Комплекс планов-конспектов уроков на тему "Местоимение" с мультимедийным приложением (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Паршина Лилия Алексеевна
Комплекс планов-конспектов уроков на тему "Местоимение" с мультимедийным приложением (6 класс): - конспект урока - презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Г.В. Зимина» города Калуги

План-конспект урока

По русскому языку

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

для 6 класса

на 2015 – 2016 учебный год

                                                                    Паршина Лилия Алексеевна

                                                                   учитель русского языка

и литературы

                                                             

КАЛУГА

2015

План:

1  Оргмомент 2-3 минуты.

2  актуализация знаний учащихся: 10 мин

      - фронтальный опрос (повторение изученного)

     - вывод-переход

3  основное содержание: 20 мин

     -  целевая установка

     - знакомство с новой темой (на примере словосочетаний)

    - формулирование выводов;

4 закрепление: выполнение упражнения  

5 подведение итогов, домашнее задание  

 

Цели:

1 образовательная: повторение и систематизация знаний о разрядах местоимений, сформировать понятие местоимение-прилагательное и местоимение-числительное;

2 развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

3 воспитательная: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;

Тип урока: комбинированный (урок-повторение, урок-объяснение нового материала)

Методы: объяснение, анализ, беседа, наблюдение, упражнение.

Приемы: повторение (опрос, словарная работа), оценка

Оборудование: учебная доска, мел, учебник

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

-Добрый день, садитесь пожалуйста!

Ученики встают и садятся на свои места.

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какую часть речи вы изучали на прошлом уроке?

Что обозначают числительные?

На какие вопросы отвечает числительное?

Какие разряды числительных по составу вы знаете?

А какие разряды по значению?

Какие непостоянные морфологические признаки мы определяем у числительных?

У всех ли числительных мы определяем число?

Хорошо, теперь вспомним, что вы знаете об имени прилагательном. Какого общее грамматическое значение прилагательного?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяются прилагательные?

В какой морфеме отражается изменение?

В разговоре мы употребляем разные части речи. Из 6 самостоятельных частей речи, каждая что-то обозначает, а одна из них  не обозначает, а что делает?

Какая это часть речи?

В этом году вы уже познакомились с местоимениями-существительными. Давайте вспомним, на что указывает местоимение-существительное?

Как изменяется местоимение-существительное?

Хорошо, теперь проведем небольшую словарную работу. Подписываем в тетрадях число, классная работа.

          К доске, остальные работают в тетрадях.

Кое-что узнал, ничего не делает, некого приглашать, двадцать пять миллионов, ни у кого не вызвал восхищения, четверо друзей, в восемнадцатом веке, ни для кого не секрет, с обеими подругами, трёмстам восьмидесяти пяти ученикам.

Отметим местоимения-существительные. Есть ли ошибки? (Если есть исправляем вместе) . Спасибо, садись.

- числительные

-число, количество, порядок при счете.

Сколько? Который?

 Простые, сложные, составные

Количественные(целые, дробные, собирательные), порядковые

Падеж, род, число.

У порядковых.

Обозначает признак предмета

Какой, какая, какое, какие

По родам, падежам и числам

В окончании

Указывает

Местоимение

На предмет, на лицо

По числам, родам, падежам

Открывают тетради. Записывают число, классная работа.

Один ученик у доски, остальные в тетрадях пишут под диктовку.

Подчеркивают местоимения-существительные.

Объяснение

Закрепление. Выполнение упражнений.

Развитие речи

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Мы повторили, что знали о числительных и прилагательных, вспомнили правописание местоимений-существительных.  Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

На доске записаны словосочетания. Найдем все местоимения. Поставим их в начальную форму, зададим вопрос к ним.

С моего разрешения

На всякий случай

Никаких возражений

Этот рассказ

Поставим местоимения в начальную форму и сравним с прилагательными. Какую форма слова мы называем начальной?

Итак, в первом словосочетании найдем местоимение. Какой вопрос зададим к нему?

С моего разрешения. Поставим слово в начальную форму. 

Зададим вопрос. С разрешения (чьего?) моего. На что указывает местоимение? Какова синтаксическая функция? Похоже на прилагательное?  

В чем сходство?

На всякий случай. На какой вопрос отвечает? На что указывает? Какова синтаксическая роль? Есть сходство с прилагательным?

Этот рассказ

На что оно указывает?

Какую синтаксическую функцию выполняет в предложении? Опять видим, что есть сходства с прилагательным.

Сделаем вывод. К какому разряду отнесем эти местоимения?

По каким признакам мы может отнести к этом разряду?

Хорошо. Теперь посмотрим на следующие слова.

Несколько килограммов яблок

Сколько-нибудь штук

Пробежал столько же километров

Выделим тут местоимения.

Несколько килограммов яблок. Зададим вопрос  килограммов (сколько?) несколько. На что указывает это местоимение?  На какую часть речи похоже это местоимение, если отвечает на вопрос сколько? И указывает на количество?

 

Пробежал столько же километров.

Сделаем вывод. К какому разряду мы отнесем эти местоимения?  

По каким признакам?

Хорошо. А в чем все-таки отличие прилагательных и числительных  от местоимений-прилагательных   и местоимений-числительных?

Открываем учебники на странице 182. № 423. Выпишите в один столбик местоимения-существительные, а в другой местоимения-прилагательные.

Мс мы, нас, он, что, он, без нас, мы, с нами.

Мп на эти, любую, все, нашему, наш.

Спрашиваю по одному предложению.

Теперь составьте предложение, используя

Местоимение-прилагательное или местоимение числительное. Запишите предложение в тетрадь.

Итак, мы сегодня познакомились с двумя разрядами местоимений. Назовите ключевые слова урока.

Домашним заданием будет выучить определение на стр 181 и письменное  упражнение 424.

Все сегодня работали хорошо, оценки за урок……..

 спасибо, до свидания.

 

Местоимения-прилагательные

Местоимения-числительные

Муж. род, ед. число, им. падеж

Мой

На признак

Определение.

Да.

Указывает на признак предмета, отвечает на вопрос чей?  является определением.

Всякий. На случай (какой?) всякий. Указывает на признак. Отвечает на вопрос какой? Является определением. Да, есть

этот. Рассказ (какой?) этот

На признак. Отвечает на вопрос какой? Определение

Местоимения-прилагательные.

Указывает на признак предмета, отвечает на вопросы какой? Чей? является определением.

На количество

На числительное.

Столько. Отвечает на вопрос сколько? Указывает на количество.

Местоимения-числительные

Отвечает на вопрос Сколько? Указывает на количество.  

Местоимения указывают на признак или количество

Читают по предложению, выбирают местоимения. Записывают в тетрадь.

Составляют и записывают предложения

Местоимения-числительные

И местоимения-прилагательные

Записывают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...