Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными. ( 9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.
Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; определять способы их связи с главным предложением; умение составлять схемы СПП, различать придаточные определительные и придаточные изъяснительные.
Оборудование: карточки для работы у доски, текст для работы.Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.
Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; определять способы их связи с главным предложением; умение составлять схемы СПП, различать придаточные определительные и придаточные изъяснительные.
Оборудование: карточки для работы у доски, текст для работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и изъяснительными. ( 9 класс)
Цель: обобщить и закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении данной темы.
Задачи: научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; определять способы их связи с главным предложением; умение составлять схемы СПП, различать придаточные определительные и придаточные изъяснительные.
Оборудование: карточки для работы у доски, текст для работы.
ХОД УРОКА
I.. Вступительное слово учителя
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу с придаточными определительными и изъяснительными в сложноподчиненных предложениях (СПП). Наша задача - научиться находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП, определять способы их связи с главным предложением, строить схемы таких предложений, научиться правильно ставить знаки препинания.
II. Фронтальная беседа
-Как определить вид придаточного предложения?
- На какие вопросы отвечают придаточные определительные? Изъяснительные?
- Каковы способы их связи с главным предложением?
- Запишите предложения. Дайте им характеристику. Составьте схемы.
- 1. Мы любим маму за то, что в трудную минуту мы можем всплакнуть у родного плеча.
(Повеств., невосклиц., сложное, сложноподчиненное, связь союзная)
[глагол + указат. мест, то], (союз что ...).
2.Мы любим ее за то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце свое. [глагол + указат. мест, то], (союз что ...).
III.Конструирование предложений
На доске написаны слова поэта М.Джалиля. Эти слова можно взять эпиграфом к нашему уроку.
Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать!
-Какое это предложение? (Сложное, сложноподчиненное, т.к. одна часть подчиняется другой. Главное предложение с придаточным связано при помощи союзного слова чье. От существительного (женщину) в главном предложении поставим вопрос к придаточному предложению -какую? Вид придаточного - определительное.)
Устно перестройте это предложение в предложение с прямой речью. Потом предложение с прямой речью замените синонимичным СПП с придаточным изъяснительным.
Муса Джалиль писал, что «мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать!».
- Записываем в тетрадь. Определяем вид придаточных предложений, способы связи. Строим схему предложения. [... глагол], (союз что ... указат. мест, ту + сущ.), (союзн. слово чье...)
- Обратите внимание на схемы построения СПП с придаточными определительными и
изъяснительными. От какого слова в главном предложении ставится вопрос к придаточному
определительному? Придаточному изъяснительному? IV. Поработаем со связным текстом. Читаем текст. Мама! Мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье.
Я помню, как незаметно могли твои руки вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку.
Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу.
Оглянись же и ты, юноша, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать?
Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?
- Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора этого произведения? (Эти слова принадлежат Олегу Кошевому, герою романа Фадеева. «Молодая гвардия».)
Как вы думаете, в каком предложении заключена основная мысль текста? (В последнем.)
Запишите в тетрадях под диктовку предложение.
1. Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете.
- Какие гласные должны быть в корне слова осознавать? Подбираем проверочные слова.
Ученик работает у доски (по карточке). 2. Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби,
где ты полоскала белье. Дайте графическое объяснение знаков препинания. Выделите орфограммы. Определите вид придаточного предложения.
- Что помогло вам определить, что несгибающиеся и залубеневшие - это причастия? (Суффиксы -ющ-, -вш- обозначают признак по действию.)
- Определите лексическое значение слова прорубь. (Отверстие, прорубленное во льду, на реке, водоеме.)
- Замените (устно) причастный оборот синонимичной конструкцией. (Которые загрубели от студеной воды.)
- Вид придаточного предложения? (Придаточное определительное.)
- В какой речи мы употребляем слова залубеневшие (замерзшие), студеная (холодная)? (В разговорной речи.)
Ученик работает у доски по карточке со вторым предложением из текста.
- Вы списываете с доски следующие предложения, раскрывая скобки.
3. Я помню, как (не)заметно (заменить синонимом легко) могли твои руки вынуть занозу из
пальца у сына и как они мгнове(н,нн)о продевали нитку в иголку,
- В слове незаметно выделите основу. (Незаметно.)
- Почему все слово является основой? (Это наречие - неизменяемая частъ речи.)
- Обратите внимание, что два придаточных предложения соединены одиночным союзом и. Оба придаточных одного вида - изъяснительные, они поясняют одно слово в главном предложении (и напоминают однородные члены). Запомните: запятая в таких случаях перед одиночным союзом и не ставится, как и при однородных членах.
Запишите предложение в тетрадь и выполните задания.
4. Нет (ни) чего на свете, чего (бы) (не) сумели руки твои, что было (бы) им не под силу.
- Дайте характеристику предложению. (Сложноподчиненное, состоит из главного и двух при
даточных.)
- Выделите грамматическую основу главного предложения. (Слово нет - главный и единственный член этого безличного предложения.)
Запишите предложение в тетрадь и составьте его схему.
5. Оглянисъ(же) и ты, юноша, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать? [... глагол], (союзное слово кого ...)?
- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (К художественному.)
- По каким признакам вы определили, что это художественный стиль? (Используется худо
жественный прием - единоначатие - анафора. Есть обращения, риторические вопросы. Автор
использует эпитеты (залубеневшие руки, студеная вода).
Читаем последнее предложение текста.
6. Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют
наши матери?
- Что оно собой представляет? (Риторический вопрос.)
Что такое риторический вопрос? (Учащиеся читают свои ответы. Характеризуют предложение.)
V.Подведение итогов
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
VI. Домашняя работа
Напишите сочинение-рассуждение «Согласны ли вы со словами Н.Островского "Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу. Это - мать. " ?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе.
Разработка урока по теме: Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе, используя приемы Сингапурской методики...
Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"
Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...
Презентация к уроку по теме: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
Презентация к уроку по теме: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным....
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным"
.Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»В соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русского языка в 9 классе тема «Сложноподчинённое пр...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...