Практико-значимая работа по теме «Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа по теме
«Активизация учебной деятельности школьников
на уроках русского языка»
Выполнила: Данилова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шабурновская СОШ» Сергиево – Посадского района Московской области |
Москва 2018
Содержание.
I. Пояснительная записка. с. 2
1. Значение русского языка в основной школе. с. 3
2. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка. с.4
1) личностных УУД;
2) регулятивных УУД;
3) познавательных УУД;
4) коммуникативных УУД.
3. Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками основной школы. с.4
II.Основная часть. с. 9
1. Урок русского языка по теме «Буквы ы-и после приставок» с.9
III.Заключение. с.19
IV. Список литературы. с. 20
- Пояснительная записка.
- Значение русского языка в основной школе.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Предмет русский язык, на мой взгляд, относится к дисциплине наиболее благоприятной для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Цель практико-значимой работы: создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.
Задачи: сформировать у учащихся основные виды УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные) в процессе изучения русского языка, повысить познавательные способности к самовыражению и самореализации, повысить интерес к способу действий.
2. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащегося по другим школьным предметам.
В Программе развития УУД выделены четыре блока :
Формирование личностных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Формирование регулятивных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Система заданий, ориентирующая школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.
Формирование познавательных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений
3. Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками основной школы.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
Метапредметными:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
Предметными:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка.
В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий.
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе.
Я убедилась, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету, развивает у учащихся логическое мышление.
На уроках русского языка и во внеурочной деятельности я целенаправленно использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД.
С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.
При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным и ярким урокам: путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины, уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения, уроки - КВН, экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы.
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку. Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.
Выполнение заданий по карточкам способствуют развитию самостоятельности обучающихся.
В своей работе, на уроках русского языка, часто использую элементы методики Шаталова В.Ф., Меженко Ю.С. теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.
С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ЕГЭ.
Творческий подход учителя к работе позволяет формировать различные виды УУД и при работе со словарными словами.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Данный урок русского языка по теме: «Буквы ы-и после приставок» проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.
Предполагается, что урок сможет способствовать формированию
следующих УУД:
личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный и позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;
регулятивных: следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки;
коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение вступать в диалог, умение общаться, слышать и слушать;
познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждения.
II. Основная часть
- Тема урока - «Буквы ы-и после приставок»
- Возраст обучающихся – 11-12 лет
- Название предмета – русский язык
- Авторы – Данилова Елена Викторовна
- Вид урока - комбинированный
- Тип урока – изучение нового материала
- Цель урока – познакомить учащихся с правилом правописания ы-и после приставок.
- Проблемы, решаемые обучающимися – формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и применять полученные ранее знания в новой ситуации.
- Планируемые результаты:
Предметные – сформировать представление об условиях выбора гласной ы-и после приставок;
регулятивные УУД – формирование целевых установок учебной деятельности;
познавательные УУД – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;
коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
личностные результаты – личностная мотивация учебной деятельности.
- Оборудование – учебник «Русский язык» Т.А. Ладыженская, проектор, компьютер.
- Этапы урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Осуществляемые действия | Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
1. Организационный этап (мотивационный) урока 1)Приветствие учащихся 2)Проверка готовности уч-ся к уроку (портфолио, раздаточный материал, рабочие тетради). 3)Знакомство с целями и задачами урока и их моделирование | 1.Организационная: уметь создавать ситуацию мотивации к обучению 1.Коммуникативно- образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества. | 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2.Формировать проблему. | 1.Уметь переходить от одного вида общения к другому; 2.Уметь видеть проблему; 3.Проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству. | Мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»; устанавливать целевые приоритеты. | Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; выполнение моральных норм в отношении люде; осознание самого себя. | Слушать и слышать друг друга; вступать в диалог. | Уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Технологии: индивидуально – личностного обучения, здоровьесбережения. | |||||||
2. Этап целеполагания: постановка целей и задач урока. 1) Определение цели и задач урока. 2) Изучение содержания учебника, комментирование содержания (текст учебной статьи, правило) | Методическая: уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы. | Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; определение основной и второстепенной информации. | Подвергать сомнению достоверность информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта; находить пробелы в информации и пути восполнения пробелов. | Готовность к самообразованию, освоению общекультурного наследия России, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнром. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. |
Технологии: поэтапного формирования умственных действий; первичного проектирования индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения | |||||||
3. Актуализация знаний, умений, навыков. 1)Орфографическая работа на основные правила, изученные ранее. 2)Систематизация сведений по словообразованию, синтаксису и орфографии.
