Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 класса Н.А.Николиной М.: Просвещение, 2011г к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А., Русский язык 10-11 классы , изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений» А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_10_ispravlena.docx | 58.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Ангарск-2014
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Раздел III. Учебно-тематический план
Раздел IV. Календарно-тематический план
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
Раздел VI. Формы и средства контроля
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
Приложение
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 класса Н.А.Николиной М.: Просвещение, 2011г к учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А., Русский язык 10-11 классы , изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений» А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программное и учебно-тематическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8 | 3 | - | - | Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 класса Н.А.Николиной , изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений» А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина М. «Просвещение», 2011 | Русский язык. 10-11 классы: учебн. Для общеобразоват. Учреждений./Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. М.: Просвещение,2012 | Русский язык. 10-11 классы: учебн. Для общеобразоват. Учреждений./Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. М.: Просвещение,2012 Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Упражнения и комментарии / Д.Э. Розенталь,– М.: ООО «Издательство «Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование» , 2009. |
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей МБОУ "СОШ № 14":
Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
∙ осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
∙ расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения основных разделов лингвистики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; углубление представлений старшеклассников о стилях современного русского литературного языка;
∙ овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях);
∙ овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации, редактирование текста и др.).
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Общеучебные компетенции и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные компетенции:
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Приоритетной задачей обучения в основной школе является развитие речевой и мыслительной деятельности обучающихся; коммуникативных компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Авторская программа по русскому языку для 10-11 классов рассчитана на 122 часа ( 55 часов в 10 классе, 67 часов в 11 классе). Базисный план предлагает на изучение курса русского языка в 10 классе 34 часа ( 1 час в неделю).
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Предпочтительная технология – проблемное обучение (А. Осборн), которая нацелена на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, реализуется посредством последовательного и целенаправленного выдвижения перед обучающимися познавательных задач (использование технологических карт урока), разрешая которые обучающиеся активно (и самостоятельно) усваивают знания, умения, компетенции. Вторая технология – технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов), позволяющая алгоритмизировать самостоятельное решение учебных задач и, соответственно, развивать надпредметные компетенции.
Основные формы организации учебного процесса представлены ниже:
индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные
(работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);
орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей).
Раздел III. Учебно-тематический план
Тема | Теоретические часы, практикумы | Самостоятельные работы | Контрольные работы, педагогическая диагностика | Конечный результат по разделу | |||
Общие сведения о языке ( 3 часа) | |||||||
Введение. Русский язык в современном мире. | 1 | работа с картой урока | зачет | Знать значение русского языка в современном мире: в международном и межнациональном общении. значения активных процессов в русском языке на современном этапе. Уметь выполнять различные виды лингвистического разбора | |||
Стили и типы речи. | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Лексика и фразеология ( 2 часа) | |||||||
Лексика. | 1 | работа с картой урока | зачет | Знать смысловые отношения между словами. Понятие Лексическая и стилистическая синонимия. Уметь выполнять лексический разбор, Нормативно употреблять слова и фразеологизмы в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. | |||
Словари русского языка. | 1 | работа с картой урока | зачет | ||||
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. 1 час | |||||||
Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. | работа с картой урока | зачет | Понимание особенностей русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения | ||||
Морфемика, словообразование, орфография ( 12 часов) | работа с картой урока | Тест | |||||
Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. | 1 | работа с картой урока | тест | Знать принципов русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный). Основные принципы и нормы современной русской орфографии Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), Знать выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Уметь Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Словообразовательный разбор. | |||
Употребление Ъ и Ь. | 1 | работа с картой урока | зачет | ||||
Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов. | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Правописание гласных в корне слова. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Правописание гласных после шипящих и Ц. | 1 | работа с картой урока | зачет | ||||
Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Международные словообразовательные элементы. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ -. | 1 | работа с картой урока | зачет | ||||
Буквы Ы и И после приставок. | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Буквы Е и О после шипящих и Ц. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Правописание сложных слов. Правила переноса слов. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Морфология (15 ч.) | |||||||
Имя существительное. | 1 | работа с картой урока | зачет | Знать Принципы русской орфографии. Постоянные и непостоянные признаки частей речи. Уметь систематизировать знания о частях речи. Понимать Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Выполнять Морфологический разбор частей речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Понимать особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. | |||
Имя прилагательное. | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Имя числительное. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Местоимение. | 1 | работа с картой урока | зачет | ||||
Спряжение глагола. | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Правописание глаголов. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. | 1 | работа с картой урока | зачет | ||||
