Ветер тянул с севера. Ветер был мягким и даже ласковым.
  3. Взошло над лесом веселое зимнее солнышко. Солнышко зажгло янтарным светом снега.
  4. Урожай бывает не от росы. Урожай бывает от пота.
  5. Тучи низко ползли над землею. Тучи наполовину окутывали горы.

Задание 4. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложений.

Страшный цветок.

Л..тал комарик в лесу над б..лотом и зах..тел пить. Увидал комарик цв..ток с капельками росы на л..сточках. Сел он на л..сточек опустил нос в капельку. А капелька липкая клейкая. Влип комариный нос.

Вдруг на л..сточке словно зашевелились щупальца схв..тили комарика. Закрылся круглый л..сточек. И нет комарика. Это страшный цв..ток. Хищный цв..ток – росянка. (По В. Бианки)

Ключ к заданию 2.

  1. Дробится, и плещет, и брызжет волна. (О, и О, и О.)
  2. Любая канавка, и кустик, и камень нам были знакомы на пути. (О, и О, и О.)
  3. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (О, О, О, и О, и О, и О.)
  4. Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю. (и О, и О, и О.)

Ключ к заданию 3.

  1. Пошел снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
  2. Ветер тянул с севера, но был мягким и даже ласковым.
  3. Взошло над лесом веселое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега.
  4. Урожай бывает не от росы, а от пота.
  5. Тучи низко ползли над землею и наполовину окутывали горы.

Ключ к заданию 4.

Страшный цветок.

Летал комарик в лесу над болотом и захотел пить. Увидал комарик цветок с капельками росы на листочках. Сел он на листочек, опустил нос в капельку. А капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос.

Вдруг на листочке словно зашевелились щупальца, схватили комарика. Закрылся круглый листочек. И нет комарика. Это страшный цветок. Хищный цветок – росянка. (По В. Бианки)

4. Повторное объяснение материала детям со средним и низким уровнем восприятия.

Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают предложение: На арене цирка звери прыгали, бегали, пели, танцевали.

Задания:

  1. Прочитайте предложение, соблюдая интонацию перечисления.
  2. Какой из записанных ранее схем соответствует данное предложение?
  3. Перестройте предложение так, чтобы оно соответствовало схемам:

А) О, О, О и О.
Б) О
и О, О и О.
В) О,
и О, и О, и О.
Г)
и О, и О, и О, и О.

(В каждом случае учитель, работая со схемами, еще раз объясняет постановку знаков препинания в перестроенных детьми предложениях.)

  • Предъявление группе учащихся со средним уровнем восприятия заданий с элементами творчества. Выполнение детьми заданий.

Задание 1. Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

  1. В поле было холодно туманно и ветрено.
  2. Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.
  3. Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей.
  4. В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие.

Задание 2. Раскрой скобки и закончи предложение, вставляя нужный по смыслу союз и расставляя запятые.

  1. Не спеши языком (торопись делом).
  2. Лучше скажи мало (хорошо).
  3. Я люблю весну, солнце (зеленую траву, голубое небо).
  4. Белка песенки поет (орешки все грызет).

Задание 3. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложений.

Растения луга.

В долинах рек л..жат заливные луга. Там растут ценные к..рмовые травы. Это клевер лисохвост мышиный г..рошек. Они дают сено и удобряют землю.

На х..лмах и на склонах р..чных долин располагаются суходольные луга. Здесь встречается одуванчик конский щавель ромашка колокольчики. Это луговые цв..ты. Они не годятся для сена но радуют глаз.

Ключ к заданию 1.

  1. В поле было холодно, туманно и ветрено.

2. Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.

  1. Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую в людей.
  2. В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие.

Ключ к заданию 2.

  1. Не спеши языком, а торопись делом.
  2. Лучше скажи мало, но хорошо.
  3. Я люблю весну, солнце, зеленую траву, голубое небо.
  4. Белка песенки поет и орешки все грызет.

Ключ к заданию 3.

Растения луга.

В долинах рек лежат заливные луга. Там растут ценные кормовые травы. Это клевер, лисохвост, мышиный горошек. Они дают сено и удобряют землю.

На холмах и на склонах речных долин располагаются суходольные луга. Здесь встречается одуванчик, конский щавель, ромашка, колокольчики. Это луговые цветы. Они не годятся для сена, но радуют глаз.

  1. Повторное объяснение материала детям с низким уровнем восприятия и требующим индивидуального подхода.

С этой группой детей учитель работает по учебнику для 5-го класса (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и другие / научный редактор академик РАО Н. М. Шанский. – М., 2003), анализируя приведенный в параграфе № 40 языковой материал.

  1. Выполнение вместе с детьми последних групп упражнений тренировочного характера.

В качестве дидактического материала используются упражнения № 196, № 197 из названного учебника.

Домашнее задание должно соответствовать тем умениям, которые отрабатывались на уроке, поэтому также дается дифференцированно. Группе детей с высоким уровнем восприятия предлагаем выполнить упражнение № 199, так как в дополнительном задании к нему требуется показать умение с помощью схем обосновывать постановку запятых или их отсутствие. Остальные ребята получают задание выполнить упражнение № 198, выбрав при этом любые 4 предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" (мультимедийная презентация)

Материал для повторения темы "Знаки препинания при однородных членах предложения"...

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...