Методическая разработка урока русского языка "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку
Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме "Односоставные предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_odnosostavnye_predlozheniya.docx | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Односоставные предложения.
Цель: повторить тему «Односоставные предложения», учиться распознавать данные предложения, правильно определять их вид.
Задачи:
1.Обучающие.
Повторить и углубить знания обучающихся об односоставных предложениях, их строении и способах выражения главных членов, научиться видеть в устной и письменной речи односоставные предложения, грамотно употреблять их; формировать умение делать правильный выбор в определении типов односоставных предложений
2.Развивающие.
Развивать логическое мышление, память, внимание. развивать навыки самостоятельной работы обучающихся, их монологическую и диалогическую речь;
3.Воспитывающие.
Развивать интерес к урокам русского языка, прививать любознательность, интерес к изучению предмета
Тип урока: комбинированный
Методы: наглядный, словесный
Оборудование: учебники, тетради, учебная доска, интерактивная доска, таблица «Типы односоставных предложений», тесты.
Ход урока.
I.Организация начала занятия.
II.Повторение. Синтаксический разбор предложения.
Игра «Добавь словечко». Ваша задача простое нераспространенное предложение сделать распространенным, добавляя к нему слова – второстепенные члены предложения. Самое интересное предложение мы запишем и выполним его синтаксический разбор. Итак, добавьте словечко к предложению: Дуб растёт. (Возможные варианты: Дуб растёт на поляне. Дуб растёт на лесной поляне. Раскидистый дуб растет на лесной поляне. В процессе выполнения синтаксического разбора повторяется предыдущий материал).
III.Работа по теме урока.
Проблемная ситуация с элементами исследовательской работы:
(На интерактивной доске даны 5 предложений) (приложение 1)
Я люблю читать книги.
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
Мне не спится.
Какая ночь!
2
Задание:
- Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, на какие 2 группы и можно разделить? (Обучающиеся записывают предложения в два столбика или таблицу)
Я люблю читать книги. | Люблю классическую музыку. Сегодня объявили о полете на Марс. Мне не спится. Какая ночь! |
- По какому принципу вы их поделили?
(Принцип разделения - состав основы предложений. Получилось одно двусоставное и четыре односоставных предложения).
- Чем выражены главные члены в двусоставном предложении Я люблю читать книги?
(Подлежащее выражено местоимением 1 лица, сказуемое- составное глагольное, выражено глаголом 1 лица, ед. числа и инфинитивом).
-А теперь давайте вернемся ко второй группе предложений. Какие это предложения?
(Односоставные предложения).
-А почему они так называются?
-Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего занятия?
(Односоставные предложения).
-А какие цели будут стоять перед нами сегодня? (Ответы обучающихся)
Преподаватель подытоживает:
-Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения», рассмотрим виды односоставных предложений, их строение и способы выражения главных членов, постараемся научиться видеть данные предложения в устной и письменной речи и грамотно употреблять их, понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте.
(Запись темы урока в тетрадях).
Работа по теме урока происходит поэтапно:
1 этап - Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
(На интерактивной доске)
- Давайте вернемся к нашим предложениям. Мы выяснили, что это односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на 2 группы. Попробуйте это сделать.
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
Мне не спится.
Какая ночь!
-По какому принципу вы можете разделить эти предложения?
(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения).
3
Какая ночь!
- Чем выражен главный член в данном предложении?
(Подлежащее выражено именем существительным).
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
Мне не спится.
-Посмотрите, чем выражен главный член предложения?
(Глаголом.)
-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.
Мне не спится.
-Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения - безличный глагол).
-А в предложениях
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
можно подставить подлежащее? (Можно).
Какое лицо у глаголов? (Люблю - глагол 1 лица, ед. числа, объявили - глагол 3 лица, мн. числа).
2 этап - Обобщение
Итак, мы выяснили, что в 1,2,3 предложениях главный член-сказуемое выражен глаголом, а в 4 главный член-подлежащее– существительным.
