День славянской письменности
методическая разработка по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности, поможет при подготовке к этому замечательному празднику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ
«Мы славяне»
(общешкольный праздник)
Учитель - Исаева Л.В.
-1-
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (слова М. Матусовского,
музыка В.Баснера)
1-й ведущий. Здравствуйте, люди добрые! Мы рады вас приветствовать на нашем празднике! А как вы думаете, чему он будет посвящён?
2-й ведущий. Правильно – Родине. Родина наша – это страна, в которой мы живём. И зовётся она (все вместе) …Россия!
1-ведущий. Россия, русские, русичи…
2-й ведущий. Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовёмся мы – россияне,
Издревле, кто мы? (показывает на название праздника)
1-й ведущий. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом,
Слава им, борцам суровым!
Слава русской старине!
2-й ведущий. Сегодня мы ещё раз окунёмся в русскую старину, жизнь и культуру наших предков.
1-й ведущий. Нынче к нам на огонёк
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок.
Может, в нём таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нём!
Мы сейчас её прочтём.
2-й ведущий. Здесь, друзья, таится клад,
И сокровища лежат.
А какие – угадайте,
Но сундук не открывайте,
А взгляните лишь на крышку:
Коли есть чуть- чуть умишко
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь вы разберёте!
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.
-2-
(сундучок поворачивается так, чтобы была видна надпись в сплетениях узора—«ПИСЬМЕННОСТЬ»)
1-й ведущий. Письменность –это величайшее сокровище из всех, которыми сумел овладеть человек.
2-й ведущий. Письменность появилась не сразу. А сундучок-то не простой! Как бы нам его открыть?
1-й ведущий. Наверное, надо загадку загадать. Тогда он и откроется.
2-й ведущий. Чёрные, прямые, от рождения немые,
Встанут в ряд – заговорят.
(обращается к ребятам)
1-й ведущий. Ребята, посмотрите – на конверте написано:
«Эти буковки для тех,
Кто играет лучше всех!»
2-й ведущий. На каждой карточке спрятано по одному слову: «Кирилл», «Мефодий».
1-й ведущий. Почему, как вы думаете, имена именно этих святых спрятаны в сундучке с названием «письменность»?
2-й ведущий. Славяне знают имена двух великих предков Кирилла и Мефодия -- создателей славянской азбуки.
1-й ведущий. Русский народ отдаёт дань памяти и благодарности «славянских стран учителям…»
2-й ведущий. (на фоне колокольного звона)
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
1-й ведущий. Кто такие братья Кирилл и Мефодий? Почему они решили взяться за такое кропотливое и трудоёмкое дело, как создание славянской письменности? Какую цель они при этом преследовали? Об этом нам расскажут ученики 6 и 7 классов.
-3-
1-й ученик. Родились Константин и Мефодий давным –давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Солоники). В детстве оба ни в чём не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить
любое желание.
2-й ученик. Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашённые отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии, основным населением которой были славяне.
1-й ученик. Не отставал от Мефодия и младший брат Константин. Он тоже получил домашнее образование, и учителя нарадоваться не могли тому, как
Он быстро постигает научные премудрости, легко разбирается в книгах, которые не всякому взрослому грамотею по плечу. Константину не было ещё и пятнадцати лет, когда его с согласия отца пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался вместе с малолетним сыном императора Михаила.
2-й ученик. Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближённые к императорскому дому, они бы ни в чём не нуждались.
1-й ученик. Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.
3-й ученик. Однажды Константин сказал: «Живут на огромных территориях славянские племена, а письменности своей не имеют. Почему? Ведь их же просвещать надобно! Надо донести до них силу слова Божьего на их родном языке.»
4-й ученик. Старший брат его Мефодий ответил: «Да, у каждого народа должна быть своя письменность и Священное Писание на родном языке. Но всё это не так просто. Тот, кто возьмётся за столь великое дело, для начала должен создать письменность. Если позволишь, я помогу тебе.»
3-й ученик. Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела», -- сразу решили братья.
-4-
4-й ученик. Потрудиться им пришлось немало. В славянских говорах есть звуки, которые отсутствуют в греческом языке и в латыни. Для таких звуков Кирилл
и Мефодий придумали новые буквы. День за днём стояли братья бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.
3-й ученик. Наконец все сорок три буквы славянской азбуки были созданы.
В этой азбуке были уникальные буквы для обозначения звуков «Б», «Ж», «Ю», «Ш», «З», «У», «Ц»,»Ч». Таких букв нет ни в латыни, ни в греческом языке.
