Знаки препинания в предложениях с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения; знать признаки однородных членов предложения; уметь находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_v_predlozheniyah_s_odnorodnymi_chlenami.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения; знать признаки однородных членов предложения; уметь находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами;
Ход урока
- Фронтальное повторение сведений, необходимых для полноценного восприятия детьми нового материала.
- Какие члены предложения называются однородными?
- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
- Какие именно члены предложения могут быть однородными?
- Приведите примеры предложений, в которых были бы однородные:
а) подлежащие,
б) сказуемые,
в) дополнения,
г) определения,
д) обстоятельства.
- Объяснение учителем материала для всего класса.
На доске оформляется таблица, центральная ее часть заполняется до урока, а левая и правая – на уроке по ходу анализа языкового материала.
Задания.
- Прочитайте предложения из раздела I, соблюдая интонацию перечисления.
- Cделайте вывод о том, в каких случаях запятая между однородными членами ставится всегда. (Учитель заполняет левую графу раздела I.)
- Запишите предложения в тетради, составьте их схемы. (Учитель заполняет правую графу раздела I.)
- Прочитайте, соблюдая интонацию перечисления, предложения из раздела II и скажите, почему союз и можно назвать опасным? (Учитель заполняет левую графу раздела II. )
- Запишите в тетради предложения, постройте их схемы и сформулируйте правило постановки запятой, если однородные члены соединены союзом и. (Учитель заполняет правую графу раздела II.)
№ | Союзы | Примеры | Схемы |
I | Безопасные союзы но, а Нет союза |
| О, но О. О, а О. О, О, О, О. |
II | Опасный союз и |
| О, О, О и О. О и О, О и О. О, и О, и О, и О. и О, и О, и О, и О. |
3. Предъявление творческих заданий группе учащихся с
высоким уровнем восприятия. Выполнение детьми заданий.
Задание 1. Проиллюстрируй каждое правило своими примерами (не менее двух). При составлении предложений можешь использовать словарные слова по теме “Школа” или по теме “Цветы”.
- Если союз и соединяет однородные члены предложений и повторяется один раз, то запятая перед ним не ставится.
- Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая внутри пар не ставится, а ставится только между парными группами.
- Если число однородных членов больше двух, а союз и повторяющийся (и…, и…, и…), то запятая ставится перед вторым союзом и далее.
- Если число однородных членов больше двух, а союз и повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми.
Задание 2. Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.
- Дробится и плещет и брызжет волна.
- Любая канавка и кустик и камень нам были знакомы на пути.
- Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
- Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.
Задание 3. Из каждой пары предложений составь одно с однородными членами. Не повторяй одинаковых слов. Используй подходящие по смыслу союзы.
- Пошел снег. Снег засыпал лесные дорожки и тропинки.
- Ветер тянул с севера. Ветер был мягким и даже ласковым.
- Взошло над лесом веселое зимнее солнышко. Солнышко зажгло янтарным светом снега.
- Урожай бывает не от росы. Урожай бывает от пота.
- Тучи низко ползли над землею. Тучи наполовину окутывали горы.
Задание 4. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложений.
Страшный цветок.
Л..тал комарик в лесу над б..лотом и зах..тел пить. Увидал комарик цв..ток с капельками росы на л..сточках. Сел он на л..сточек опустил нос в капельку. А капелька липкая клейкая. Влип комариный нос.
Вдруг на л..сточке словно зашевелились щупальца схв..тили комарика. Закрылся круглый л..сточек. И нет комарика. Это страшный цв..ток. Хищный цв..ток – росянка. (По В. Бианки)
Ключ к заданию 2.
- Дробится, и плещет, и брызжет волна. (О, и О, и О.)
- Любая канавка, и кустик, и камень нам были знакомы на пути. (О, и О, и О.)
- Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (О, О, О, и О, и О, и О.)
- Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю. (и О, и О, и О.)
Ключ к заданию 3.
