Методическая разработка урока русского языка "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку

Демина Людмила Васильевна

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме "Односоставные предложения". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_odnosostavnye_predlozheniya.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Односоставные предложения.

Цель: повторить тему «Односоставные предложения», учиться распознавать данные предложения, правильно определять их вид.

Задачи:

1.Обучающие. 
Повторить и углубить знания обучающихся об односоставных предложениях, их строении и способах выражения главных членов, научиться видеть в устной и письменной речи односоставные предложения, грамотно употреблять их; формировать умение делать правильный выбор в определении типов односоставных предложений
2.Развивающие. 
Развивать логическое мышление, память, внимание. развивать навыки самостоятельной работы обучающихся, их монологическую и диалогическую речь;
3.Воспитывающие. 
Развивать интерес к урокам русского языка,
прививать любознательность, интерес к изучению предмета

Тип урока: комбинированный

Методы: наглядный, словесный

Оборудование: учебники, тетради, учебная доска, интерактивная доска, таблица «Типы односоставных предложений», тесты. 

Ход урока.

I.Организация начала занятия.

II.Повторение. Синтаксический разбор предложения. 

Игра «Добавь словечко». Ваша задача простое нераспространенное предложение сделать распространенным, добавляя к нему слова – второстепенные члены предложения. Самое интересное предложение мы запишем и выполним его синтаксический разбор. Итак, добавьте словечко к предложению: Дуб растёт. (Возможные варианты: Дуб растёт на поляне. Дуб растёт на лесной поляне. Раскидистый дуб растет на лесной поляне. В процессе выполнения синтаксического разбора повторяется предыдущий материал).

III.Работа по теме урока.
Проблемная ситуация с элементами исследовательской работы:

(На интерактивной доске даны  5 предложений) (приложение 1)

Я люблю читать книги.

Люблю классическую музыку.

Сегодня  объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

2

Задание:

- Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, на какие 2 группы и можно разделить? (Обучающиеся записывают предложения в два столбика или таблицу)

Я люблю читать книги.

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения - состав основы предложений.  Получилось одно двусоставное и четыре односоставных предложения).

- Чем выражены главные члены в двусоставном предложении Я люблю читать книги?

(Подлежащее выражено местоимением 1 лица, сказуемое- составное глагольное, выражено глаголом 1 лица, ед. числа и инфинитивом).

-А теперь давайте вернемся ко второй группе предложений. Какие это предложения?

(Односоставные предложения).

-А почему они так называются?

-Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего занятия?

(Односоставные предложения).

-А какие цели будут стоять перед нами сегодня? (Ответы обучающихся)

Преподаватель подытоживает:

-Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения», рассмотрим виды односоставных предложений, их строение и способы выражения главных членов, постараемся научиться видеть данные предложения в устной и письменной речи и грамотно употреблять их, понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте.

(Запись темы урока в тетрадях).

Работа по теме урока происходит поэтапно:

1 этап - Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

(На интерактивной доске)

- Давайте вернемся к нашим предложениям. Мы выяснили, что это   односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на 2 группы. Попробуйте это сделать.

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

-По какому принципу вы можете разделить эти предложения?

(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения).

3

Какая ночь!

- Чем выражен главный член в данном предложении?

(Подлежащее выражено именем существительным).

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

-Посмотрите, чем выражен главный член предложения?

(Глаголом.)

-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.

Мне не спится.

-Чем выражен главный член предложения?

(Главный член предложения - безличный глагол).

-А в предложениях

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

можно подставить подлежащее? (Можно).

Какое лицо у глаголов? (Люблю - глагол 1 лица, ед. числа, объявили - глагол 3 лица, мн. числа).

2 этап - Обобщение

Итак, мы выяснили, что в 1,2,3 предложениях главный член-сказуемое выражен глаголом, а в 4 главный член-подлежащее– существительным.

