Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку  и Программы общеобразовательных учреждений  по русскому языку  для 10-11 класса Н.А.Николиной М.: Просвещение, 2011г к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А., Русский язык 10-11 классы  , изданной  в сборнике «Программы для  общеобразовательных учреждений» А.И. Власенков,  Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_10_ispravlena.docx58.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ангарск-2014

Содержание

Раздел I. Пояснительная записка

Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса

Раздел III. Учебно-тематический план

Раздел IV. Календарно-тематический план

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 10  класса 

Раздел VI. Формы и средства контроля

Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения

Приложение

Раздел I. Пояснительная записка  

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку  и Программы общеобразовательных учреждений  по русскому языку  для 10-11 класса Н.А.Николиной М.: Просвещение, 2011г к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А., Русский язык 10-11 классы  , изданной  в сборнике «Программы для  общеобразовательных учреждений» А.И. Власенков,  Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина).  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программное и учебно-тематическое оснащение учебного плана

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

8

3

-

-

Программы общеобразовательных учреждений  по русскому языку  для 10-11 класса Н.А.Николиной , изданной  в сборнике «Программы для  общеобразовательных учреждений» А.И. Власенков,  Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина   М.  «Просвещение», 2011

Русский язык. 10-11 классы: учебн. Для  общеобразоват. Учреждений./Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А.  М.: Просвещение,2012

 Русский язык. 10-11 классы: учебн. Для  общеобразоват. Учреждений./Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А.  М.: Просвещение,2012

   Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Упражнения и комментарии / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2009.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей МБОУ "СОШ № 14":

Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

 осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

 расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения основных разделов лингвистики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка;

 овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);

 овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.).

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков,   а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного    р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. 

Общеучебные компетенции и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский  язык  выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  компетенции:

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

  Приоритетной задачей   обучения в основной школе  является  развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся; коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Авторская программа  по русскому  языку  для  10-11 классов  рассчитана  на 122 часа  ( 55 часов  в 10 классе,  67  часов  в 11 классе).  Базисный  план  предлагает  на изучение  курса русского  языка  в 10 классе 34 часа  ( 1  час  в неделю).

Рабочая программа по русскому языку   для 10 класса рассчитана на  34  часа  (1 час  в неделю).

Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на  развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать надпредметные компетенции.

Основные формы организации учебного процесса представлены  ниже:

индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные

(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;

работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);

орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).


Раздел III. Учебно-тематический план

Тема

Теоретические часы, практикумы

Самостоятельные работы

Контрольные работы, педагогическая диагностика

Конечный результат по разделу

Общие сведения о языке ( 3 часа)

Введение. Русский язык в современном мире.

1

работа с картой урока

зачет

Знать значение русского языка в современном мире: в международном и межнациональном общении. значения активных процессов в русском языке на современном этапе.

Уметь выполнять различные виды лингвистического разбора

Стили и типы речи.

1

работа с картой урока

Тест

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

1

работа с картой урока

тест

Лексика и фразеология ( 2 часа)

Лексика.

1

работа с картой урока

зачет

Знать смысловые отношения между словами. Понятие Лексическая и стилистическая синонимия.

Уметь выполнять лексический разбор, Нормативно употреблять слова и фразеологизмы в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Словари русского языка.

1

работа с картой урока

зачет

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. 1 час

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

работа с картой урока

зачет

Понимание особенностей русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения

Морфемика, словообразование, орфография ( 12 часов)

работа с картой урока

Тест

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.

1

работа с картой урока

тест

Знать принципов русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный). Основные принципы и нормы современной русской орфографии Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), Знать выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Уметь Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Словообразовательный разбор.

Употребление Ъ и Ь.

1

работа с картой урока

зачет

Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов.

1

работа с картой урока

Тест

Правописание гласных в корне слова.

1

работа с картой урока

тест

Правописание гласных после шипящих и Ц.

1

работа с картой урока

зачет

Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные.

1

работа с картой урока

Тест

Международные словообразовательные элементы. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме.

1

работа с картой урока

тест

Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ -.

1

работа с картой урока

зачет

Буквы Ы и И после приставок.

1

работа с картой урока

Тест

Буквы Е и О после шипящих и Ц.

1

работа с картой урока

тест

Правописание сложных слов. Правила переноса слов.

1

работа с картой урока

тест

Морфология (15 ч.)

Имя существительное.

1

работа с картой урока

зачет

Знать Принципы русской орфографии. Постоянные и непостоянные признаки  частей  речи.

Уметь систематизировать знания о частях речи. Понимать Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Выполнять Морфологический разбор частей речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Понимать особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи.

Имя прилагательное.

1

работа с картой урока

Тест

Имя числительное.

1

работа с картой урока

тест

Местоимение.

1

работа с картой урока

зачет

Спряжение глагола.

1

работа с картой урока

Тест

Правописание глаголов.

1

работа с картой урока

тест

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.

1

работа с картой урока

зачет

Краткие и полные страдательные причастия. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

1

работа с картой урока

Тест

Значение и употребление деепричастий.

1

работа с картой урока

тест

Наречие.

1

работа с картой урока

зачет

Тематический  тест «Самостоятельные части речи».

1

работа с картой урока

Тест

Предлоги.

1

работа с картой урока

тест

Союзы.

1

работа с картой урока

зачет

Частицы

1

работа с картой урока

Тест

Повторение и обобщение изученного ( 2 часа)

Повторение и обобщение изученного

2

работа с картой урока

Тест

Раздел IV. Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Русский язык в современном мире.

1

Совершенствование ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический

Понимание значения русского языка в современном мире: в международном и межнациональном общении.

04/09

2

Стили и типы речи.

1

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм

Объяснительный диктант

Восстановление и закрепление умения выполнять различные виды лингвистического разбора

11.09

3

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи

Тематический контроль

Понимание значения активных процессов в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические

18.09

4

Лексика. Тест

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

Восстановить и закрепить умение выполнять лексический разбор, Определение смысловых отношений между словами

25.09

5

Словари русского языка.

1

Совершенствование ЗУН

Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

Восстановить и закрепить умение Нормативно употреблять слова и фразеологизмы в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова. Лексическая и стилистическая синонимия.

02.10

6

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. Тест.

1

Совершенствование ЗУН

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Тематический контроль, тест

Понимание особенностей русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения

09.10

7

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Объяснительный диктант

Понимание принципов русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный). Основные принципы и нормы современной русской орфографии

16.09

8

Употребление Ъ и Ь.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений

Тематический контроль, тест

Восстановить и закрепить Понятие орфограмма. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов),

23.10

9

Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Объяснительный диктант

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Словообразовательный разбор.

30.10

10

Правописание гласных в корне слова.

1

Совершенствование ЗУН

Практическая  работа

Тематический контроль, тест

Знать выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

13.11

11

Правописание гласных после шипящих и Ц. Практическая  работа

1

Совершенствование ЗУН

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Объяснительный диктант

20.11

12

Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные.

1

Совершенствование ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль, тест

Знать Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.

27.11

13

Международные словообразовательные элементы. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме.

1

Комбинированный урок

Практическая  работа

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

Знать ыразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

04.12

14

Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ -.

1

Комбинированный урок

Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Словообразовательный разбор.

11.12

15

Буквы Ы и И после приставок. Тест  в формате ЕГЭ

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Тематический контроль, тест

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Словообразовательный разбор.

18.12

16

Буквы Е и О после шипящих и Ц.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

25.12

17

Правописание сложных слов. Правила переноса слов.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль, тест

15.01

18

Тематический  тест по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография».

1

Контрольный урок

Тематический контроль, тест

22.01

19

Имя существительное. Образование форм множественного числа  у существительных  мужского  рода

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Тематический контроль, тест

Уметь систематизировать знания о частях речи. Понимать Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

29.01

20

Имя прилагательное. Правописание суффиксов  имен  прилагательных

1

Комбинированный урок

Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений

Тематический контроль, тест

Уметь систематизировать знания о частях речи. Понимать Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

05.02

21

Имя числительное. Правописание  и употребление.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Практическая  работа

Тематический

Систематизация знаний Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

12.02

22

Местоимение. Особенности употребления. Практическая  работа

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль, тест

Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числи тельном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении.

19.02

23

  Глагол. Спряжение глагола. Особенности употребления  форм глагола.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Практическая  работа

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

Понимать особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи.

26.02

24

Правописание глаголов.

