Практико-значимая работа по теме «Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Данилова Елена Викторовна
Цель практико-значимой работы: создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения. Задачи: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка, повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-значимая работа по теме

«Активизация учебной деятельности школьников

на уроках русского языка»

Выполнила:

Данилова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шабурновская СОШ»

Сергиево – Посадского района

Московской области

Москва 2018

Содержание.

I.  Пояснительная записка.                                                с. 2

1. Значение русского языка в основной школе.              с. 3

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка. с.4

       1) личностных УУД;

       2) регулятивных УУД;

       3) познавательных УУД;

       4) коммуникативных УУД.

3.      Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками основной школы.   с.4

  II.Основная часть.                                                                                                                                                                                                      с. 9

1. Урок русского языка по теме «Буквы ы-и после приставок»                                                                                                                 с.9                    

 III.Заключение. с.19                                                                                                    

IV. Список литературы. с. 20

  1. Пояснительная записка.
  1. Значение русского языка в основной школе.              

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Предмет  русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Цель практико-значимой работы: создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.      

Задачи: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка, повысить познавательные  способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.

         2. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения  учащегося по другим школьным предметам.

   В Программе развития УУД выделены четыре блока :

        Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

       Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая  школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка

       Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

       Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

3.      Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками основной школы.  

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

 Метапредметными:

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

Предметными:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

 7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста;

 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка.

              В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта  стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий. 

           Формирование познавательных  и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе.

          Я убедилась, что использование  ИКТ  на уроках  и во внеурочной деятельности  дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развивает у учащихся логическое мышление.

         На уроках русского языка и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.

При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным  и ярким  урокам: путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины, уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения, уроки - КВН, экскурсии,  диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы.

 Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку. Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

 Коммуникативные УУД  успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.

Выполнение заданий по карточкам способствуют развитию самостоятельности обучающихся.

           В своей работе, на уроках русского языка,   часто использую элементы методики Шаталова В.Ф., Меженко Ю.С. теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.

 С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ЕГЭ.

Творческий подход учителя к  работе позволяет формировать различные виды УУД  и при работе со словарными словами. 

          Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

         Данный урок русского языка по теме: «Буквы ы-и после приставок» проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что  подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность  экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

   Предполагается, что  урок сможет способствовать формированию

следующих УУД:

личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный и позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;

регулятивных:  следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону,  корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки;

коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение вступать в диалог, умение общаться, слышать и слушать;

познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.

II. Основная часть

  1. Тема урока - «Буквы ы-и после приставок»
  2. Возраст обучающихся – 11-12 лет
  3. Название предмета – русский язык
  4. Авторы – Данилова Елена Викторовна
  5. Вид урока - комбинированный
  6. Тип урока – изучение нового материала
  7. Цель урока – познакомить учащихся с правилом правописания ы-и после приставок.
  8. Проблемы, решаемые обучающимися – формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и применять полученные ранее знания в новой ситуации.
  9. Планируемые результаты:

Предметные – сформировать представление об условиях выбора гласной ы-и после приставок;

регулятивные УУД – формирование целевых установок учебной деятельности;

познавательные УУД – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;

коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные результаты – личностная мотивация учебной деятельности.

  1. Оборудование – учебник «Русский язык» Т.А. Ладыженская, проектор, компьютер.
  2. Этапы урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Организационный этап (мотивационный) урока

1)Приветствие учащихся

2)Проверка готовности уч-ся к уроку (портфолио, раздаточный материал, рабочие  тетради).

3)Знакомство с целями и задачами урока и их моделирование

1.Организационная: уметь создавать ситуацию мотивации к обучению

1.Коммуникативно- образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества.

1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2.Формировать проблему.

1.Уметь переходить от одного вида общения к другому;

2.Уметь видеть проблему;

3.Проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

Мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала  деятельности»;

устанавливать целевые приоритеты.

Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация  и интерес к учению;

выполнение моральных норм в отношении люде;

осознание самого себя.

Слушать и слышать друг друга;

вступать в диалог.

Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

     Технологии: индивидуально – личностного обучения, здоровьесбережения.

2. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока.

1) Определение цели и задач урока.

2) Изучение содержания учебника, комментирование содержания (текст учебной статьи, правило)

Методическая:

уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы.