Односоставные предложения, в зависимости от того, чем выражен в них главный член, делятся на 2 группы:

1.Глагольного типа

2.Именного типа

Таблица на интерактивной доске

Только подлежащее

Только сказуемое

Назывные предложения

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Обобщенно-личные

Безличные

3 этап- Работа с раздаточным материалом 

 (у каждого студента на столе рабочий лист, который нужно заполнить; работа выполняется коллективно)

Виды односоставных предложений

Чем выражен главный член предложения

Примеры

Назывные

(сообщается или утверждается о существовании предмета/явления)

Подл. –

1) Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

2) Вечер.

3) Тихий зимний вечер.

Определенно-личные

(действие производится определенным деятелем, но он не назван)

Сказ. –

Люблю грозу в начале мая..

Сказ. –

Приезжаем домой под вечер.

Сказ. –

Выслушайте меня.

Всю жизнь ходи в лесу, все узнай, все изучи…

Сказ. –

Куда бежишь, тропинка милая?

Неопределенно-личные

(действие производится неопределенным лицом)

Сказ. –

Объехали старую плотину.

Сказ. –

В дверь стучат.

Сказ. –

Скоро в магазин привезут новые товары

Обобщенно-личные

(указывают на обобщенное лицо; пословицы и поговорки)

Сказ. –

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Сказ. –

По одежке встречают, по уму провожают.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего; действие или состояние не связано с действующим лицом/предметом; передают состояние природы, человека, окруж.среды)

Сказ. –

Вечереет.

Сказ. –

Пахнет сеном над лугами.

Сказ. –

В поле было тихо-тихо.

Сказ. –

Быть грозе!

Сказ. –

Мне не спится.

Восстановленная таблица (на интерактивной доске)

Виды односоставных предложений

Чем выражен главный член предложения

Примеры

Назывные

(сообщается или утверждается о существовании предмета/явления)

Подл. – им.сущ. в им.п.

1) Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

2) Вечер.

3) Тихий зимний вечер.

Определенно-личные

(действие производится определенным деятелем, но он не назван)

Сказ. – глагол 1л.ед.ч.

Люблю грозу в начале мая..

Сказ. –глагол 1л.мн.ч

Приезжаем домой под вечер.

Сказ. –глагол 2л.мн.ч. (ед.ч) повелит.накл.

Выслушайте меня.

Всю жизнь ходи в лесу, все узнай, все изучи…

Сказ. –глагол 2л.ед.ч.

Куда бежишь, тропинка милая?

Неопределенно-личные

(действие производится неопределенным лицом)

Сказ. –глагол мн.ч. прош.вр.

Объехали старую плотину.

Сказ. –глагол мн.ч 3л.наст. врем.

В дверь стучат.

Сказ. – глагол мн.ч 3л.буд. врем.

Скоро в магазин привезут новые товары

Обобщенно-личные

(указывают на обобщенное лицо; пословицы и поговорки)

Сказ. –глагол 2л.ед.ч

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Сказ. –глагол 3л.мн.ч.

По одежке встречают, по уму провожают.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего; действие или состояние не связано с действующим лицом/предметом; передают состояние природы, человека, окруж.среды)

Сказ. –безл.глаг.

Вечереет.

Сказ. –личный глагол в безличном употреблении

Пахнет сеном над лугами.

Сказ. –глаг.+нар.(кат.состояния)

В поле было тихо-тихо.

Сказ. –инфинитив

Быть грозе!

Сказ. –возвратный глаг. в безл.знач.

Мне не спится.

4 этап - Создание алгоритма

- Давайте, восстановим ход нашего исследования

1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

- Ход наших рассуждений будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений.

IV.Закрепление.

  • Запись предложений под диктовку. Определение видов односост. предложений.
  1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (опр.-личн, сказ – глаг.2л ед.ч.)
  2. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (назывное, подл. – сущ.им.п.)
  3. Мойте руки перед едой. (опред.-личн., сказ. – глаг.2л.мн.ч.пов.накл)
  4. За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. (неопр.-личн., сказ. – глаг.мн.ч.прош.вр.)
  5. Что посеешь, то и пожнешь. (обобщ.-личн, сказ. – глаг.2л. ед.ч)
  6. К вечеру подморозило. (безл., сказ. – безл.глаг.)
  7. Мне нездоровится. (безл., сказ. – возвр.гл.в безл.знач.)
  • Как вы думаете, где чаще всего употребляются односоставные предложения?