Односоставные предложения, в зависимости от того, чем выражен в них главный член, делятся на 2 группы:
1.Глагольного типа
2.Именного типа
Таблица на интерактивной доске
Только подлежащее | Только сказуемое |
Назывные предложения | Определенно-личные |
Неопределенно-личные | |
Обобщенно-личные | |
Безличные |
3 этап- Работа с раздаточным материалом
(у каждого студента на столе рабочий лист, который нужно заполнить; работа выполняется коллективно)
Виды односоставных предложений | Чем выражен главный член предложения | Примеры |
Назывные (сообщается или утверждается о существовании предмета/явления) | Подл. – | 1) Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда… 2) Вечер. 3) Тихий зимний вечер. |
Определенно-личные (действие производится определенным деятелем, но он не назван) | Сказ. – | Люблю грозу в начале мая.. |
Сказ. – | Приезжаем домой под вечер. | |
Сказ. – | Выслушайте меня. Всю жизнь ходи в лесу, все узнай, все изучи… | |
Сказ. – | Куда бежишь, тропинка милая? | |
Неопределенно-личные (действие производится неопределенным лицом) | Сказ. – | Объехали старую плотину. |
Сказ. – | В дверь стучат. | |
Сказ. – | Скоро в магазин привезут новые товары | |
Обобщенно-личные (указывают на обобщенное лицо; пословицы и поговорки) | Сказ. – | Любишь кататься – люби и саночки возить. |
Сказ. – | По одежке встречают, по уму провожают. | |
Безличные (нет и не может быть подлежащего; действие или состояние не связано с действующим лицом/предметом; передают состояние природы, человека, окруж.среды) | Сказ. – | Вечереет. |
Сказ. – | Пахнет сеном над лугами. | |
Сказ. – | В поле было тихо-тихо. | |
Сказ. – | Быть грозе! | |
Сказ. – | Мне не спится. |
Восстановленная таблица (на интерактивной доске)
Виды односоставных предложений | Чем выражен главный член предложения | Примеры |
Назывные (сообщается или утверждается о существовании предмета/явления) | Подл. – им.сущ. в им.п. | 1) Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда… 2) Вечер. 3) Тихий зимний вечер. |
Определенно-личные (действие производится определенным деятелем, но он не назван) | Сказ. – глагол 1л.ед.ч. | Люблю грозу в начале мая.. |
Сказ. –глагол 1л.мн.ч | Приезжаем домой под вечер. | |
Сказ. –глагол 2л.мн.ч. (ед.ч) повелит.накл. | Выслушайте меня. Всю жизнь ходи в лесу, все узнай, все изучи… | |
Сказ. –глагол 2л.ед.ч. | Куда бежишь, тропинка милая? | |
Неопределенно-личные (действие производится неопределенным лицом) | Сказ. –глагол мн.ч. прош.вр. | Объехали старую плотину. |
Сказ. –глагол мн.ч 3л.наст. врем. | В дверь стучат. | |
Сказ. – глагол мн.ч 3л.буд. врем. | Скоро в магазин привезут новые товары | |
Обобщенно-личные (указывают на обобщенное лицо; пословицы и поговорки) | Сказ. –глагол 2л.ед.ч | Любишь кататься – люби и саночки возить. |
Сказ. –глагол 3л.мн.ч. | По одежке встречают, по уму провожают. | |
Безличные (нет и не может быть подлежащего; действие или состояние не связано с действующим лицом/предметом; передают состояние природы, человека, окруж.среды) | Сказ. –безл.глаг. | Вечереет. |
Сказ. –личный глагол в безличном употреблении | Пахнет сеном над лугами. | |
Сказ. –глаг.+нар.(кат.состояния) | В поле было тихо-тихо. | |
Сказ. –инфинитив | Быть грозе! | |
Сказ. –возвратный глаг. в безл.знач. | Мне не спится. |
4 этап - Создание алгоритма
- Давайте, восстановим ход нашего исследования
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.
- Ход наших рассуждений будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.
IV.Закрепление.
- Запись предложений под диктовку. Определение видов односост. предложений.
- Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (опр.-личн, сказ – глаг.2л ед.ч.)
- Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (назывное, подл. – сущ.им.п.)
- Мойте руки перед едой. (опред.-личн., сказ. – глаг.2л.мн.ч.пов.накл)
- За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. (неопр.-личн., сказ. – глаг.мн.ч.прош.вр.)