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

определение основной и  второстепенной информации.

Подвергать сомнению достоверность информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта;  находить пробелы в информации и  пути восполнения пробелов.

Готовность к самообразованию,

освоению общекультурного наследия России,

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнром.

Вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Технологии: поэтапного формирования умственных действий; первичного проектирования индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения

3. Актуализация знаний, умений, навыков.

1)Орфографическая работа на основные правила, изученные ранее.  

2)Систематизация сведений по словообразованию, синтаксису и орфографии.

 

Образовательная:формировать понятия и организовывать свои и ученические действия на их основе.

Коммуникативная: уметь помочь  учащимся определять и формулировать цели и образовательные результаты.

Рефлексивная:  уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций  и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

Формировать предметные понятия, навыки систематизации знаний по орфографии;  

формировать умения определять грамматическую структуру предложения.

Обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные   ошибки;

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма;

объяснять выбор написания в устнойи письменной форме

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом.

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать, аргументируя свою точку зрения.

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта  индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения, технология здоровьесбережения.

4. Этап освоения нового (исследовательский этап)

1)Чтение текста параграфа и составление алгоритма применения изучаемого правила.

2)Запись этапов освоения изученного и выводов в тетрадь

Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами,

учитывать индивидуальные способности учащихся Образовательная:

формировать навыки самостоятельной работы с учебником по  памяткам и алгоритмам Коммуникативная:

устанавливать правила продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе.

Формировать навыки решения практической задачи.

Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения.

Уметь составлять алгоритмы решения практической задачи;

формировать умение работать по алгоритмам;

умение осуществлять рефлексию своей деятельности.

Устойчивый познавательный интерес;

 уметь ставить учебную  задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;

уметь формулировать вопросы;

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта  индивидуального маршрута выполнения задач урока; проблемного обучения, технология здоровьесбережения

5. Этап закрепления знаний (этап фиксации)

1)Запись слов с заданием

2)Фронтальная беседа по подготовленным заданиям

3)Фронтальная устная работа с упражнением из учебника по схеме: вопрос-ответ - коррекция ответа другими, самокоррекция.

4)Обобщение учениками по вопросам  нового материала

Образовательная: 

способствовать  актуализации ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся.

Методическая:

включать учащихся  в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.

Организационно-рефлексивная:

создавать условия для индивидуальной и коллективной работы учащихся  с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон).

Формировать умение работать по алгоритмам.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их;

самостоятельное применение знаний в новой ситуации.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,

выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ.

Формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем.

Владеть устной и письменной речью;

строить монологическое контекстное высказывание.

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта  индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения, технология здоровьесбережения.

6. Проектирования выполнения домашнего задания (комментирования)

1)Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении.

Образовательная:

формировать навык составления и использования предметного портфолио.

Методическая:

ориентировать учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания.

Рефлексивная:

формировать умение рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися.

Формировать и реализовывать навыки составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала.

Создавать и преобразовывать   алгоритмы для решения предметной задачи.

Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

формирование умений к самоанализу результатов  и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

С помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).

Технологии: анализа результатов реализации проекта  индивидуального маршрута выполнения задач урока; индивидуально-личностного обучения, технология здоровьесбережения

7. Этап диагностики и рефлексии.

1)Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Организационно-методическая:

проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности

Технологии: анализа результатов реализации проекта  индивидуального

маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения

III. Заключение.

          Необходимость формирования УУД очевидна.

Овладение УУД ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.

 В результате  работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.

 Преподаватель теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Достигнуты  важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:

  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе;
  • прочное и неформальное усвоение знаний;
  • повышение результативности обучения;
  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

 Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), результатами ГИА  по русскому языку, сформированности  коммуникативных  и ключевых компетенций. Наблюдается позитивная динамика качества знаний.

IV. Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011 г..

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2012.

5. Мячина Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207

7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2011.

8. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград, 2011 г.

9. Тюляева Т.И. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла.- Москва «Русское слово», 2012 г.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

11. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

12. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

Из опыта работы Т.Н.Лукьяненко "Активизация мыслительной деятельности" на уроках русского языка и литературы"

Проблема актуальности мыслительной деятельности учащихся остаётся актуальной уже более двух веков. Введение аттестации выпускников в форме ЕГЭ требует особой подготовки учащихся. Я предоставляю матери...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...