(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи. Определенно-личные предложения часто

7

используются в поэтических произведениях, помогая предать состояние души поэта).

  • Игра «Четвёртое лишнее» (на доске)

1.Тянуло ветром.  

2.Ветер пригнал дождь.  

3.В дверь несмело постучали.  

4.Присаживаюсь к костру.

V. Самостоятельная работа. 

ТЕСТ «Односоставные предложения»

1.Среди данных предложений найдите односоставное:

А. Льет дождь.

Б. В горах произошел обвал.

В. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

Г. Мороз украсил окна.

2.Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом

А. двусоставное

Б. опред.-личное

В. назывное

Г. безличное

3.Укажите определенно-личное предложение.

А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты (Ф.Тютчев)

Б. Пригласили на ужин и меня.

В. На пригорке то сыро, то жарко.

Г. Наступает длинный зимний вечер.

8

4.Укажите неопределенно-личное предложение.

А. Веет с поля ночная прохлада.

Б. В дверь негромко постучали.

В. В лесу голо и сумрачно.

Г. Вечер.

5. Укажите безличное предложение.

А. Ясная погода.

Б. Ночью сильно подморозило.

В. Впервые ей подарили цветы.

Г. Заставляй себя работать.

6.Укажите назывное предложение.

А. Я скоро приеду.

Б. Ведут ко мне коня.

В. Из речи пустой мысли не извлечешь. (Пословица)

Г. Мороз и солнце; день чудесный

7. Какое из предложений соответствует характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное?

А. Во дворе лепят снеговика.

Б. Что-то мне нездоровится.

В. На краю поля лес.

Г. Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.

8.Укажите предложение, в состав которого входит неопределенно-личное.

А. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

Б. Вечерело, и с полей повеяло прохладой.

В. Базаров привез с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.

Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Самопроверка или взаимопроверка по ключу.(1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-б, 6-г, 7-б, 8-а,)

Работа над ошибками, допущенными в тесте.

Историческая справка. (Индивидуальное сообщение (презентация) сведений из истории вопроса об односоставных предложениях)

"В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

(Слайд 2.)Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

(Салайд 3).Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

(Слайд 4).Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

VI. Итог урока

- Какие предложения называются односоставными?

- На какие группы они делятся?

- Каков алгоритм определения типов односоставных предложений?

10

VII. Д/з: подобрать по 3-5 примеров односоставных предложений из произведений художественной литературы.

11

                                                                                                     

Я люблю читать книги.

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

Я люблю читать книги.

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

Люблю классическую музыку.

Сегодня объявили о полете на Марс.

Мне не спится.

Какая ночь!

Только подлежащее

Только сказуемое

Назывные предложения

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Обобщенно-личные

Безличные

Виды односоставных предложений

Чем выражен главный член предложения

Примеры

Назывные

(сообщается или утверждается о существовании предмета/явления)

Подл. –

1) Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

2) Вечер.

3) Тихий зимний вечер.

Определенно-личные

(действие производится определенным деятелем, но он не назван)

Сказ. –

Люблю грозу в начале мая..

Сказ. –

Приезжаем домой под вечер.

Сказ. –

Выслушайте меня.

Всю жизнь ходи в лесу, все узнай, все изучи…

Сказ. –

Куда бежишь, тропинка милая?

Неопределенно-личные

(действие производится неопределенным лицом)

Сказ. –

Объехали старую плотину.

Сказ. –

В дверь стучат.

