Конспект урока по ФГОС в 5 классе. Тема "На ярмарку за существительным. Повторение."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок откроет удивительный мир существительного. Активные методы обучения помогут учащимся с удовольствием получать новые знания и делиться настроением друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_publikatsiyu_v_sbornikkonspekt_uroka.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Организационная информация
Автор урока: Любарская Ольга Викторовна
Предмет: Русский язык
Класс: 5 класс общеобразовательной школы, 30 обучающихся
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: На ярмарку за существительным. Повторение.
Автор учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская
Тип: комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Имя существительное как часть речи».
Связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Имя существительное как часть речи», совершенствование навыков определения рода, числа, падежа существительного при выполнении письменных работ. Связан с последующими уроками как этап подготовки к контрольной работе по теме «Имя существительное как часть речи».
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Пятиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер.
В познавательной сфере происходят следующие изменения:
- Замедляется темп их деятельности, следовательно, на выполнение определенной работы требуется больше времени.
- Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны и раздражены, у них часто меняется настроение.
Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения.
Цели урока:
- повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном.
- формировать умение применять изученное на практике;
- развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;
- повысить мотивацию к обучению
- совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.
Задачи урока:
Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Имя существительное как часть речи»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока:
Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки употребления существительных в устной и письменной речи, навыки отличать существительные от других частей речи.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Существительные, особенности их употребления в речи, закрепление навыков устной и письменной культуры речи.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
АМО «Психологическая поддержка». (3 мин.)
Цель: Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Весь класс.
Предварительная подготовка: Подготовить свободное пространство.
Технология проведения: Учитель просит детей повернуться лицом друг к другу, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.
Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.
2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.
Учитель: Ребята! Сегодня мы отправляемся с вами на необычную ярмарку не за товарами, а за существительными. (Звучит музыка из народной песни «Золотая ярмарка»)
АМО «Инфо-угадайка». (5 мин.)
Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Весь класс.
Материалы: Рабочие тетради, ручки.
Предварительная подготовка: Записать на доску слова.
Технология проведения: На доске записаны слова. Задача заключается в следующем: найти четвёртое слово, которое относится к третьему, как второе к первому.
Телефон/ ухо = кино/ … (глаза)
Двор/ ворота = дом/ … (дверь)
День/ свет = ночь/ … (тьма)
Весна/ осень = рассвет/ …(закат)
Человек /платье = дерево/ …(листва)
Дружба/ любовь = вражда/ …(ненависть)
Первый продавец встречает нас с заданием.
Учитель: Второй продавец просит вас найти среди записанных слов антонимы. Выпишите их в тетрадь.
(День – ночь, свет – тьма, рассвет – закат, весна – осень,
дружба – вражда, любовь – ненависть).
Учитель: Что объединяет все эти слова?
(Обозначают предмет, отвечают на вопрос ЧТО?)
Учитель: Вспомните, как называется эта часть речи.
(Имя существительное).
Учитель: Помогите мне сформулировать тему.
Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске и в тетрадях.
Учитель: Вспомните, что вы, ребята, знаете об имени существительном. Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.
3 этап. Целеполагание и мотивация.
АМО «Ярмарочные ворота». (10 мин.)
Цель: Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Весь класс.
Материалы: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны желтых осенних листочков, фломастеры, плакат, скотч.
Предварительная подготовка: Подготовить два больших плаката с нарисованными воротами. Обучающимся раздаются вырезанные из бумаги желтые осенние листочки.
Технология проведения: Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на листочках. Те, кто записал, подходят к воротам и при помощи скотча прикрепляют листки. После того, как все ученики прикрепят свои листки, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Учитель: Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «ярмарочных воротах».
- вспомнить, что такое имя существительное;
- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?
- как изменяются имена существительные?
- каким членом предложения может быть?
Ученики размещают на «Ярмарочные ворота» жёлтые осенние листочки, которые символизируют цель урока.
Фаза 2 «Работа над темой»
4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.
Получение новой информации происходит из материала параграфа 20.
АМО «Умею сам». (10 мин.)
Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему. Выяснить и получить обратную связь от учеников.
Весь класс.
Материалы: Учебники, карандаши.
Предварительная подготовка: На доска записать значки: V - знал(а); + - новое для меня; - - думал(а) иначе; ? – осталось непонятным.
Технология проведения: Расставить значки рядом с теоретическим материалом в учебниках.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки. Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.
V- знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе
? – осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
1. Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
2. Какая информация была новой?
3. А о чём вы думали иначе?
4. Что осталось непонятным?
5 этап. Первичная проверка понимания.
6 этап. Первичное закрепление.
АМО «Выбери товар». (10 мин.)
Цель: Научить детей делиться знаниями, закрепить материал.
Весь класс.
Материалы: Экран, рабочие тетради, ручки.
Предварительная подготовка: Записать на экране слова: лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.
Технология проведения: Слова, представленные на экране, необходимо распределить на три группы. Какие? (в соответствии с принадлежностью к определённому роду). Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое обучающихся – у доски. Дополнительное задание: записать транскрипцию выделенных слов.
Учитель: На экране вы видите слова, которые вам необходимо распределить на три группы. Какие? (в соответствии с принадлежностью к определённому роду). Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое обучающихся – у доски.
Лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.
Дополнительное задание: записать транскрипцию выделенных слов.
Словарный диктант.
Учитель: К данным словам подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Луч (солнечный), речь (устная), вещь (новая), карандаш (цветной), рысь (хищная), ночь (тёмная), шалаш (большой), ключ (железный).
Учитель: Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись?
(Ь после шипящих на конце существительных).
Работа с упр. 91. Дети выполняют его в паре: один выписывает 3 существительных во множественном числе, другой – в единственном. Затем осуществляется взаимопроверка.
Тем временем 1 учащийся работает с карточкой.
От данных существительных образовать форму множественного числа: абажур, параш…т, пл…нета, спор…смен, мастер, деталь, п…мидор, скр…пач.
Учитель: Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? Чем необычны названные вами существительные?
(Очки, ворота, дрова; лапша, горох)
(Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного)
Учитель: Что вы вспомнили, выполняя эту работу?
(Существительные изменяются по числам).
Физкультминутка «Ярмарочная карусель». (3 мин)
Цель: Ощутить свою принадлежность к группе, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой на работу.
Весь класс.
Предварительная подготовка: Подготовить пространство.
Технология проведения: Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать карусель. Затем он предлагает «построить» карусель втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Карусель».
Звучит народная песня «Ехал на ярмарку ухарь-купец».
Учитель: Попрошу Вас встать и образовать пары, придумать и показать карусель. Затем «постройте» карусель втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. А теперь, все возьмитесь за руки, сделайте круг и поднимите руки вверх, изображая «Карусель».
4) Учитель: 1 учащийся пишет на доске все падежи, 2 – вопросы к ним, 3 – примеры.
Учитель: А теперь посмотрите на тексты, напечатанные на листиках, лежащих на ваших столах. Укажите падежи имён существительных.
Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. (На экран выводятся предложения, дети проверяют себя).
Предложения:
и.п т.п.
1) Белая берёза под моим окном
т.п. т.п.
Принакрылась снегом, точно серебром.
п.п. п.п.
2) Идём во тьме и в тишине.
т.п. и.п.
3) Под ногами хрустит снег.
и..п. п.п. т.п.
4) Холодный месяц на сосне корабликом стоит.
5) Учитель: Ребята, а почему у каждого падежа 2 вопроса?
Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.
На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?
(Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь).
Устная работа.
Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
Труба (трубач), помощь, камень, баян, вклад, Москва, журнал.
Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?
(Суффикс).
6) Учитель: Идём, ребята, дальше! Чтобы прокатиться на карусели, вам надо выполнить задание от билетера. На экране слова, записанные в два столбика. Необходимо стрелочками соединить синонимы. Один обучающийся работает с интерактивной доской, дети – в тетрадях.
Профессия холод
Слабость специальность
Стужа тоска
Скука бессилие
Манеж автор
Учитель: Сделайте соответствующие разборы.
7) Учитель: И снова, ребятки, посмотрите на ваши парты. На них лежат ещё одни листочки с текстом. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных. Какое правило нам необходимо вспомнить? Какие слова-помощники мы знаем? (1 скл. –земля, стена; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – глушь). Это, дети, самостоятельная работа. Выполнив, листочки сдайте.
Где очки у тёт… Вал…?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка на подушк…,
На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,
В старом лукошк…, в миск… у кошк… .
Искала и в беседк…, спросила у соседк… .
А они на самом деле
У неё на лбу сидели!
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
7 этап. Рефлексия.
АМО «Дерево целей». (4 мин.)
Цель: Осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
Весь класс.
Материалы: Ручки.
Предварительная подготовка: Подготовить рефлексивные листы.
Технология проведения: Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы - ставим ? Затем ученики выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.
Учитель: А теперь все возьмите лист рефлексии, где вы формулировали цель, если цель достигли, то поставьте +, если нет - ставьте -, если остались вопросы - ставьте ?
Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.
В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.
Способ реализации:
Формулировка цели урока | + | - |
|
1. 2 3 |
|
| 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла) 3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла) 4. Я ничего не понял. (2 балла) |
8 этап. Домашнее задание с АМО.
Придумать свою игру по типу «Верю не верю» по теме «Имя существительное».
№1 Упражнение №96 или 89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ФГОС 5 класс ЗПР
Конспект урока по ФГОС для 5 класса с ЗПР...
план конспект по ФК (ФГОС) 2 класс. Тема: Кувырок вперед в групперовке
конспект урока во втором классе по физической культуре....
Конспект урока по русскому языку по теме «Не с существительными ».
Цель:-Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания "не" с именами существительными.-Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное; развивать ...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Конспект урока по русскому языку на тему «Лексика. Обобщение и повторение»
Разработанный урок поможет при подготовке и проведении урока русского языка в 5 классе...