| Образовательная:формировать понятия и организовывать свои и ученические действия на их основе. Коммуникативная: уметь помочь учащимся определять и формулировать цели и образовательные результаты. Рефлексивная: уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций и оценивать их при помощи соответствующих критериев. | Формировать предметные понятия, навыки систематизации знаний по орфографии; формировать умения определять грамматическую структуру предложения. | Обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устнойи письменной форме | Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их. | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом. | Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать, аргументируя свою точку зрения. |
Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения, технология здоровьесбережения. | |||||||
4. Этап освоения нового (исследовательский этап) 1)Чтение текста параграфа и составление алгоритма применения изучаемого правила. 2)Запись этапов освоения изученного и выводов в тетрадь | Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывать индивидуальные способности учащихся Образовательная: формировать навыки самостоятельной работы с учебником по памяткам и алгоритмам Коммуникативная: устанавливать правила продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе. | Формировать навыки решения практической задачи. | Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения. | Уметь составлять алгоритмы решения практической задачи; формировать умение работать по алгоритмам; умение осуществлять рефлексию своей деятельности. | Устойчивый познавательный интерес; уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. | Ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче; уметь формулировать вопросы; |
Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; проблемного обучения, технология здоровьесбережения | |||||||
5. Этап закрепления знаний (этап фиксации) 1)Запись слов с заданием 2)Фронтальная беседа по подготовленным заданиям 3)Фронтальная устная работа с упражнением из учебника по схеме: вопрос-ответ - коррекция ответа другими, самокоррекция. 4)Обобщение учениками по вопросам нового материала | Образовательная: способствовать актуализации ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся. Методическая: включать учащихся в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа. Организационно-рефлексивная: создавать условия для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон). | Формировать умение работать по алгоритмам. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. | Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их; самостоятельное применение знаний в новой ситуации. | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ. | Формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем. | Владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. |
Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения, технология здоровьесбережения. | |||||||
6. Проектирования выполнения домашнего задания (комментирования) 1)Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении. | Образовательная: формировать навык составления и использования предметного портфолио. Методическая: ориентировать учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания. Рефлексивная: формировать умение рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися. | Формировать и реализовывать навыки составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала. | Создавать и преобразовывать алгоритмы для решения предметной задачи. | Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | С помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность). |
Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; индивидуально-личностного обучения, технология здоровьесбережения | |||||||
7. Этап диагностики и рефлексии. 1)Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся. | Организационно-методическая: проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся | Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности | ||||
Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения |
III. Заключение.
Необходимость формирования УУД очевидна.
Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.
В результате работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.
Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.
Достигнуты важные результаты: на уроках русского языка созданы условия для успешного формирования всех видов УУД. У учащихся отмечается:
- высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
- повышение интереса к русскому языку и литературе;
- прочное и неформальное усвоение знаний;
- повышение результативности обучения;
- умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
- умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Эффективность работы подтверждена позитивными результатами итоговой успеваемости (100%), результатами ГИА по русскому языку, сформированности коммуникативных и ключевых компетенций. Наблюдается позитивная динамика качества знаний.
IV. Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011 г..
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2012.
5. Мячина Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2011.
8. Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград, 2011 г.
9. Тюляева Т.И. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально – гуманитарного цикла.- Москва «Русское слово», 2012 г.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
11. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
12. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.
Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....
Из опыта работы Т.Н.Лукьяненко "Активизация мыслительной деятельности" на уроках русского языка и литературы"
Проблема актуальности мыслительной деятельности учащихся остаётся актуальной уже более двух веков. Введение аттестации выпускников в форме ЕГЭ требует особой подготовки учащихся. Я предоставляю матери...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...
Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».
Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...
Выступление на районном ШМО гуманитарного цикла Тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы, посредством применения ИКТ»
Использование разных форм, методов и приемов помогают активно включаться в работу на уроках....