1

Урок  обобщения

Составление таблицы, словарная работа,

Тематический

05.03

25

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.  Тест

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

12.03

26

Краткие и полные страдательные причастия. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Тематический контроль, тест

02.04

27

Значение и употребление деепричастий.  Тест

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический

Понимать особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи.

09.04

28

Наречие. Употребление и правописание.

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

16.04

29

Тематический  тест «Самостоятельные части речи».

1

Контрольный урок

Практическая работа

23.04

30

Предлоги.  Особенности употребления  и правописания

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана

Тематический контроль, тест

Понимать особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.

30.04

31

Союзы. Употребление и правописание союзов

1

Урок  обобщения и систематизации ЗУН

Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений

Тематический

07.05

32

Частицы. Раздельное и дефисное   написание  частиц

1

Урок  обобщения

Практическая  работа

Тематический

14.05

33

 НЕ  с разными частями речи Повторение и обобщение изученного.

1

Комбинированный  урок

Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов.

Знать Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.

21.05

34

Итоговый контрольный тест  в формате ЕГЭ

1

Контрольный урок

Контрольный  тест

Тематический контроль, тест

28.05

Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса

Содержание 
Общие сведения о языке (3 ч.)

Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).

Лексика и фразеология (2 ч.)

Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.

Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.

Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.

Лексическая и стилистическая синонимия.

Орфоэпия (1 ч.)

Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).

Нормативные словари русского языка и справочники.

Морфемика, словообразование, орфография (12 ч.)

Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).

Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.

Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.

Словообразовательный разбор.

Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.

Морфология (15 ч.)

Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.

Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числи тельном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.

Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.

Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.

Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.

Повторение и систематизация изученного в 10 классе (2 ч.)

Систематизация и обобщение изученного в 10 классе. Написание контрольного диктанта.

Литература:

 1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.  М., Просвещение, 2011 год.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.

4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.

6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.

7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.

8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.

9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.

10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.

11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.

12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012



Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса русского языка в   X  классе учащиеся должны:

  • иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
  • знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • знать  языковые нормы,  уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные  нормы современного русского литературного языка;
  • обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
  • овладеть функциональными стилями речи;
  • уметь  создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
  • уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  •  осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • выполнять практические задания из КИМов;
  • осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
  • производить информационную переработку устного и письменного текста;
  • создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
  • создавать  устные высказывания  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  •  создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.


Литература:

 1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.  М., Просвещение, 2011 год.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.

4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.

6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.

7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.

8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.

9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.

10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.

11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.

12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012

Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса основной школы по русскому языку

Раздел VI. Формы и средства контроля

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 10 -ом классе следующие:

  • диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, "Проверяю себя");
  • тест, экспресс-тесты по темам;
  • проверочная работа с выборочным ответом;
  • комплексный анализ текста;
  • сжатое и выборочное изложение;
  • изложение с элементами сочинения-рассуждения;
  • сочинение в формате ЕГЭ ( часть С);
  • сочинение на морально-этическую тему;
  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;
  • сочинение-рассказ на свободную тему;
  • устное высказывание на лингвистическую тему.


Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc.
  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы / Пособие для изучения русского языка в старших классах, 2012 Просвещение

  1. Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку. Орфография: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. 10 класс Вербум-М» 2011
  2. Т. В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по р. яз : 10 кл,/ к пособию для занятий по р.яз.  в старших классах В.Грекова,С.Крючкова,. Л. Чешко Серия «Учебно-методический комплект», «Экзамен» 2004
  3. Г. В. Цветкова Русский язык. 10-11 классы : развернутое тематическое планирование по учебнику В.Грекова, С.Крючкова, Л. Чешко«Учитель» 2011
  4. И.Цыбулько ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
  5. И.Цыбулько ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
  6. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова Русский язык: анализ текста. «Сага»
  1. Ю. Н. Гостева Русский язык. Решение
  1. сложных задач Интеллект-Центр Интернет-учебник.
  2. Загоровская О.В. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С
  3. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru
  4. Официальный портал Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru/
  5. Д.Гущин РЕШУ ЕГЭ http://reshuege.ru/
  6. Интернет-  учебник. Синтаксис  и пунктуация. http://www.licey.net/russian/syntax/List
  7. Про школу . Интернет- порталhttp://www.proshkolu.ru/


Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета "Первое сентября".

     http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.

      claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5 Изложения для 5-11 классов.

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...