МЕТОД ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Г.А. КИТАЙГОРОДСКОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ
методическая разработка по английскому языку на тему
Метод интенсивного обучения иностранным языкам строится на большом количестве различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые выполняются обучающимися за короткий срок. Но применяя метод Китайгородской, учитель не только погружает учеников в сложные упражнения, он еще и обучает, общаясь, - через общение и средствами общения. Быть интересными и коммуникабельными, развивая при этом коммуникабельность у своих слушателей, – в этом и есть уникальность учителя-филолога. Обеспечить на уроке общение реальное, личностное, доверительное, доброжелательное, ориентированное на конкретную личность, когда преподавателю интересен каждый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_kitaygorodskoy.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Г.А. КИТАЙГОРОДСКОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ.
" Традиционную методику обучения иностранным языкам сейчас принято ругать, потому как существует мнение, что учить современных детей нужно иначе. Обычное представление о ней таково:
Ø куча скучных и трудных грамматических правил, которые нужно знать назубок;
Ø длинные списки слов, которые необходимо вызубрить;
Ø огромные тоскливые тексты, которые требуется читать и переводить, а иногда пересказывать.
Стоит ли использовать такую методику обучения иностранному языку в современной школе? Безусловно, нет! Нужно выбирать такие методы обучения, которые бы стимулировали ребят на достижение отличных результатов в освоении фонетики, грамматики и лексики изучаемого языка.
Говоря о нетрадиционных путях изучения языка, выделяю два основных:
Ø использование методов изучения иностранных языков, в основе которых лежит
эффект сверхзапоминания, когда человек воспринимает и усваивает информацию без критического её осмысления;
Ø нетрадиционные методы, предполагающие быстрое и интенсивное обучение языку, когда изучение теоретических моментов сведено к минимуму или вообще отсутствует, а главное внимание уделяется живому общению, т.е. разговорной речи.
Эти пути основаны на принципах суггестологии, разработанных болгарским учёным Г. Лозановым. Суггестология - это наука об освобождении скрытых возможностей человека. Говоря простым языком, эти методы изучения базируются на работе подсознания. Например, метод "25 кадра" и обучение языкам во сне.
Кроме того, нужно понимать, что для успешного овладения обучающимися языковыми навыками трех классических часов английского языка недостаточно. Мне, как учителю, заинтересованному в качественной языковой подготовке гимназистов, приходится прибегать к методике интенсивного изучения языка, придуманной и созданной педагогом - лингвистом Галиной Александровной Китайгородской более 30 лет назад, которая успешно соединила преимущества вышеназванных путей изучения языка.
В современной России этот метод не только не потерял своей актуальности, а наоборот приобрел еще больше поклонников в лицах преподавателей иностранных языков по всей стране. Такой успех методики Китайгородской вполне обоснован, ведь вся ее деятельность проходит под девизом: «Люби то, что делаешь, и тебе удастся превращать свои занятия в увлекательнейший процесс для многочисленных слушателей и последователей твоей работы».
Метод Галины Китайгородской - иной психологический путь достижения педагогической цели. А, как известно психологические опоры интенсивного обучения требуют соответствующей организации учебного материала и учебного процесса. Поэтому на своих уроках я стараюсь реализовать основные принципы, которые лежат в основе метода Китайгородской:
1. Принцип личностного общения. Реализация этого принципа на практике означает, например, что, задав вопрос, я стараюсь выслушать своего ученика не только и не столько как "ученика", но и как собеседника, партнера. Это умение проявляется в реакции на содержание, смысл сказанного учеником. Для преподавателя, который использует элементы интенсивного обучения это особо важное качество, так как он должен уметь строить общение в учебной группе по типу реального общения, "вплетая" в этот контекст неформального личностного общения учебный материал (упражнения).
2. Принцип игровой организации. Я создаю упражнения для решения конкретных учебных задач на определенном языковом и речевом материале, а затем комбинирую их в сценарии занятия. Коммуникативные задания в упражнениях формулируются как естественные жизненные ситуации, исходя из конкретного языкового и речевого материала, который запланирован преподавателем для определенного этапа его отработки. Постоянная смена ролей и ситуаций на занятиях способствует поддержанию мотивации речевых действий учащихся при большом количестве повторений одних и тех же языковых единиц и грамматических явлений, что является необходимым условием для формирования прочного и гибкого речевого навыка.
3. Принцип коллективного взаимодействия. Основываясь на этом принципе, я определяю такой способ организации учебного процесса, при котором:
· учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания, совершенствуя умения и навыки;
· между участниками складываются благоприятные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности обучения и творческого развития каждого;
· условием успеха каждого является успех остальных.
