Статья "Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии"
статья по химии по теме
Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии».
В последние годы обнаруживается снижение интереса школьников к изучению предметов естественного цикла. А если дети равнодушны к предмету, учёба становится тяжёлой повинностью. Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Анализируя результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Этого можно достигнуть разными путями и первый из них – использование проблемно-поисковой технологии. Проблемное обучение позволяет создать условия для изменения позиции ученика из пассивной (как объекта обучения) в активную (как субъекта обучения). Напомню, что проблемный подход включает: создание проблемной ситуации, осознание учащимися проблемы, деятельность, направленную на её решение, и получение в результате определённых знаний. Например, для лучшего усвоения темы: «Гидролиз солей» в 11-ом классе я использую проблемный подход. В начале урока для актуализации опорных знаний повторяем основные понятия: электролиты, среда (кислотная, основная, нейтральная), значение pH в разных средах, ионов H+ и OH- в растворах кислот и щелочей. А далее переходим к рассмотрению сущности процесса гидролиза солей. Для создания проблемной ситуации проводим опыт. В 4 пробирки наливаем дистиллированную воду и опускаем полоску универсального индикатора в каждую пробирку. Одну пробирку оставляем в качестве контрольной, а в остальных растворяем по 2-3 кристаллика солей: в первой – хлорида натрия, во второй – карбоната натрия, в третьей – хлорида цинка. Учащиеся наблюдают изменение цвета индикатора во 2-ой и 3-ей пробирках. Во 2-ой – на синюю, в 3-ей – на красную. Наблюдения свидетельствуют, что в растворе NaCl не появляется избыток ионов H+ и л иOH-; в растворе ZnCl2 появляется избыток ионов H+. В растворе Na2CO3 появляется избыток ионов ОН- . Перед учащимися возникает проблема: как объяснить появление в растворах некоторых солей избытка ионов H+ и OH-? Почему раствор NaCl имеет нейтральную среду, Na2CO3 щелочную, а ZnCl2 – кислотную? Учащиеся обнаруживают расхождение между полученными ранее знаниями и наблюдаемыми явлениями. Учащиеся выдвигают гипотезы, предлагают решения. Если учащиеся затрудняются, учитель называет пути решения проблемы.
Формированию позитивных мотивов учения способствуют также и практическое значение, польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д. Карнеги). Конечно, это совсем не просто – отыскивать для учеников то, что им пригодится в жизни, и показывать им практическую пользу знаний. И мы такой материал находим. Так, в 10 классе при изучении темы: «Крахмал и целлюлоза» напоминая о качественной реакции на крахмал – давать синее окрашивание с раствором йода, - говорю, что это может пригодиться в жизни. Сметану проверяют йодом. В натуральной содержатся только сливки и закваска, в поддельную добавляют крахмал. Если от капельки йода, которую вы капнули в сметану, появилось синее окрашивание – в ней есть крахмал. Как правило, такая информация воспринимается с большим интересом и вниманием.
Я остановилась более подробно на 2-х путях повышения мотивации учения. Учителя химии часто используют на уроках игровые формы обучения, эксперимент, конкурсы, викторины, соревнования, элементы исследовательской работы, нестандартные задания. Например, написать сочинение на химическую тему; предложить составить небольшой задачник (задачи по химии,). Оформить обложку, написать свою фамилию как автора книги, а потом придумать задачи. Эти задачи можно использовать при работе с классом. Всё это, конечно, способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьников.
И, конечно, нельзя не сказать о самом эффективном стимуле познавательной деятельности – ситуации успеха. Оценивая результат, учитель должен сравнивать сегодняшние результаты с предыдущими и только затем с общим нормативом. И если фактические успехи ученика не очень значительны, полезно некоторое время ставить ему более высокие оценки – именно для стимулирования познавательной деятельности.
В заключении хочется сказать, то деятельность учителя будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в классе атмосферу взаимного уважения, доверия и тепла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроке
Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-378602-1389431157.jpg)
Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без...
Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.
В статье выявляются причины низкой мотивации школьников. Систематизированы методы, приемы, способы повышения мотивационной сферы....
Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .
Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/24/picture-856323-1479990105.jpg)
Публикация "Способы мотивации учебной деятельности школьников на уроках физики
Физика, как и все предметы в школе, дает необходимые возможности и ресурсы для развития творческих способностей учащихся. В решении этой проблемы сложились определенное представление о ее теорети...
Мотивация учебной деятельности школьников на уроках литературы
Статья "Мотивация учебной деятельности школьников на уроках литературы" поможет в работе учителям русского языка и литературы. Знакомит с некоторыми фрагментами урок с применением новых техн...
Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки
Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки...