статья" УМК под редакцией С.И.Львовой как средство формирования лингвистических компетенций школьника"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Макарова Галина Дмитриевна

В статье  рассказала, как можно формировать лингвистическую компетенцию ученика , используя материал учебника.

Для этого проанализировала учебники 5-9 классов. На отдельных примерах показала , что учебники под редакцией С.И.Львовой помогут учителю работать   успешено в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова как  средство формирования  лингвистической компетенции школьника.

Вступление.

     Сегодня около пятидесяти технологий предлагают богатейший материал  передового педагогического опыта, инновационного движения, научных разработок. Быть педагогически грамотным  специалистом нельзя без изучения обширного  арсенала образовательных технологий, способствующих переходу от учения, как функции запоминания, к учению, как процессу умственного развития, позволяющему   использовать усвоенное.   Одной из составляющих любой педагогической технологии является программно- методическое обеспечение:

*учебные планы и программы;

*учебные и методические пособия;

* дидактические материалы;

*наглядные и технические средства обучения;

*диагностический инструментарий.

     Проанализировав учебно-методические комплексы разных авторов,  остановила выбор на УМК под редакцией С.И.Львовой, доктора филологических наук, профессора, автора многих работ по русскому языку, одного из составителей   КИМов для ЕГЭ.

  1. Содержание программы

     Изучив содержание программы для общеобразовательных  учреждений  (5-9 классов),  считаю, что  она соответствует   новому образовательному стандарту и основана на следующих принципах:

-принцип приоритета речи, коммуникативная направленность означает включение в работу всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания, а не только анализ извлечённых из речи искусственных примеров;

-принцип интегрального подхода к языковым фактам   ( в противоположность принципу    поуровнего   изучения языковых единиц, положенному в основу  всех школьных курсов);

- принцип поиска и эксперимента как организующего начала работы ученика в  противоположность принципу усвоения готовых знаний ( правил и схем  разбора) , при этом учащемуся предлагаются роли пользователя языка и его исследователя; постепенно привлекается  к работе и тренируется его языковая  и речевая рефлексия;

-принцип единства обучения словесности, предполагающий максимальное сближение понятийного аппарата в области языка и литературы.

      «Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно  передавать в устной и письменной форме собственные мысли»  (  из программы)

  1.   Текст как речевое произведение - центральная единица УМК под редакцией С.И.Львовой.

Центральной единицей обучения становится текст  как речевое произведение. Он является объектом  анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы  ни был  теме посвящён. В этом смысле каждый урок  русского языка  является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение  языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения и понимания текстов разных стилей, в  том числе и лингвистических, аудирования, говорения, письма  на разнообразные темы. На  основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия.

Опора на текст позволяет слить воедино процессы формирования языка, коммуникативные и лингвистические компетенции, обеспечивает структуры  языка и развития речи.

Текст обладает многообразными дидактическими возможностями. Комплексный анализ текста  - это   ступенька к сочинению и изложению.

Текстов в УМК   С.И.Львовой достаточно много.   В учебнике 5 класса  из 1014 упражнений  305 текстов;    6 класс ииз960- 330 тексты;   7 класс 333 текста  из 937 упражнений;  8 класс 140 из 611;     9 класс 187 из 718 упражнений.

Такое построение учебника даёт возможность решать следующие   проблемы:

-проблему чтения;

-проблему грамотности;

-проблему развития речи;

-проблему нравственного развития.

3,Характеристика учебных заданий.

 Кроме традиционных видов работы по развитию речи:

- выразительно прочитать текст;

-озаглавить его;

-определить основную мысль;

- составить план;

в  учебниках   много   нетрадиционных видов работы, которые тренируют память, способствуют обогащению словаря учащегося, повышению уровня языковой культуры.

    Один из самых эффективных  видов – это  письмо по памяти. Таких упражнений в учебниках  5 класса-14,  6класс -6 ;  7 класса 12 ,   8  класса -6.  9 класс  -14.

      В учебнике много заданий  по теме «Устное высказывание».  Они формируют культуру монологической речи, которой учащиеся владеют слабо, способствуют   лучшему пониманию материала.

Например:

Учебник 5 класса , упр.

  1. Прочитайте эпиграф  к параграфу1.  Раскройте смысл высказывания Н.В. Гоголя (1809-1852).
  2. Как вы думаете, почему в одном из слов этого текста поставлен знак ударения?  Сделайте вывод.

Учебник  6 класса

   Расскажите об однородных членах предложения.  Подготовьте план выступления и примеры. Обязательно уточните, с какой целью используются однородные члены предложения в речи.

Учебник 8 класса

Расскажите, в чём состоит особенность интонации предложений с однородными  членами. Проверьте себя, обратившись к тексту параграфа. На примере одного предложения продемонстрируйте эти особенности.

Учебник 9 класса

  1. Из раздела  «Высказывания о языке и речи» ( см. приложение к учебнику) выпишите 5 предложений, в которых употреблено тире между подлежащим и сказуемым. Укажите условия постановки  этого знака препинания.
  2. 2.Выберите одно   из высказываний         и объясните, как вы понимаете его смысл, ответ аргументируйте.

Данные виды работ способствуют формированию лингвистической компетенции учащихся.

      Формируют речевые  умения и навыки  сочинения-миниатюры. При выполнении заданий у школьников вырабатывается умение определять тему  и основную мысль высказывания, подбирать и использовать слова и средства выразительности, соответствующие  типу речи и стилю  высказывания.

       В учебники под редакцией С.И.Львовой  включены тексты для изложений. Наличие в учебниках таких текстов – явление  необычное. Учитель имеет возможность проводить комплексную работу с текстом. Учащиеся зрительно воспринимают текст, что содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Особенно это важно для слабых учеников.

     Анализ УМК будет   неполным, если не сказать о таком разделе,  как  «Текстоведение»,   способствующем   развитию    лингвистической и коммуникативной компетенций  ученика.

  5класс раздел «Текстоведение»            « Понятие о тексте»

6класс                                                        « Текст как единое целое»

8 класс                             «Функциональные разновидности русского языка»

9 класс                                                       « Текст и его признаки»

Такой порядок расположения  текстоведческого материала даёт возможность учащимся увидеть язык как систему, а текст как единое целое.

  Текст - неисчерпаемый источник, наблюдение над которым предполагает опору на самостоятельность мышления и умение оперировать лингвистическими понятиями,  анализировать языковой материал, создавать свой текст.

   Особое место занимают лингвистические тексты. Программа реализует  идею дифференцированного  подхода  к обучению, продиктованной  неподготовленностью  большинства( особенно пятых-шестых классов) к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, потому что опыт общения  на научные темы у них практически отсутствует. Именно поэтому в ряде случаев программа предлагает  знакомить учеников с тем или иным языковым явлением, но не требовать  запоминать его.

   Есть в учебниках 5-9 классов  рубрика «Из  истории лингвистики», которая  также формирует лингвистическую компетенцию  учащихся, знакомит с учёными- лингвистами.

   Ни одно из предлагаемых заданий не носит репродуктивного характера, когда нужно что-то бездумно списать. Каждое требует творческого подхода, а ещё осмысленных знаний и умений, их применения  к конкретному примеру.

  Важную роль  в успехе урока играет переключение внимания. В  качестве  « переключателя»   хорошо работают  творческие задания, юмористические рисунки, фотоколлажи, иллюстрации к тестам, таблицы, схемы.

  Хорошо сформированные навыки правописания – необходимое условие успешной работы по развитию письменной речи учащихся. Поэтому принцип  « связи орфографии с другими видами работ по русскому языку, культурой речи в широком смысле слова» М.В.Ушаков считал одним из важнейших в методике обучения правописанию. Этой работе в УМК уделяется большое внимание. Предлагаются задания по обогащению словарного запаса школьников, которые преследуют две основные цели: активизацию спонтанного усвоения русской лексики и пополнение словарного запаса специально отобранными словами.

   Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности (значения, формы, функции) помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации  внутрипредметных  и  межпредметных связей.  В учебниках есть задания: Язык и литература. На уроке биологии. На уроке географии. На уроке истории.  В  таких заданиях частично реализуется и культуроведческий  подход в обучении русскому языку.

Заключение.

      Таким образом, русский язык как учебный предмет, занимает особое место  в системе школьного образования. Он является не только предметом обучения,  но и   средством формирования личности школьника.     Изучение учащимися лингвистики поможет учителю сформировать социализированную личность, то  есть человека, способного общаться, обмениваться мнениями, сопоставлять позиции, признавать и принимать различия, учиться «жить вместе»

Наблюдая за развитием детей , с которыми работаю по данному  УМК , с удовлетворением отмечаю, что  Ребята умеют самостоятельно находить нужные решения, обосновывать их; неплохо анализируют тексты; умеют слушать выступления одноклассников и критически их оценивать.

    Конечно, непросто научить всех детей сочинять что-то, участвовать в олимпиадах, городских конкурсах, но если мы научим их внимательно и уважительно относиться к родному языку, к собственной речи, то можно сказать,  что это и будет одним из важнейших шагов к реализации цели образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы по теме "УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова и новая форма аттестации по русскому языку в 9 классах. "

Это выступление на городском МО учителей русского языка и литературы посвящено сравнительному анализу заданий, содержащихся в КИМах ГИА (9 класс) и частично КИМах ЕГЭ (11 класс) , и упражнений из учеб...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)

В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы  как эффективное средство формирования коммуникативной, языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся в условиях ФГОС....

МЕТОД ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Г.А. КИТАЙГОРОДСКОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ

     Метод интенсивного обучения иностранным языкам строится на большом количестве различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые выполняются обучаю...

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.Квест «Игра на гранях слова»

Аннотация: Применение обучающих квестов на уроке русского языка и внеурочной деятельности формирует интерес к предмету, способствует эффективному развитию лингвистических компетенций и реализует разви...