Урок развития речи. Рассуждение в повествовании.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок , на котором знакомим учащихся с типом речи – рассуждение, с его особенностями;
развиваем логическое мышление, умение «строить» данный тип речи по схеме
( выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод);
воспитывать интерес к данному типу речи, прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rassuzhdenie_v_povestvovanii.zip | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Рассуждение в повествовании.
Цели: познакомить учащихся с типом речи – рассуждение, с его особенностями;
развивать логическое мышление, умение «строить» данный тип речи по схеме
( выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод);
воспитывать интерес к данному типу речи.
Оборудование: компьютер, экран, презентация.
Ход урока.
I.Изучение нового материала.
-Знаете ли вы, кто такие пантера? лев?
Послушайте два текста. Чем они отличаются?
а) С первого же взгляда я узнал маньчжурскую пантеру, называемую местными жителями барсом. Это великолепный представитель кошачьих был из числа крупных. Длина его тела от носа до хвоста была почти два метра. Шкура пантеры, ржаво-жёлтая по бокам и на спине и белая на брюхе, была покрыта чёрными пятнами. Пятна эти располагались рядами, как полосы у тигра. С боков, на лапах и на голове они были сплошные, мелкие, а на шее, спине и хвосте – крупные.
(В.Арсеньев)
б) Лев – царь зверей. Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж величественный, царственный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рёв, а гром небесный.
(И.Акимушкин)
- Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет пантеры, отвечая на вопрос: какая она, пантера? – длина тела, окраска. Второй текст отвечает на вопрос: почему льва называют царём зверей? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение.
-Сегодня мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.
1. Работа текстом.
Запишите текст в тетради.
В море много рыб и животных.
Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.
Выразительно прочитайте текст.
-Этот текст представляет собой рассуждение.
-Как он строится? Найдите вступление (первое предложение)
Найдите тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. (Акул называют разбойниками.)
Найдите три доказательства-обоснования этого тезиса. Все три доказательства отвечают на вопрос: почему именно акул называют разбойниками моря?
Найдите вывод и рассуждения.
2.Работа со схемой построения рассуждения.
- Этот небольшой текст позволит нам понять, как строится рассуждение.
Запишите схему построения рассуждения.
Внимание на экран!
-Повторим, глядя на схему, как строится текст-рассуждение.
Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.
Рассуждение обычно состоит из трёх частей. Это:
- тезис (то, что доказывается или объясняется);
- доказательства (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения);
- вывод.
В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод.
Рассуждение может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в другие типы текстов (описание, повествование).
Средства связи частей рассуждения.
I.ТЕЗИС.
Докажем это.
Это можно доказать так (следующим образом).
Почему?
И вот почему.
Это объясняется следующим.
II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:
1.Во-первых,… Например,…
2.Во-вторых,… К примеру,…
3.В-третьих,… Допустим,…
III. ВЫВОД. Итак, …
Обобщим всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, …
Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.
II. Закрепление теории.
1.Устная работа.
- Что я сейчас прочитаю? (Учитель читает новый текст по частям, соответствующим строению рассуждения.)
И взрослые и дети любят читать сказки (вступление).
Некоторые из них называют волшебными (тезис)...
…так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники (доказательства, аргументы).
Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают (вывод).
-При повторном чтении назовите части, соответствующие строению рассуждения. (Учитель читает по частям.)
2.Письменная работа на экране и в тетрадях.
- Давайте вместе сочиним текст- рассуждение.
-Задаю вступление. Мой главный тезис: Человек знает множество профессий. Врач – благороднейшая из них.
Приведём доказательства сначала устно, а потом запишем текст с попутным пунктуационно-орфографическим разбором.
П о ч е м у?
Так как врач приходит на помощь, когда человеку плохо: успокаивает больного, осматривает, ставит диагноз болезни, внимательно выслушивает, прописывает лекарства и процедуры. Врачи первыми приходят на помощь пострадавшим на поле боя, во время пожаров, землетрясений. Они жертвуют своим отдыхом, покоем, проводят иногда бессонные ночи у постели страдающего.
- А теперь сделаем вывод (их может быть множество).
П о э т о м у…
…быть врачом может быть только настоящий человек.
…быть врачом очень ответственно и почётно.
…я хочу быть врачом.
…в моей семье сложилась династия врачей.
…поэтому общество должно достойно оплачивать труд врачей.
… не деньги должны двигать врачами. А любовь к человеку.
Последний вывод, пожалуй, самый удачный к заявленному тезису, поэтому мы его и запишем.
-Вот мы и познакомились с новым типом речи – рассуждением. Он очень важен, так как мы не всегда аргументируем свою мысль, не приводим доказательства.
III. Подготовка к домашнему сочинению.
-Я прочитаю сейчас небольшую работу пятиклассницы. Есть ли в ней недостаток?
Английский язык – мой самый любимый предмет.
Я люблю его, потому, что он мне легко даётся, и занимаюсь без помощи родителей. Алла Борисовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. Наш класс так и цветёт. Алла Борисовна очень любит цветы. И мы превратили под её руководством класс в настоящий сад. По английскому языку у меня только пятёрки.
Папа с детства приучил меня работать за письменным столом, и я научилась трудиться. Вот почему у меня хорошие результаты в изучении английского языка!
Рецензия (после рассуждения детей).
Тезис сочинения: Английский язык – мой самый любимый предмет. Приведены три доказательства: он мне легко даётся; занимаюсь без помощи родителей (а мы любим то, где мы самостоятельны); Алла Борисовна ведёт урок увлечённо, хорошо объясняет. А далее нарушение логики: мысль от предмета «ушла» к цветам, которыми украсили класс. Потом ученица вспомнила о своих оценках и объяснила их причину – воспитанной с детства привычкой к труду. Вывод (Вот почему у меня хорошие результаты) не согласуется с тезисом… Какой вывод напрашивается? Или Я стану учителем английского языка, или Английский язык поможет мне узнать культуру английского народа, или Любимый предмет тот, в который вкладываешь душу.
IV.Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на любую из тем:
«Любая работа порядок любит», «Моё любимое занятие», «Мой любимый урок в школе», «Цыплят по осени считают», «Людям нужен мир».
Не забудьте, что сочинение-рассуждение пишется по схеме:
Вступление(1-й абзац),
Тезис(2-й абзац),
Доказательства(3-5-й абзацы),
Вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.
Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...
Урок развития речи в 6 классе "Устное повествование по фотографии"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.Урок развития речи "Устное повествование по фотографии"...
презентация к уроку развития речи в 8 классе "Репортаж-повествование"
Презентация предназначена для закрепления понятия о репортаже как о жанре, в процессе которой учительформирует умение учащихся самостоятельно создавать текст-репортаж....
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"
Презентация к уроку развития речи в 6 классе "Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова "Хлеб, соль, братина"...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»
Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....
Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 . Работа в группах.
Урок развития речи в 6 классе. Повествование. Составление рассказа по сюжетным картинкам по упр. 150 учебника «Русский язык» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Работа в группах....
Урок развития речи. Повествование как тип речи. Рассказ
Урок развития речи. Повествование.Особенности композиции рассказа....