"Понятие о деепричастии"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Урок руского языка в 7 классе с применением технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rkmchp_deeprichastie.rar | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе по теме "Понятие о деепричастии"
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: формирование понятия о деепричастии как части речи.
Задачи урока:
1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;
2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;
3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в
парах;
4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
- ИКТ.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint
Ход урока
I. Стадия вызова.
-Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?
- Русский художник А.И.Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это «Лунная ночь на Днепре».
- Прочитайте текст.
- Выпишите словосочетания, отображающие изображённое на картине.
- Слова каких частей речи помогают понять и прочувствовать пейзаж?
(Прилагательные «широкое, невесомых, мощное, безбрежная и др.», причастия «сияющая, раскинувшаяся и др.», глаголы «поражаешься, завораживает, разлился» позволяют увидеть прелесть и динамизм пейзажа и понять чувства зрителя, всматривающегося в картину).
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств описана красота ночного Днепра?
(Эпитеты: «невесомые облака», «безбрежная гладь», метафоры: «грациозно изогнув своё мощное русло», «паутинка дорожек», )
А.И. Куинджи в своей известной картине «Лунная ночь на Днепре» изобразил тихий спокойный пейзаж. Зрителю открывается большое широкое пространство, на переднем плане которого слегка различимы в ночной тьме крыши домов небольшой деревни.
Останавливаясь перед картиной, поражаешься удивительному сиянию лунного света, который манит и завораживает. Зеленоватая лента Днепра пересекает равнину, грациозно изогнув своё мощное русло. Ее безбрежная гладь почти сливается у горизонта с ночным небом с рябью невесомых облаков. Легкие облака чуть раздвинулись, освободив окошко для луны. Высоко в ночном небе повисла сияющая луна, освещая реку, паутинку дорожек и раскинувшиеся по берегу украинские хатки.
Фосфоресцирующий свет, отражаясь от зеркальной глади Днепра, разлился вокруг, погрузив землю в таинственный и волшебный мир. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины. Величественный и торжественный покой опустился на землю, напоминая о вечности мироздания и непреходящей красоте.
Запишите в строчку:
1) манит, повисла, замерла, погрузив.
2) высоко, изогнув, темно, грациозно.
3) заворожённая, сияющая, фосфоресцирующий, отражаясь.
- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.
- А теперь поиграем.
1. Игра «Четвертый лишний».
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
- Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку ―Знаю‖ маркировочной таблицы:
Проверка.
-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
2. Объявление темы урока, формулировка целей урока. Заполняют графу «Хочу узнать».
II. Осмысление содержания
Работа учащихся в парах. Каждой паре подготовить по 2 вопроса по тексту параграфа и задать их другим после обсуждения помет.
- Обратимся к учебнику.
1. Читают параграф учебника, делают в тексте пометки:
V – знаю;
+ – узнал новое;
! – удивило.
- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса по тексту).
Комментарий учителя.
В термине «деепричастие» нам знакома вторая часть, а что же означает первая?
Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный.
Обратившись к словарю, узнаём, что термин “деепричастие” возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее+причастие) и объяснить его можно как причастность к действию и обозначает в предложении добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, так как не изменяется.
В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия – это особые формы глагола.
- Проверка вопросов.
- Это «тонкие» вопросы. Почему?
- А я задам «толстый» вопрос: Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвините свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол.
Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.
-Заполните колонку «Узнал новое». Проверка.
- Кто попробует составить кластер деепричастия?
Пример составленного кластера
III. Рефлексия
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
-Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях.
Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под
таинственно сияющим небом.
-Найдите грамматическую основу.
Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие
выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию? Какая часть речи перед нами?
-Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?
- Дополним ТАБЛИЦУ, что узнали нового. (Деепричастие относится к тому же объекту, который совершает основное действие).
Контроль полученных знаний, умений, навыков: анализ художественного текста.
- Прочитайте вначале текст про себя. Прочитайте выразительно.
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая…
Трепет чуть шепчущих листьев
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.
И улыбалася кротко
Ночь, над землей пролетая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
(А.Плещеев)
- Что вы себе представили, когда читали стихотворение?
- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетания с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют (текст проецируется на экране), какой объект действует в предложении.
- Проверка.
- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?
- Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.
- Какой термин бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?
- Составление синквейна «Деепричастие».
1. Нашел деепричастие правильно.
2. Нашел деепричастие неверно.
3. Вызвало затруднение:
не смог отличить деепричастие от глагола;
не смог отличить деепричастие от причастия.
IV. Подведение итогов урока. Поработайте с табличками. Подумайте, было ли что-то, что удивило на уроке?
- Что нового узнали?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание. § 26, упр. 160 (п) - исправление речевых ошибок (у.), 4-5- предложений с использованием 3-х деепричастий на тему «Ночь на картине А.И.Куинджи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Цель урока:1. Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2. Фор...
Методическая разработка по теме: "Понятие о деепричастии".
Методическая разработка урока по теме: "Понятие о деепричастие"....
Урок русского языка "Понятие о деепричастии"
Знакомство с данной формой глагола;формирование умения отличать от других частей речи;формирование умения определять глагол, от которого образовано....
Урок русского языка для 7 класса "Понятие о деепричастии"
Урок русского языка - первый урок по теме "Деепричастие"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Понятие о деепричастии"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Понятие о деепричастии" . Цель урока: формирование знаний о грамматических признаках деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в реч...
Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...
Урок русского языка на тему "Понятие о деепричастии"
Данная разработка представляет собой урок русского языка для 7 класса на тему "Понятие о деепричастии" . Разработка составлена с ориентацией на системно -деятельностный поход в обучении. Урок со...