4-й ученик. После создания славянской азбуки Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию. Таким образом, письменность на земле Русской началась священным Писанием.
3-й ученик. Библия стала воистину Первой книгой, Книгой книг: по ней наши далёкие предки постигали грамоту, веру, жизненные нормы.
1-й ученик. По разным славянским землям прошли неутомимые братья. И всюду они несли людям слово Божье, проповедовали и прославляли Христову веру. Там, где побывали Константин и Мефодий, славяне изъявляли желание креститься. В разных славянских странах получила распространение изобретённая Константином азбука – кириллица. При князе Игоре в X веке дошла она и до Руси.
2-й ученик. Как умер Константин, в точности неизвестно, но, вероятнее всего, он был отравлен противниками, которые были не согласны с проведением богослужений на славянском языке. Перед кончиной Константин «облекся в святой иноческий образ» и принял новое имя – Кирилл.
1-й ученик. Мефодий прожил более долгую жизнь, чем брат, всецело посвятив её служению Богу. Он счастливо избежал смерти в Баварии, где его пытались убить. Только смерть помешала Мефодию продолжить отстаивать интересы славянской книжности.
2-й ученик. За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.
2-й ведущий. Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелёгкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов.
-5-
1-й ведущий. Славянская азбука –память о нашей славной истории, наша святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно сохранить.
Родной язык, родные звуки –
Отца и матери язык,
Которым с детства радость, муки
И мысль я выражать привык.
2-й ведущий. Но самая большая тайна уникальной славянской азбуки заключается в том, что каждая её буква -- это не только звук, но и слово. Эту тайну мы обязательно откроем вам чуть позже.
1-й ведущий. «Быть русским – значит не только говорить по- русски, но воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие…»
(звучит песня «Вижу чудное приволье…»)
2-й ведущий. Русский народ преподносит в знак благодарности создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию сокровища земли Русской и творения рук своих.
1-й ведущий. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идёт.
(выходят дети, представляющие гжельскую керамику)
-- Мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли к вам на поклон.
А деревня наша Гжель Небо гжельское такое
Не за тридевять земель. Лучезарно-голубое
Под Москвою мы живём, В речке синяя водица,
Глину месим и поём. Так и хочется напиться.
И игрушки, и посуду Ну а только лето будет
Прославлять и вам здесь будем. Голубица там и тут.
Очень любим синий цвет, Вот поэтому нас люди
Потому что краше нет. Гжелью синею зовут.
-6-
(выходят дети, представляющие дымковские игрушки)
Много сказочных мест в России, Возле речки Вятки есть один посёлок,
Городов у России не счесть, Окаймлён лесами уголок весёлый,
Может, где-то бывает красивей, Мужики там сдревле печи мастерили,
Но не будет роднее, чем здесь. На забаву деткам петушков лепили.
Слобода та в дымке поутру купалась,
И за это Дымковской сстари называлась.
Люди работящие в той слободке жили,
С удалью лихие пляски заводили.
( под мелодию песни «Сапожки русские» выходит группа детей,
представляющих хохломскую посуду)
Стоит студёная зима, Ладья – цветущий хвост, корма,
Снежинки крутит буйный ветер, Нос – петушиная головка.
А солнечная Хохлома Плывёт по лету Хохлома,
Напоминает нам о лете. Расписанная очень ловко.
Грустят деревья и дома, Бочонок солнечен весьма,
Невесел минусовый градус, На нём цветы и земляника.
Но сохраняет Хохлома Семёновская Хохлома
В ромашках, в ложках, в плошках – Радость! Вся золотисто- краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.
2-й ведущий. Люди добрые! Собрались мы здесь и поведали вам мысли мудрые народные, чтобы знали вы о русичах и сокровищах, в их руках хранимые, и гордилися Русью- матушкой! А сейчас мы вам откроем великую тайну славянской азбуки.
Если все буквы славянской азбуки поставить в алфавитном порядке, то получится не просто современная азбука, а таинственное зашифрованное послание наших предков. Вот как оно звучит:
«Я познал буквы: письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь».
(праздник заканчивается песней «Гляжу в озёра синие» на муз .
Л.Афанасьева, сл. И. Шафрана)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День славянской письменности и культуры"
Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...
День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»
День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...
Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры
презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Материал для оформления тематического стенда к Дню Славянской Письменности; можно использовать как раздаточный материал при подготовке классного часа, информационной линейки и т.п....
Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.
В материале урока содержится демонстрация учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации, знакомство учащихся с миссией просветителе...
День славянской письменности и культуры в России
«Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...
День славянской письменности и культуры. Великие просветители
Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....