Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия» в кафе «Бродячая собака».
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Инсценировка "Кафе "Бродячая собака".
Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;
Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество;
Закрепить интерес учащихся к русской поэзии, рассказать о богатстве тем, образов поэзии разных направлений;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия»
в кафе «Бродячая собака».
Цели:- подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;
-показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество;
- закрепить интерес учащихся к русской поэзии, рассказать о богатстве тем, образов поэзии разных направлений;
-продолжить работу над формированием умения вести дискуссию, выступать в роли оппонентов, особое внимание уделить таким понятиям, как аргументированность, логичность, эмоциональность, точность речи, совершенствуя коммуникативные навыки учеников;
- развивать творческие способности детей через театрализацию, воспитывать интерес к русской культуре и истории.
Оборудование. Комьпютер, презентация. Непринужденная обстановка кафе (столики, цветы, стаканы с чаем).
Оформление доски. Надписи: Кафе «Бродячая собака»,
Поэтический вечер-диспут
«Что такое настоящая поэзия»,
Тезисы из Манифестов символистов,
акмеистов, футуристов.
Запись 2-х песен Н.Вертинского.
- Начало урока.
Дорогие ребята, наш урок сегодня необычный. Я приглашаю вас в Кафе «Бродячая собака». Приглашаю окунуться в атмосферу начала 20 века, в атмосферу споров, диспутов, почувствовать, как остро стоял вопрос о дальнейшем развитии искусства, и особенно поэзии.
Это было время поэтическое. Какое созвездие имен: И.Анненский, Н.Гумилев, А.Ахматова, В.Брюсов, И.Северянин, В.Маяковский, А.Блок. В 1933 году критик Оцуп предложил назвать это время Серебряным веком.
Серебряный век – это взлет русской культуры. Это время величайших достижений в науке, живописи, философской мысли и, конечно, в поэзии. Это острое желание свободомыслия, особое ощущение своего «я» в этом катастрофическом мире.
Итак, давайте перенесемся в 1914 год, зайдем в «Бродячую собаку» и станем свидетелями разгоревшегося спора о том, какой должна быть современная поэзия, нужна ли оно в столь сложных условиях. Ведь 1914 год – это год начала Первой Мировой войны, это время кризиса буржуазных отношений, это предреволюционное грозовое время.
Но все же… мы приглашены на встречу.
- Литературная справка. (Сообщение ученика). Звучит песня Вертинского «Пани Ирена» ТИХО.
«Бродячая собака» - знаменитое петербургское кабаре. За свой недолгий век оно стало легендой Петербурга – Петрограда. В воспоминаниях часто встречаются записи о насмешливо-праздничной атмосфере кабаре. «В 1913 году оно было единственным островком в ночном Петербурге, где литературная молодежь, в виде общего правила не имевшая гроша за душой, чувствовала себя как дома». Само название символизировало бесприютность, потерянность в жизни, и они (создатели и посетители) пытались создать себе теплое пристанище, где царил культ искусства, особая атмосфера.
Находилась кабаре в подвале дома №5 на углу Михайловской площади. У истоков создания стояли Борис Пронин, Алексей Толстой, Всеволод Мейерхольд.
Оформление было простое и скромное. Две небольшие комнаты, вмещавшие иногда до ста человек. В залах столики, за которыми можно было весь вечер пить чай, вино, есть бутерброды. Всегда звучала музыка. Эти стены видели многих знаменитых поэтов. (Матюшин Владислав)
- Слово учителя. Приглашение в кафе.
Слышите музыку? (Звучит песня Н.Вертинского). Диспут скоро начнется. Поспешим.
Сценка.
Звонок в дверь. Ахматова открывает.
А (Ахматова): Ба, какие люди! Здравствуйте, друзья! Сергей, Марина, Александр, – рада видеть! Циптаури Н.
Ц (Цветаева): Взаимно, Анечка! (Беглерова З.)
А: Ну же, проходите! Будем чай пить. Разговоры разговаривать и…. читать.
Е (Есенин): Чай – прекрасно! А какой - натуральный или морковный? (Циптаури Джамал)
А: Натуральный, Сереженька, с вареньем. Кстати, вы я слышала, Сергей были дома. Как дом? Как родители? Рязань? Родина?
Е: Родина. Вечный ответ на все вопросы. Там все становиться понятно, ясно, просто. ( Анна разливает чай…) Но жизнь, ее так мало, чтобы оценить все это. Она проносится, проходит. Жаль…Хотя….
Б (Блок): Сергей, прочти свое лучшее, пожалуйста! Матюшин Влад
Е: Чтение стихотворения. «Не жалею, не зову, не плачу»)
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Ведущий. (Ибрагимова К.) Новое время вызывало и новое мироощущение. Вот причина появления различных направлений в искусстве, в поэзии. Уважаемые участники, отвлечемся от прошлого. Вернемся в наше время. Вы по своему желанию разделились на три группы: символистов, акмеистов, футуристов. И вам предстоит отстаивать мнение ваших далеких родственных душ о значимости выбранного направления, о роли его в искусстве и жизни, о рациональности новых форм и актуальности тем и образов. Даем слово представителям символистов.