- Что посеешь, то и пожнешь. (обобщ.-личн, сказ. – глаг.2л. ед.ч)
- К вечеру подморозило. (безл., сказ. – безл.глаг.)
- Мне нездоровится. (безл., сказ. – возвр.гл.в безл.знач.)
- Как вы думаете, где чаще всего употребляются односоставные предложения?
(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи. Определенно-личные предложения часто
7
используются в поэтических произведениях, помогая предать состояние души поэта).
- Игра «Четвёртое лишнее» (на доске)
1.Тянуло ветром.
2.Ветер пригнал дождь.
3.В дверь несмело постучали.
4.Присаживаюсь к костру.
V. Самостоятельная работа.
ТЕСТ «Односоставные предложения»
1.Среди данных предложений найдите односоставное:
А. Льет дождь.
Б. В горах произошел обвал.
В. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)
Г. Мороз украсил окна.
2.Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом
А. двусоставное
Б. опред.-личное
В. назывное
Г. безличное
3.Укажите определенно-личное предложение.
А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты (Ф.Тютчев)
Б. Пригласили на ужин и меня.
В. На пригорке то сыро, то жарко.
Г. Наступает длинный зимний вечер.
8
4.Укажите неопределенно-личное предложение.
А. Веет с поля ночная прохлада.
Б. В дверь негромко постучали.
В. В лесу голо и сумрачно.
Г. Вечер.
5. Укажите безличное предложение.
А. Ясная погода.
Б. Ночью сильно подморозило.
В. Впервые ей подарили цветы.
Г. Заставляй себя работать.
6.Укажите назывное предложение.
А. Я скоро приеду.
Б. Ведут ко мне коня.
В. Из речи пустой мысли не извлечешь. (Пословица)
Г. Мороз и солнце; день чудесный
7. Какое из предложений соответствует характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное?
А. Во дворе лепят снеговика.
Б. Что-то мне нездоровится.
В. На краю поля лес.
Г. Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.
8.Укажите предложение, в состав которого входит неопределенно-личное.
А. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
Б. Вечерело, и с полей повеяло прохладой.
В. Базаров привез с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.
Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
Самопроверка или взаимопроверка по ключу.(1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-б, 6-г, 7-б, 8-а,)
Работа над ошибками, допущенными в тесте.
Историческая справка. (Индивидуальное сообщение (презентация) сведений из истории вопроса об односоставных предложениях)
"В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.
(Слайд 2.)Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.
(Салайд 3).Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.
(Слайд 4).Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".
А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.
В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".
VI. Итог урока
- Какие предложения называются односоставными?
- На какие группы они делятся?
- Каков алгоритм определения типов односоставных предложений?
10
VII. Д/з: подобрать по 3-5 примеров односоставных предложений из произведений художественной литературы.
11
Я люблю читать книги.
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
Мне не спится.
Какая ночь!
Я люблю читать книги. | Люблю классическую музыку. Сегодня объявили о полете на Марс. Мне не спится. Какая ночь! |
Люблю классическую музыку.
Сегодня объявили о полете на Марс.
Мне не спится.
Какая ночь!
