Развитие связной речи детей при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
статья на тему

Золотухина Марина Михайловна

Этапы формирования связной речи у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗОВ  ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.

         Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

         Дети с ОНР к концу первого года обучения в логопедической группе имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи

( фонетики, лексики, грамматики). Объём понимания обращённой речи близок возрастной норме, дети владеют развёрнутой фразовой речью, словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, в речи наблюдаются аграмматизмы, формирование связной речи значительно отстаёт.

        Дети испытывают затруднения в составлении развёрнутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий.

         В рассказах воспроизводятся внешние, поверхностные впечатления, причинно-следственные взаимоотношения ускользают от внимания детей.

         Дети не вполне понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, затрудняются в выборе необходимого слова.

       Описательный рассказ у детей беден, страдает повторами; некоторые не могут использовать предложенный план; другие сводят описание к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета. Словарь детей ограничен, фраза аграмматична.

         Дети достаточно хорошо владеют обиходно-бытовой речью, но испытывают затруднения, в большей или меньшей степени, при пользовании описательно-повествовательной речью.

         Исходя из перечисленных данных, разработаны основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов.

       Обучение рассказыванию начинается сразу после того, как у детей сформировались навыки построения различных типов предложений.

        Подбираются задания:

1.Составление предложений по двум предметным картинкам ( бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко.  Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)

2.Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку ( живёт, в, лиса,  лису, густом); когда одно или несколько, или все слова употреблены в начальной форме (жить, в, лиса, лес, густой); когда имеется пропуск слов ( Лиса … в густом лесу); отсутствует начало ( … живёт в густом лесу) или конец предложения

( Лиса живёт в густом …).

3.Составление предложений по «живым картинкам» ( по предметным картинкам, вырезанным по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

  Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, предложно-падежные конструкции ( петух, забор – Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух перелетел через забор и т.д.).

          Рассмотрим процесс формирования описательно-повествовательной речи у детей III уровня общего речевого развития на примере обучения рассказыванию по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок.

        Обучение рассказыванию с опорой на готовый сюжет начинается с работы по сюжетным картинкам, изображающим только одно действие, причем сначала предъявляют картинки, где главным действующим лицом является человек, ребёнок или взрослый. ( Мальчик умывается,   девочка моет посуду. Папа ремонтирует машинку. Мама вяжет. Бабушка лежит на диване.  Дедушка читает газету.) После нескольких занятий, когда дети научатся правильно грамматически оформлять предложения, предлагаются картинки, где действия совершают животные. (Кошка играет с клубком. Собака лает на кошку.)

         Следующая ступень усложнения состоит в подборе картинок с неодушевлёнными предметами. (Мяч укатился в речку. Чайник стоит на столе. ) На картинках изображена как правило, обиходная ситуация, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4-5 занятий начинают справляться с предложенным заданием : точно называть изображённое на картинке, правильно употребляя глагол. Далее переходят к обучению составления предложений по картинкам, где изображено два и более действий. (Девочка моет посуду, мальчик вытирает посуду. Мальчик и девочка лепят снежную бабу, ещё один мальчик катает снежный ком.) Здесь необходимо учить детей тому, как начинать и как заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца рассказа.

       Проделанная работа позволяет перейти к очередному виду занятий, а именно к составлению рассказа по серии сюжетных картинок с изображением одного и того же действующего лица (ребёнок, взрослый, животное, неодушевлённый предмет.) Детям предлагается установить последовательность действий на картинках и составить по данной серии  рассказ. Серии сюжетных картинок помогают детям развивать наблюдательность, отмечать новые явления в каждой следующей картинке. Такая работа способствует уточнению имеющихся у детей представлений, понятий, обогащает их новыми сведениями, учит в логической

последовательности излагать увиденное.

        Система работы по обучению рассказыванию по картинке, серии сюжетных картинок с опорой на сюжет и без неё позволяет детям значительно расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемых в повседневной жизни, и в определённой степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.

       

Список используемой литературы.

  1. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.
  2. Воробьёва В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией. М., 1975.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. М., 1985.
  4. Зернова Л.П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи. М., 1999.
  5. Логопедия: Учебник / Под редакцией Л.С. Волковой. – М., 1995.
  6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М., 2002.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи

      у детей дошкольного возраста. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Дикие животные. Составление рассказа-описания."

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 . Работа в группах.

Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 учебника «Русский язык» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Работа в группах....

Открытое занятие - "Составление рассказа по сюжетным картинкам"

Составление рассказа по сюжетным картинкам...

Составление рассказа по сюжетной картинке «КОШКА И КОТЯТА»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать внимание, умение слушать, описывать содержание сюжетной картины, развивать  связну...

Составление рассказа по сюжетной картинке «Катаемся на санках»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать внимание, умение слушать, описывать содержание сюжетной картины, развивать  связну...