Выступление 1 группы, представителей символистов.
- (Символизм – это то новое, что необходимо поэзии. Это то духовное начало, которое необходимо душе человека с ее стремлением познать истину, мироздание. Символизм обогащает, развивает ассоциативную сторону души, возвышает человека. Символ – поэтический знак, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символистов передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта
Выступление ученицы с чтением стихотворений А.Блока «Россия» (Усатова Л.)
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Учитель: Звучит песня на слова А.Блока «Ты - как отзвук забытого гимна» (28 марта 1914г.) в исполнении Евгения Солонинова, где речь идет о любви к молодой девушке по имени Кармен.
Ведущий. Выступление представителей акмеистов.
- (Главное достоинство акмеизма - стремление изобразить весь мир в его неповторимых красках, звуках. Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности.
- Предметность и четкость образов, отточенность деталей.
- Перекличка с минувшими литературными эпохами. Это принципы акмеистов.
Стихотворение А.Ахматовой «Мне голос был» читает Карибджанян М.
Мне голос был
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.
Звучит песня на слова А.Ахматовой «О, жизнь без завтрашнего дня!» (1921) в исполнении Дианы Поленовой.
Ведущий. Какой прекрасный вечер… Приглашаем к разговору представителей футуристов. (Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.
- Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее.
- Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментательство в области ритмики, рифмы.
- Поиски «раскрепощенного», «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка. Это и есть принципы футуристов.
Звучит стихотворение И. Северянина «Бывают дни…» Устаев Адам.
Бывают дни: я ненавижу
Свою отчизну - мать свою.
Бывают дни: ее нет ближе,
Всем существом ее пою.
Все, все в ней противоречиво,
Двулико, двоедушно в ней,
И дева, верящая в диво
Надземное,- всего земней.
Как снег - миндаль. Миндальны зимы.
Гармошка - и колокола.
Дни дымчаты. Прозрачны дымы.
И вороны,- и сокола.
Слом Иверской часовни. Китеж.
И ругань - мать, и ласка - мать...
А вы-то тщитесь, вы хотите
Ширококрайную объять!
Я - русский сам, и что я знаю?
Я падаю. Я в небо рвусь.
Я сам себя не понимаю,
А сам я - вылитая Русь!
Ведущий. Господа! Наш вечер заканчивается. Спасибо, что пришли, высказались, были активными участниками вечера. До свидания! И вновь песня любимца публики Александра Вертинского «В бананово-лимонном Сингапуре».
- Заключительное слово учителя.
Каковы бы ни были поэтические устремления поэтов начала века, они талантливы, а значит, их творения будут близки миллионам читателей. И каждый найдет для себя поэта, которому поверит и откроет свою душу и свое сердце. Не одним материальным живет человек, он думает, мыслит, страдает, радуется, сомневается. Самые верные друзья в такие разные минуты жизни человека, и в самые трудные времена жизни страны, - это книги. Поэт дарит нам счастье обрести себя, понять себя. Как правильно звучит фраза: «Поэт в России больше, чем поэт». И как страшно, когда поэт платит за свое творчество счастьем, близкими, а часто – жизнью.
Трагически сложилась судьба большинства гениев Серебряного века. Они прошли сквозь революции, Мировую и Гражданскую войны, эмиграцию, через огонь и кровь, ошибки и заблуждения, но пронесли, несмотря ни на что, свою веру в великую Россию и любовь к своей Родине.
Спасибо всем за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....
Урок- концерт в 11 классе "Литературно-музыкальное кафе "Бродячая собака"
Примерный план урока, его возможности....
Методическая разработка литературного кафе "Бродячая собака", 11 класс
Музыканты, художники, артисты и прочие творческие деятели любили собираться в таких заведениях, как «Привал Комедиантов» и «Бродячая Собака», которые являлись не просто увеселительными заведениями, а ...
Открытый урок литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов"
Театрализованный урок литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов" (2 часа) последний в цикле уроков "Серебряный век в русской литературе" ....
Своеобразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века. (кафе «Бродячая собака»)
Конспект учебного занятия по литературе, 11 классТема:«Своеобразие поэзии серебряного века.Новые модернистские течения». Подготовила: Живова М.С.учитель русского языка илитератур...
Серебряный век. Кафе "Бродячая собака"
https://drive.google.com/file/d/1e1lBTUEjV1xG9lhvg1yW2aTKdueKCM9O/view?usp=sharing...
«ПОЭТЫ НЕ РОЖДАЮТСЯ СЛУЧАЙНО…» Сценарий литературного вечера в кафе «Бродячая собака»
Сценарий литературного вечера включает инсценировки, диалоги, танцы и художественное чтение. На сцене создаётся атмосфера литературного кафе начала XX века....