Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными. ( 9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.

Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП;     определять способы их связи с главным предложением; умение составлять схемы СПП, различать придаточные определительные и придаточные изъяснительные.

Оборудование: карточки для работы у доски, текст  для работы.Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.

Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП;     определять способы их связи с главным предложением; умение составлять схемы СПП, различать придаточные определительные и придаточные изъяснительные.

Оборудование: карточки для работы у доски, текст  для работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными.   ( 9 класс)

Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.

Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП;     определять способы их связи с главным предложением; умение составлять схемы СПП, различать придаточные определительные и придаточные изъяснительные.

Оборудование: карточки для работы у доски, текст  для работы.

ХОД УРОКА

I..    Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу с придаточными определительными и изъяснительными в сложноподчиненных предложениях (СПП). Наша задача - научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП, определять способы их связи с главным предложением, строить схемы таких предложений, научиться правильно ставить знаки препинания.

II. Фронтальная беседа

       -Как определить вид придаточного предложения?

  • На какие вопросы отвечают придаточные определительные? Изъяснительные?
  • Каковы способы их связи с главным предложением?
  • Запишите предложения. Дайте им характеристику. Составьте схемы.
  • 1.        Мы любим маму за то, что в трудную минуту мы можем всплакнуть у родного плеча.

(Повеств., невосклиц., сложное, сложноподчиненное, связь союзная)

[глагол + указат. мест, то], (союз что ...).

2.Мы любим ее за то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце свое.            [глагол + указат. мест, то], (союз что ...).

III.Конструирование предложений

На доске написаны слова поэта М.Джалиля. Эти слова можно взять эпиграфом к нашему уроку.

Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать!

-Какое это предложение? (Сложное, сложноподчиненное, т.к. одна часть подчиняется другой. Главное предложение с придаточным связано при помощи союзного слова чье. От существительного (женщину) в главном предложении поставим вопрос к придаточному предложению -какую? Вид придаточного - определительное.)

Устно перестройте это предложение в предложение с прямой речью. Потом предложение с прямой речью замените синонимичным СПП с придаточным изъяснительным.

Муса Джалиль писал, что «мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать!».

- Записываем в тетрадь. Определяем вид придаточных предложений, способы связи. Строим схему предложения.   [... глагол], (союз что ... указат. мест, ту + сущ.), (союзн. слово чье...)

-        Обратите внимание на схемы построения СПП с придаточными определительными и
изъяснительными. От какого слова в главном предложении ставится вопрос к придаточному
определительному? Придаточному изъяснительному?                                                                                            
IV. Поработаем со связным текстом.                  Читаем текст.                                                                         Мама! Мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье.

Я помню, как незаметно могли твои руки вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку.

Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу.

Оглянись же и ты, юноша, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать?

Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?

-        Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора этого произведения? (Эти слова принадлежат Олегу Кошевому, герою романа Фадеева. «Молодая гвардия».)

Как вы думаете, в каком предложении заключена основная мысль текста? (В последнем.)

Запишите в тетрадях под диктовку предложение.

1. Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете.

-        Какие гласные должны быть в корне слова осознавать? Подбираем проверочные слова.

Ученик работает у доски (по карточке).                                                                                                                2.        Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби,
где ты полоскала белье.
                                                                                                                                       Дайте графическое объяснение знаков препинания. Выделите орфограммы. Определите вид придаточного предложения.

  • Что помогло вам определить, что несгибающиеся и залубеневшие - это причастия? (Суффиксы -ющ-, -вш- обозначают признак по действию.)
  • Определите лексическое значение слова прорубь. (Отверстие, прорубленное во льду, на реке, водоеме.)
  • Замените (устно) причастный оборот синонимичной конструкцией. (Которые загрубели от студеной воды.)
  • Вид придаточного предложения? (Придаточное определительное.)
  • В какой речи мы употребляем слова залубеневшие (замерзшие), студеная (холодная)? (В разговорной речи.)

Ученик работает у доски по карточке со вторым предложением из текста.

- Вы списываете с доски следующие предложения, раскрывая скобки.

3.        Я помню, как (не)заметно (заменить синонимом легко) могли твои руки вынуть занозу из
пальца у сына и как они мгнове(н,нн)о продевали нитку в иголку,

  • В слове незаметно выделите основу. (Незаметно.)
  • Почему все слово является основой? (Это наречие - неизменяемая частъ речи.)
  • Обратите внимание, что два придаточных предложения соединены одиночным союзом и. Оба придаточных одного вида - изъяснительные, они поясняют одно слово в главном предложении (и напоминают однородные члены). Запомните: запятая в таких случаях перед одиночным союзом и не ставится, как и при однородных членах.

Запишите предложение в тетрадь и выполните задания.

4.        Нет (ни) чего на свете, чего (бы) (не) сумели  руки твои, что было (бы) им не под силу.

-        Дайте характеристику предложению. (Сложноподчиненное, состоит из главного и двух при
даточных.)

-        Выделите грамматическую основу главного предложения. (Слово нет - главный и единственный член этого безличного предложения.)

Запишите предложение в тетрадь и составьте его схему.

5.        Оглянисъ(же) и ты, юноша, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать?                               [... глагол], (союзное слово кого ...)?

-        К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (К художественному.)

-        По каким признакам вы определили, что это художественный стиль? (Используется худо
жественный прием
- единоначатие - анафора. Есть обращения, риторические вопросы. Автор
использует эпитеты
(залубеневшие руки, студеная вода).

Читаем последнее предложение текста.

6.        Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют
наши матери?

-        Что оно собой представляет? (Риторический вопрос.)

Что такое риторический вопрос? (Учащиеся читают свои ответы. Характеризуют предложение.)

V.Подведение итогов

- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
VI. Домашняя работа

 Напишите сочинение-рассуждение «Согласны ли вы со словами Н.Островского "Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу. Это - мать. " ?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе.

Разработка урока по теме: Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе, используя приемы Сингапурской методики...

Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"

Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...

Презентация к уроку по теме: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Презентация к уроку по теме: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным....

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным"

.Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»В соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русского языка в 9 классе тема «Сложноподчинённое пр...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...