Метод интенсивного обучения иностранным языкам строится на большом количестве различных грамматических, лексических, фонетических упражнений, которые выполняются обучающимися за короткий срок. Но применяя метод Китайгородской, учитель не только погружает учеников в сложные упражнения, он еще и обучает, общаясь, - через общение и средствами общения. Быть интересными и коммуникабельными, развивая при этом коммуникабельность у своих слушателей, – в этом и есть уникальность учителя-филолога. Обеспечить на уроке общение реальное, личностное, доверительное, доброжелательное, ориентированное на конкретную личность, когда преподавателю интересен каждый.
Необычность метода заключается в том, что учитель даёт достаточно большие объемы материалов. От первого до последнего занятия выстроен некоторый сюжет, героями которого выступают ученики, каждый раз ожидающие новых событий, которые с ними произойдут. Метод интенсивного обучения английскому языку сочетается также со специальной технологией, так называемым «вытяжным запоминанием», обеспечивающей непроизвольное запоминание тех или иных явлений в иностранном языке. Известно, что жест, мелодика, ритм «вытягивают» из человека ту фразу, которая с ними ассоциировалась. Ребенок запоминает, потому что материал ему подают в разных эмоциональных регистрах или с использованием специального ритма, жеста, придуманного для конкретной фразы. Это может быть мелодия, движение, специфическое произношение, сходство с родным или вторым изучаемым языком, благодаря чему обеспечивается запоминание. Такая методика очень часто используется мною на уроках английского языка и приносит очень хорошие результаты, ребята намного быстрее запоминают сложные слова, фразы, устойчивые выражения. Замечу, что это безумно увлекательный процесс, построенный на хороших психотерапевтических основах, позволяющий снять многие комплексы и свободно общаться.
Часто под термином «интенсивное обучение» подразумевается «сухое» изучение огромного количества учебного материала за короткий срок. И я не отрицаю присутствия большого количества различных тренировочных грамматических, лексических, аудитивных упражнений на своих уроках. Но основываясь на методике Г.А. Китайгородской, интенсивность для меня значит напряженность, но не физическую. Напротив, есть контраст между физическим расслаблением, релаксацией, когда снимаются внутренние напряжения и зажимы, и умственной активностью. Я стараюсь снять психологические барьеры, и ребенок чувствует себя свободно, комфортно. Напряжение проявляется на двух уровнях: интеллектуальном и творческом. Через каждые несколько минут перед слушателями ставятся новые задачи, которые требуют напряженной творческой работы. Представьте себе, на уроках английского языка ребята не только учатся говорить и думать по-английски, они начинают писать стихи, проявлять актерские и иные таланты, о которых раньше даже не подозревали. Для меня интенсивность - это умение учителя создать то напряжение в группе, которое не позволяет ни минуты бездельничать: должна быть вовлеченность и включенность каждого ученика на протяжении всего занятия. Усталость понятие скорее психологическое, а здесь ее нет. Лучшим завершением урока может быть только неожиданность прозвеневшего звонка, и это является очень важным положительным моментом в использовании метода Китайгородской.
Восприятие урока детьми полностью меняется, что обеспечивает успешность данного метода. Для них это уже не скучное занятие, заполненное монотонным голосом учителя, объясняющего сложные грамматические правила, это вспышка, всплеск эмоций, выраженных на английском языке. Со стороны уроки напоминают занятия театрального кружка на иностранном языке. Участники образовательного процесса оказываются как бы внутри пьесы, написанной о них и для них, и сначала проговаривают свои роли за преподавателем (так происходит заучивание новых слов и грамматических структур), а затем импровизируют. Но это не просто болтовня, а продуманная языковая тренировка. Здесь важно не то, как ты говоришь, а что говоришь. Благодаря этому продуктивному методу, у меня появилась возможность качественно обучать ребят не только основам грамматики, но также и азам разговорной речи. Потому как прописной истиной всех последователей этого удивительного метода является утверждение его создателя Г.А. Китайгородской о том, что с самого начала ведения разговора на английском и любом другом иностранном языке ребенок должен понимать, почему он использует ту или иную грамматическую конструкцию. Безусловно, у такого нетрадиционного метода преподавания иностранных языков много последователей, особенно в высшей школе, учителя же «иностранцы» в средней школе, по непонятным мне причинам, редко его используют.
