Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку на тему
В статье выявляются причины низкой мотивации школьников. Систематизированы методы, приемы, способы повышения мотивационной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.
Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
В.А.Сухомлинский.
В нашей сельской малокомплектной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.
В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.
1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Можно с уверенностью сказать, что лишь малой частью таких качеств обладают дети при поступлении в школу. Всё остальное они приобретают в ходе обучения, прежде всего, в начальной школе, а многое совершенствуется и дополняется в процессе дальнейшего обучения, вплоть до выпуска. Тем не менее основной запас необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам (в частности, работа в объединённых классах-комплектах, уменьшение количества часов на преподавание) учителя и родители не научили и не привили детям соответствующие навыки, учение оказывается очень трудным делом.
2. Большие затруднения вызывают громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали учёные-педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. При уменьшении количества часов на изучение базовых предметов, не уменьшается объём изучаемого материала, а в связи с подготовкой к ЕГЭ, он значительно увеличивается. Причём всё это осуществляется без опоры на желания и мотивы обучающихся. Добавить необходимо, что обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор, компьютер с захватывающими играми-«стратегиями».
3. Ещё одна причина: слабая учебно-материальная база школы. Недостаток классической художественной литературы в старших классах, справочной литературы, энциклопедий, оргтехники в каждом кабинете, возможность выхода в интернет прямо на уроке – то, что ещё в большей степени способствовало бы мотивационной деятельности ученика.
4. Встречающаяся авторитарная позиция учителей и родителей, выражающаяся лишь в понуканиях, плохо стимулирует стремление овладевать знаниями. Складывается типичный взгляд на ребёнка как исключительно на ученика с его ученическими обязанностями. Такое отношение воспринимается школьниками как несправедливое и неправильное и неизбежно вызывает протест.
5. Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом.
Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?
Была поставлена цель: повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка с целью повышения качества образования.
Определены основные задачи:
- Изучить соответствующую методическую литературу о роли эффективной мотивации в познавательной деятельности, познакомиться с системой имеющихся в дидактике стимулов, позволяющих побуждать школьников к учебно-познавательной деятельности.
- Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего программного материала, а также для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.
- Внедрить в практику своей работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании русского языка, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.
В ходе работы над долгосрочной целевой установкой «Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка» помогают изучение методической, научно-педагогичекой литературы, участие и обмен опытом работы на курсах, семинарах и НПК республиканского и муниципального уровней, РМО учителей русского языка и литературы, посещение открытых уроков и мастер-классов коллег своей школы и в школах республики; разработка и проведение элективных курсов; обмен опытом работы по теме самообразования в рамках школьного методического объединения, где идёт разговор о современных образовательных технологиях, методах и приёмах, применяемых с целью активизации деятельности обучающихся на уроках и др. Изучение соответствующей педагогической литературы позволило определиться с рядом ключевых понятий: мотив, виды и уровни мотивов, мотивация как система стимулов, методы мотивации, приёмы мотивации. Анкетирование обучающихся по методике «Мотивация учебно-познавательной деятельности» позволило выявить основные мотивы, которые побуждают школьников к изучению русского языка.
Человек включается в любую (в том числе в учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определённый мотив для её выполнения. В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью используюется имеющаяся в современной педагогике следующая система стимулов.
Мотивация как система стимулов.
- Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное. Использование на уроках русского языка приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ позволяет организовать работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.
- Практическая значимость и польза для самих школьников. Зададим себе вопрос: зачем ученику необходимо овладеть лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциями? Школьников всё меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Анкетирование обучающихся показывает, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкие: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» - и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится учитель»).
Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение позволяют во многом решать вопросы, связанные с повышением внутренней мотивации обучающихся.
- Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение, проблемные вопросы и задания способны стимулировать «мотивацию содержания» обучения.
- Оценка. Влияние оценки может быть двояким. Либо полученная отметка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями. Либо, если невысокая оценка повторяется и приводит к каким-то санкциям родителей, учителей, насмешкам товарищей, отбивает желание учиться. Очень важно, как она подаётся, как используется, какая деятельность и какие отношения вокруг этой оценки и этого ученика складываются. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда надо учитывать факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.
- Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем, и самим учеником. О создавании атмосферы комфорта и ситуации успеха на уроках речь шла на тематических педсоветах.
- Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия. Это известное средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе. Игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, сплачивает, сближает детей с учителем. Но самое главное – она сближает изучаемые в классе вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность.
Методы мотивации.
Мотивация:
есть только
2 пути
Заставить или Заинтересовать
Методы стимулирования долга Методы формирования и развития
и ответственности познавательной деятельности
Приёмы:
1. Разъяснение общественной и 1. Эмоциональное стимулирование
личной значимости обучения. 2. Показ практической и личной
значимости изучаемого материала.
2. Поощрение и наказание
(должно постоянно усиливаться) 3. Использование игр
3. Предъявление посильных 4. Оказание помощи
учебных требований
Итоги ГИА в 2014 учебном году: 9 класс: успеваемость – 100%
качество – 100%
11 класс: полная успеваемость.
Итоги ОГЭ в 2015 учебном году: 9 класс: успеваемость – 100%
качество – 100%
Литература.
- Искусство возбуждения, или Как пробудить у школьников желание учиться. И. Гликман./ ж-л «Директор школы» № 2, 2003. – с.51-60.
- Мотивация как система стимулов. Н. Скороходова./ ж-л «Сельская школа» №1, 2004. – с.101-106.
- Диагностика и анализ учебного процесса. А. Глушенкова./ж-л «Завуч» № 2, 2005. – с. 40 - 44.
- Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. Ф. Черноусова, И. Круть./ ж-л «Завуч» № 8, 2003. – 2. 107 – 117.
- Программа работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию./ ж-л «Завуч» № 8, 2004. – с. 74 – 75.
- Мотивация достижения успеха./ журнал «Завуч» № 6, 2004. – с. 24 – 29.
Чебочакова П.Г., учитель русского языка и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"
Представлен самоанализ работы по теме "Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-378602-1389431157.jpg)
Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без...
Статья "Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии"
Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии...
Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .
Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-954608-1506873297.jpg)
«Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»
Из опыта работы......
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-342400-1384267502.jpg)
Практико-значимая работа по теме «Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка»
Цель практико-значимой работы: создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения. ...
Роль организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка в повышении мотивации учения
Для реализации коммуникативной направленности (которая отражает сущность предмета «иностранные языки») и для повышения мотивации учения важно соблюдение дидактических принципов сознательно...