- Пошел снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
- Ветер тянул с севера, но был мягким и даже ласковым.
- Взошло над лесом веселое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега.
- Урожай бывает не от росы, а от пота.
- Тучи низко ползли над землею и наполовину окутывали горы.
Ключ к заданию 4.
Страшный цветок.
Летал комарик в лесу над болотом и захотел пить. Увидал комарик цветок с капельками росы на листочках. Сел он на листочек, опустил нос в капельку. А капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос.
Вдруг на листочке словно зашевелились щупальца, схватили комарика. Закрылся круглый листочек. И нет комарика. Это страшный цветок. Хищный цветок – росянка. (По В. Бианки)
4. Повторное объяснение материала детям со средним и низким уровнем восприятия.
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают предложение: На арене цирка звери прыгали, бегали, пели, танцевали.
Задания:
- Прочитайте предложение, соблюдая интонацию перечисления.
- Какой из записанных ранее схем соответствует данное предложение?
- Перестройте предложение так, чтобы оно соответствовало схемам:
А) О, О, О и О.
Б) О и О, О и О.
В) О, и О, и О, и О.
Г) и О, и О, и О, и О.
(В каждом случае учитель, работая со схемами, еще раз объясняет постановку знаков препинания в перестроенных детьми предложениях.)
- Предъявление группе учащихся со средним уровнем восприятия заданий с элементами творчества. Выполнение детьми заданий.
Задание 1. Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.
- В поле было холодно туманно и ветрено.
- Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.
- Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей.
- В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие.
Задание 2. Раскрой скобки и закончи предложение, вставляя нужный по смыслу союз и расставляя запятые.
- Не спеши языком (торопись делом).
- Лучше скажи мало (хорошо).
- Я люблю весну, солнце (зеленую траву, голубое небо).
- Белка песенки поет (орешки все грызет).
Задание 3. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложений.
Растения луга.
В долинах рек л..жат заливные луга. Там растут ценные к..рмовые травы. Это клевер лисохвост мышиный г..рошек. Они дают сено и удобряют землю.
На х..лмах и на склонах р..чных долин располагаются суходольные луга. Здесь встречается одуванчик конский щавель ромашка колокольчики. Это луговые цв..ты. Они не годятся для сена но радуют глаз.
Ключ к заданию 1.
- В поле было холодно, туманно и ветрено.
2. Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.
- Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую в людей.
- В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие.
Ключ к заданию 2.
- Не спеши языком, а торопись делом.
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Я люблю весну, солнце, зеленую траву, голубое небо.
- Белка песенки поет и орешки все грызет.
Ключ к заданию 3.
Растения луга.
В долинах рек лежат заливные луга. Там растут ценные кормовые травы. Это клевер, лисохвост, мышиный горошек. Они дают сено и удобряют землю.
На холмах и на склонах речных долин располагаются суходольные луга. Здесь встречается одуванчик, конский щавель, ромашка, колокольчики. Это луговые цветы. Они не годятся для сена, но радуют глаз.
- Повторное объяснение материала детям с низким уровнем восприятия и требующим индивидуального подхода.
С этой группой детей учитель работает по учебнику для 5-го класса (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и другие / научный редактор академик РАО Н. М. Шанский. – М., 2003), анализируя приведенный в параграфе № 40 языковой материал.
- Выполнение вместе с детьми последних групп упражнений тренировочного характера.
В качестве дидактического материала используются упражнения № 196, № 197 из названного учебника.
Домашнее задание должно соответствовать тем умениям, которые отрабатывались на уроке, поэтому также дается дифференцированно. Группе детей с высоким уровнем восприятия предлагаем выполнить упражнение № 199, так как в дополнительном задании к нему требуется показать умение с помощью схем обосновывать постановку запятых или их отсутствие. Остальные ребята получают задание выполнить упражнение № 198, выбрав при этом любые 4 предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" (мультимедийная презентация)
Материал для повторения темы "Знаки препинания при однородных членах предложения"...
Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"
Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...