В условиях работы в таком образовательном учреждении как «МБОУ гимназия №2 Квантор» использование метода Китайгородской приносит очень хорошие результаты. С первых уроков, ребята погружаются в очень сложный, но при этом захватывающий процесс изучения английского языка, и каждый раз, приходя ко мне на урок, они спрашивают: « А сегодня, мы, что будем делать?»
Приведя в пример несколько произведений американских или британских писателей, я даю ученикам пять минут для того, чтобы они приготовились описать свою любимую книгу. Единственным условием является то, чтобы монолог шел на английском языке. И когда кто-нибудь из учащихся приступает к рассказу, я как учитель - наставник вступаю с ним в диалог, как бы невзначай исправляя неправильный предлог или подсказывая нужное слово, используя мимику, жесты, схожие с русскими слова.
Очень важными факторами успешного применения отдельных элементов метода Китайгородской является техническое оснащение кабинетов иностранного языка, а также ИКТ-компетентность педагога, без которых воплощение принципов метода в жизнь затруднительно. Хочется отметить, что в гимназии искусств учителя иностранного языка осваивают новое лингафонное оборудование, используют интерактивную доску, что позволяет в несколько раз улучшить усвоение британской и американской речи учащимися. Я ищу такие методы обучения гимназистов, которые бы способствовали не только улучшению качества знаний, но и повышали уровень мотивации учащихся к изучаемому языку. Необычные, заставляющие мыслить творчески упражнения, являются основой формирования лингвистической компетенции у учащихся гимназии. Мне удалось добиться более высоких результатов в освоении обучающимися таких сложных грамматических конструкций как «Согласование времен», «Страдательный залог», «Герундий», кроме того метод помог намного качественнее совершенствовать навыки диалогической и монологической речи, у на благодаря последней, уровень мотивации обучающихся к изучению английского языка возрос, даже у тех ребят, которые языками никогда не увлекались.. Кроме того, методика, используемая мной практически на каждом уроке, является удивительной опорой для ребят, готовящихся к городским олимпиадам по английскому языку и лингво – страноведческим конференциям. Так, за последние три года, пять гимназистов завоевали призовые места на городских фонетических Работая с гимназистами, по методу Китайгородской, увлекая их в мир английского языка, я сама оказалась в водовороте мыслей и идей, не заметив, как научилась работать эвристически, тоесть видеть и понимать английский язык с творческой стороны. Безусловно, на уроках невозможно применить метод «интенсивного обучения» таким, каким он был создан, и во многом это и ни к чему, потому как, кроме успехов в говорении, мы должны добиться положительных результатов и в подготовке к сдаче единого государственного экзамена, в котором, к сожалению, пока не предусматривается проверка такого вида речевой деятельности, как говорение. Но основываясь на принципах суггестологии, которые являются основой метода Китайгородской, можно отлично подготовить ребят и к ЕГЭ. Главное, чтобы учитель понимал то, что необязательно стараться внедрять в процесс преподавания одну отдельно взятую методику, просто нужно иметь свой собственный стиль преподавания, основанный на личном приобретенном опыте, и заимствовании отдельных методов и приёмов из разных источников.
Кроме того не стоит, например, никогда принимать всерьёз разговоры о способностях разных детей к иностранным языкам. Всё равно никто толком не знает, что это такое. Языки не изобретались в кабинетах и лабораториях, они формировались у народов в течение долгого времени и возникли именно как средство общения между людьми. Это значит, что любой человек, умеющий воспроизводить звуки, слышать их и видеть буквы, потенциально способен освоить иностранный язык. В конце концов, свой родной язык он освоил, так как все-таки на нем говорит.
В заключение хотелось бы привести в пример слова самого создателя метода интенсивного обучения иностранным языкам Г.А. Китайгородской: «Каждый педагог настолько самостоятелен в выборе методов и приемов обучения иностранному языку, настолько динамичен в своих желаниях, что единственной конечной целью его работы может быть только успешный ученик, для которого иностранный язык стал родным»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Проблемное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.
Данная работа представляет собой презентацию, в которой изложены основные положения технологии проблемного обучения с позиции формирования коммуникативной компетенции....
Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся
Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...
статья" УМК под редакцией С.И.Львовой как средство формирования лингвистических компетенций школьника"
В статье рассказала, как можно формировать лингвистическую компетенцию ученика , используя материал учебника.Для этого проанализировала учебники 5-9 классов. На отдельных примерах показала , что...
«Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»
Педагогический опыт «Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся» сформирован...
Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".
Центральными проблемами модернизации обучения иностранному языку в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...
Технология совместного обучения как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...