Сказ. –

Скоро в магазин привезут новые товары

Обобщенно-личные

(указывают на обобщенное лицо; пословицы и поговорки)

Сказ. –

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Сказ. –

По одежке встречают, по уму провожают.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего; действие или состояние не связано с действующим лицом/предметом; передают состояние природы, человека, окруж.среды)

Сказ. –

Вечереет.

Сказ. –

Пахнет сеном над лугами.

Сказ. –

В поле было тихо-тихо.

Сказ. –

Быть грозе!

Сказ. –

Мне не спится.

Восстановленная таблица

Виды односоставных предложений

Чем выражен главный член предложения

Примеры

Назывные

(сообщается или утверждается о существовании предмета/явления)

Подл. – им.сущ. в им.п.

1) Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

2) Вечер.

3) Тихий зимний вечер.

Определенно-личные

(действие производится определенным деятелем, но он не назван)

Сказ. – глагол 1л.ед.ч.

Люблю грозу в начале мая..

Сказ. –глагол 1л.мн.ч

Приезжаем домой под вечер.

Сказ. –глагол 2л.мн.ч. (ед.ч) повелит.накл.

Выслушайте меня.

Всю жизнь ходи в лесу, все узнай, все изучи…

Сказ. –глагол 2л.ед.ч.

Куда бежишь, тропинка милая?

Неопределенно-личные

(действие производится неопределенным лицом)

Сказ. –глагол мн.ч. прош.вр.

Объехали старую плотину.

Сказ. –глагол мн.ч 3л.наст. врем.

В дверь стучат.

Сказ. – глагол мн.ч 3л.буд. врем.

Скоро в магазин привезут новые товары

Обобщенно-личные

(указывают на обобщенное лицо; пословицы и поговорки)

Сказ. –глагол 2л.ед.ч

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Сказ. –глагол 3л.мн.ч.

По одежке встречают, по уму провожают.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего; действие или состояние не связано с действующим лицом/предметом; передают состояние природы, человека, окруж.среды)

Сказ. –безл.глаг.

Вечереет.

Сказ. –личный глагол в безличном употреблении

Пахнет сеном над лугами.

Сказ. –глаг.+нар.(кат.состояния)

В поле было тихо-тихо.

Сказ. –инфинитив

Быть грозе!

Сказ. –возвратный глаг. в безл.знач.

Мне не спится.

 Алгоритм

1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения

«Четвёртое лишнее»

1.Тянуло ветром.  

2.Ветер пригнал дождь.  

3.В дверь несмело постучали.  

4.Присаживаюсь к костру.

ТЕСТ «Односоставные предложения»

1.Среди данных предложений найдите односоставное:

А. Льет дождь.

Б. В горах произошел обвал.

В. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

Г. Мороз украсил окна.

2.Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом

А. двусоставное

Б. опред.-личное

В. назывное

Г. безличное

3.Укажите определенно-личное предложение.

А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты (Ф.Тютчев)

Б. Пригласили на ужин и меня.

В. На пригорке то сыро, то жарко.

Г. Наступает длинный зимний вечер.

4.Укажите неопределенно-личное предложение.

А. Веет с поля ночная прохлада.

Б. В дверь негромко постучали.

В. В лесу голо и сумрачно.

Г. Вечер.

5. Укажите безличное предложение.

А. Ясная погода.

Б. Ночью сильно подморозило.

В. Впервые ей подарили цветы.

Г. Заставляй себя работать.

6.Укажите назывное предложение.

А. Я скоро приеду.

Б. Ведут ко мне коня.

В. Из речи пустой мысли не извлечешь. (Пословица)

Г. Мороз и солнце; день чудесный

7. Какое из предложений соответствует характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное?

А. Во дворе лепят снеговика.

Б. Что-то мне нездоровится.

В. На краю поля лес.

Г. Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.

8.Укажите предложение, в состав которого входит неопределенно-личное.

А. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

Б. Вечерело, и с полей повеяло прохладой.

В. Базаров привез с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.

Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Ключ.

(1-в, 2-г, 3-а, 4-б, 5-б, 6-г, 7-б, 8-а,)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...