Только подлежащее | Только сказуемое |
Назывные предложения | Определенно-личные |
Неопределенно-личные | |
Обобщенно-личные | |
Безличные |
Виды односоставных предложений | Чем выражен главный член предложения | Примеры |
Назывные (сообщается или утверждается о существовании предмета/явления) | Подл. – | 1) Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда… 2) Вечер. 3) Тихий зимний вечер. |
Определенно-личные (действие производится определенным деятелем, но он не назван) | Сказ. – | Люблю грозу в начале мая.. |
Сказ. – | Приезжаем домой под вечер. | |
Сказ. – | Выслушайте меня. Всю жизнь ходи в лесу, все узнай, все изучи… | |
Сказ. – | Куда бежишь, тропинка милая? | |
Неопределенно-личные (действие производится неопределенным лицом) | Сказ. – | Объехали старую плотину. |
Сказ. – | В дверь стучат. | |
Сказ. – | Скоро в магазин привезут новые товары | |
Обобщенно-личные (указывают на обобщенное лицо; пословицы и поговорки) | Сказ. – | Любишь кататься – люби и саночки возить. |
Сказ. – | По одежке встречают, по уму провожают. | |
Безличные (нет и не может быть подлежащего; действие или состояние не связано с действующим лицом/предметом; передают состояние природы, человека, окруж.среды) | Сказ. – | Вечереет. |
Сказ. – | Пахнет сеном над лугами. | |
Сказ. – | В поле было тихо-тихо. | |
Сказ. – | Быть грозе! | |
Сказ. – | Мне не спится. |
Восстановленная таблица
Виды односоставных предложений | Чем выражен главный член предложения | Примеры |
Назывные (сообщается или утверждается о существовании предмета/явления) | Подл. – им.сущ. в им.п. | 1) Переправа, переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый, кромка льда… 2) Вечер. 3) Тихий зимний вечер. |
Определенно-личные (действие производится определенным деятелем, но он не назван) | Сказ. – глагол 1л.ед.ч. | Люблю грозу в начале мая.. |
Сказ. –глагол 1л.мн.ч | Приезжаем домой под вечер. | |
Сказ. –глагол 2л.мн.ч. (ед.ч) повелит.накл. | Выслушайте меня. Всю жизнь ходи в лесу, все узнай, все изучи… | |
Сказ. –глагол 2л.ед.ч. | Куда бежишь, тропинка милая? | |
Неопределенно-личные (действие производится неопределенным лицом) | Сказ. –глагол мн.ч. прош.вр. | Объехали старую плотину. |
Сказ. –глагол мн.ч 3л.наст. врем. | В дверь стучат. | |
Сказ. – глагол мн.ч 3л.буд. врем. | Скоро в магазин привезут новые товары | |
Обобщенно-личные (указывают на обобщенное лицо; пословицы и поговорки) | Сказ. –глагол 2л.ед.ч | Любишь кататься – люби и саночки возить. |
Сказ. –глагол 3л.мн.ч. | По одежке встречают, по уму провожают. | |
Безличные (нет и не может быть подлежащего; действие или состояние не связано с действующим лицом/предметом; передают состояние природы, человека, окруж.среды) | Сказ. –безл.глаг. | Вечереет. |
Сказ. –личный глагол в безличном употреблении | Пахнет сеном над лугами. | |
Сказ. –глаг.+нар.(кат.состояния) | В поле было тихо-тихо. | |
Сказ. –инфинитив | Быть грозе! | |
Сказ. –возвратный глаг. в безл.знач. | Мне не спится. |
Алгоритм
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения
«Четвёртое лишнее»
1.Тянуло ветром.
2.Ветер пригнал дождь.
3.В дверь несмело постучали.
4.Присаживаюсь к костру.
ТЕСТ «Односоставные предложения»
1.Среди данных предложений найдите односоставное:
А. Льет дождь.
Б. В горах произошел обвал.
В. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)
Г. Мороз украсил окна.
2.Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом
А. двусоставное
Б. опред.-личное
В. назывное
Г. безличное
3.Укажите определенно-личное предложение.
А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты (Ф.Тютчев)
Б. Пригласили на ужин и меня.
В. На пригорке то сыро, то жарко.
Г. Наступает длинный зимний вечер.
4.Укажите неопределенно-личное предложение.
А. Веет с поля ночная прохлада.
Б. В дверь негромко постучали.
В. В лесу голо и сумрачно.
Г. Вечер.
5. Укажите безличное предложение.
А. Ясная погода.
Б. Ночью сильно подморозило.
В. Впервые ей подарили цветы.
Г. Заставляй себя работать.
6.Укажите назывное предложение.
А. Я скоро приеду.
Б. Ведут ко мне коня.
В. Из речи пустой мысли не извлечешь. (Пословица)
Г. Мороз и солнце; день чудесный
7. Какое из предложений соответствует характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное?
А. Во дворе лепят снеговика.
Б. Что-то мне нездоровится.
В. На краю поля лес.
Г. Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.
8.Укажите предложение, в состав которого входит неопределенно-личное.
А. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
Б. Вечерело, и с полей повеяло прохладой.
В. Базаров привез с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.
Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
Ключ.
(1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-б, 6-г, 7-б, 8-а,)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....