Краткие и полные страдательные причастия. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Значение и употребление деепричастий. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Наречие. | 1 | работа с картой урока | зачет | ||||
Тематический тест «Самостоятельные части речи». | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Предлоги. | 1 | работа с картой урока | тест | ||||
Союзы. | 1 | работа с картой урока | зачет | ||||
Частицы | 1 | работа с картой урока | Тест | ||||
Повторение и обобщение изученного ( 2 часа) | |||||||
Повторение и обобщение изученного | 2 | работа с картой урока | Тест |
Раздел IV. Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||
1 | Введение. Русский язык в современном мире. | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | Понимание значения русского языка в современном мире: в международном и межнациональном общении. | 04/09 | ||
2 | Стили и типы речи. | 1 | Урок систематизации и обобщения изученного материала | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм | Объяснительный диктант | Восстановление и закрепление умения выполнять различные виды лингвистического разбора | 11.09 | ||
3 | Понятие о норме литературного языка. Типы норм. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи | Тематический контроль | Понимание значения активных процессов в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические | 18.09 | ||
4 | Лексика. Тест | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | Восстановить и закрепить умение выполнять лексический разбор, Определение смысловых отношений между словами | 25.09 | ||
5 | Словари русского языка. | 1 | Совершенствование ЗУН | Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | Восстановить и закрепить умение Нормативно употреблять слова и фразеологизмы в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова. Лексическая и стилистическая синонимия. | 02.10 | ||
6 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. Тест. | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Тематический контроль, тест | Понимание особенностей русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения | 09.10 | ||
7 | Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Объяснительный диктант | Понимание принципов русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный). Основные принципы и нормы современной русской орфографии | 16.09 | ||
8 | Употребление Ъ и Ь. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | Тематический контроль, тест | Восстановить и закрепить Понятие орфограмма. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), | 23.10 | ||
9 | Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Объяснительный диктант | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Словообразовательный разбор. | 30.10 | ||
10 | Правописание гласных в корне слова. | 1 | Совершенствование ЗУН | Практическая работа | Тематический контроль, тест | Знать выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. | 13.11 | ||
11 | Правописание гласных после шипящих и Ц. Практическая работа | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Объяснительный диктант | 20.11 | |||
12 | Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль, тест | Знать Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка. | 27.11 | ||
13 | Международные словообразовательные элементы. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | Знать ыразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. | 04.12 | ||
14 | Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ -. | 1 | Комбинированный урок | Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Словообразовательный разбор. | 11.12 | ||
15 | Буквы Ы и И после приставок. Тест в формате ЕГЭ | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Тематический контроль, тест | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Словообразовательный разбор. | 18.12 | ||
16 | Буквы Е и О после шипящих и Ц. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | 25.12 | |||
17 | Правописание сложных слов. Правила переноса слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль, тест | 15.01 | |||
18 | Тематический тест по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография». | 1 | Контрольный урок | Тематический контроль, тест | 22.01 | ||||
19 | Имя существительное. Образование форм множественного числа у существительных мужского рода | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Тематический контроль, тест | Уметь систематизировать знания о частях речи. Понимать Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. | 29.01 | ||
20 | Имя прилагательное. Правописание суффиксов имен прилагательных | 1 | Комбинированный урок | Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | Тематический контроль, тест | Уметь систематизировать знания о частях речи. Понимать Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. | 05.02 | ||
21 | Имя числительное. Правописание и употребление. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая работа | Тематический | Систематизация знаний Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи. | 12.02 | ||
22 | Местоимение. Особенности употребления. Практическая работа | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль, тест | Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числи тельном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. | 19.02 | ||
23 | Глагол. Спряжение глагола. Особенности употребления форм глагола. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая работа | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | Понимать особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. | 26.02 | ||
24 | Правописание глаголов. | 1 | Урок обобщения | Составление таблицы, словарная работа, | Тематический | 05.03 | |||
25 | Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Тест | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | 12.03 | |||
26 | Краткие и полные страдательные причастия. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Тематический контроль, тест | 02.04 | |||
27 | Значение и употребление деепричастий. Тест | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический | Понимать особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. | 09.04 | ||
28 | Наречие. Употребление и правописание. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | 16.04 | |||
29 | Тематический тест «Самостоятельные части речи». | 1 | Контрольный урок | Практическая работа | 23.04 | ||||
30 | Предлоги. Особенности употребления и правописания | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Тематический контроль, тест | Понимать особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи. | 30.04 | ||
31 | Союзы. Употребление и правописание союзов | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | Тематический | 07.05 | |||
32 | Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Урок обобщения | Практическая работа | Тематический | 14.05 | |||
33 | НЕ с разными частями речи Повторение и обобщение изученного. | 1 | Комбинированный урок | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Объяснительный диктант, работа по перфокартам, морфемный разбор слов. | Знать Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках. | 21.05 | ||
34 | Итоговый контрольный тест в формате ЕГЭ | Контрольный урок | Контрольный тест | Тематический контроль, тест | 28.05 |
Раздел II. Содержание рабочей программы учебного курса
Содержание
Общие сведения о языке (3 ч.)
Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).
Лексика и фразеология (2 ч.)
Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.
Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.
Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.
Лексическая и стилистическая синонимия.
Орфоэпия (1 ч.)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).
Нормативные словари русского языка и справочники.
Морфемика, словообразование, орфография (12 ч.)
Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).
Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).
Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.
Словообразовательный разбор.
Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.
Морфология (15 ч.)
Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.
Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числи тельном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.
Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.
Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.
Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
Повторение и систематизация изученного в 10 классе (2 ч.)
Систематизация и обобщение изученного в 10 классе. Написание контрольного диктанта.
Литература:
1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011 год.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.
6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.
7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.
9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.
10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.
11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.
12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании курса русского языка в X классе учащиеся должны:
- иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- знать языковые нормы, уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
- обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
- овладеть функциональными стилями речи;
- уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;
- уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- осуществлять разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнять практические задания из КИМов;
- осуществлять разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- производить информационную переработку устного и письменного текста;
- создавать тексты разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создавать устные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создавать письменные тексты делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- Уметь работать с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Литература:
1.Русский язык. 10-11 классы. В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011 год.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
5.М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010г.
6.Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2010г.
7.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
8.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2013. Ростов-на-Дону: «Легион», 2012г.
9.Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2013. М.: «Экзамен», 2010г.
10. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012г.
11.С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана- Граф,2007г.
12.Н.В.Егорова. ЕГЭ-2012. Подготовка к части С. М., 2012
Раздел V. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса основной школы по русскому языку
Раздел VI. Формы и средства контроля
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 10 -ом классе следующие:
- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, "Проверяю себя");
- тест, экспресс-тесты по темам;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- сжатое и выборочное изложение;
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- сочинение в формате ЕГЭ ( часть С);
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
- Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc.
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы / Пособие для изучения русского языка в старших классах, 2012 Просвещение
- Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку. Орфография: Алгоритмы. Памятки. Таблицы. Упражнения. 10 класс Вербум-М» 2011
- Т. В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по р. яз : 10 кл,/ к пособию для занятий по р.яз. в старших классах В.Грекова,С.Крючкова,. Л. Чешко Серия «Учебно-методический комплект», «Экзамен» 2004
- Г. В. Цветкова Русский язык. 10-11 классы : развернутое тематическое планирование по учебнику В.Грекова, С.Крючкова, Л. Чешко«Учитель» 2011
- И.Цыбулько ЕГЭ 2014. Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
- И.Цыбулько ЕГЭ 2015 . Русский язык : сборник экзам. материалов«Эксмо»
- Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова Русский язык: анализ текста. «Сага»
- Ю. Н. Гостева Русский язык. Решение
- сложных задач Интеллект-Центр Интернет-учебник.
- Загоровская О.В. Готовимся к ЕГЭ. Часть А. Часть В.Часть С
- Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru
- Официальный портал Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru/
- Д.Гущин РЕШУ ЕГЭ http://reshuege.ru/
- Интернет- учебник. Синтаксис и пунктуация. http://www.licey.net/russian/syntax/List
- Про школу . Интернет- порталhttp://www.proshkolu.ru/
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета "Первое сентября".
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов.
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО, специальность - "Документационное обеспечение управления и архивоведение")
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык"...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...