Открытый урок по русскому языку в 11 классе с применением КСО
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Преподавание предмета «русский язык» в старших классах на современном этапе имеет ярко выраженную практическую направленность. Причиной этого становятся жесткие условия конкуренции при поступлении в вуз и система ЕГЭ, совмещающая выпускной и вступительный экзамены. Перед учителем русского языка прежде всего ставится задача подготовить учащегося к экзамену так, чтобы он имел возможность набрать как можно большее количество тестовых баллов.
Одна из серьезных проблем состоит в том, что учащиеся зачастую не владеют навыками самостоятельной работы с учебным материалом, хотя они необходимы каждому участнику ЕГЭ. Организация учебного процесса, направленная на выработку навыков самостоятельной практической работы учащихся, эффективно осуществляется при использовании элементов КСО. В процессе подготовки к учебному занятию на предварительном этапе подготовки учителем проводится структурирование учебного материала; создается система заданий и вопросов для работы в сменных парах. Основой для успешной деятельности по системе КСО становится создание благоприятных условий для выработки навыка работы в сменной паре, а также организация деятельности по выработке системы адекватной само- и взаимооценки знаний. Работа в сменной паре позволяет учащимся закрепить полученные знания и навыки, включаясь в различные виды учебной деятельности (объяснение материала, беседа, составление опорных схем и моделей, само- и взаимооценка, коррекция результата).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_11_kl.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"
Цели:
- образовательные: проконтролировать степень усвоения знаний, умений, навыков по изученной теме;
формировать умения делать правильный выбор в определении типов односоставных предложений; умение пользоваться в описании односоставными предложениями;
- развивающие: развивать память, речь, творческое мышление, орфографическую зоркость; развивать умения анализировать; развивать навыки самостоятельной работы;
- воспитательные: способствовать развитию интереса учащихся к изучению русского языка; воспитывать любознательность, чуткое отношение к слову, культуру речи.
Методические приёмы: групповая работа, работа в парах сменного состава, взаимопроверка, самопроверка, работа по алгоритму
План урока:
- Повторение. Словарный диктант в форме взаимодиктанта по методике КСО
- Обобщение знаний. Рассказ о видах односоставных предложений. Групповая работа
- Закрепление знаний. Определение вида односоставного предложения по алгоритму. Форма работы – взаимотренаж.
- Контроль знаний в форме теста.
- Домашнее задание
Ход урока
1. Повторение.
1. Словарный диктант в форме взаимодиктанта по методике КСО.
1 карточка: авантюра, колоссальный, президент;
2 карточка: дебаты, дискуссия, ассистент;
3 карточка: идеализм, дефицит, бандероль;
4 карточка: компромисс, эксперимент, декламация.
Алгоритм работы в паре (по методике словарного диктанта)
- Прочитай напарнику первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения.
- Выслушай, как напарник произнесет слово по слогам орфографически. Если слово произнесено правильно, твой напарник может записывать его в тетрадь. Если слово произнесено неправильно, поправь напарника. Добивайся, чтобы он проговорил слово верно.
- Проследи, как напарник записывает слово в тетрадь. Записывая, он должен проговаривать его по слогам.
- Теперь поменяйтесь ролями. Твой напарник диктует тебе первое слово из своей карточки в соответствии с нормами произношения и т. д. (см. пункты 2-4).
- Вновь поменяйтесь ролями. Таким образом, поочередно продиктуйте друг другу все слова из своих карточек (по пунктам 1-4).
Таким образом, один ученик работает с соседом по парте, затем с соседом напротив и с соседом наискосок.
- Поблагодарите друг друга за работу и смените напарников.
Ключ к словарному диктанту:
Авантюра, колоссальный, президент, дебаты, дискуссия, ассистент, идеализм, дефицит, бандероль, компромисс, эксперимент, декламация.
Лист учёта ответов учащихся. Самооценка фиксируется в листах учёта.
словарный диктант | |
Кол-во ошибок | Слова, в которых допущены ошибки |
1. 2. 3. 4. 5. |
2. Работа в группах. Работа учащихся в парах сменного состава.
Группа состоит из четырёх-пяти человек. Каждый учащийся является активным участником, выполняя определённую роль. Первый участник группы работает по теме «Определённо-личные предложения», второй – по теме « Неопределённо-личные предложения», третий - «Безличные предложения», четвертый - «Назывные предложения».
(Для работы заготовлено 21 карточки – по количеству учащихся в классе, в каждой по два задания: теоретическое и практическое).
Алгоритм работы.
1.Каждый учащийся получает карточку, внимательно читает задание и выполняет его.
Затем он получает от учителя карточку–ключ и проверяет по ней, правильно ли он выполнил задание. Если находит ошибки, то делает работу над ошибками. (Самопроверка)
2. Затем учащиеся, сидящие в парах, обмениваются карточками и выполняют карточку соседа (карточка-ключ в это время лежит на краю парты «лицом» вниз). Затем проверяют друг у друга задание, обращаясь при необходимости к карточке-ключу. Если есть ошибки, то тот, кто правильно ответил на вопрос, объясняет напарнику. Если ошибок нет, то партнеры выставляют «+» или «-» за первое задание, благодарят друг друга и ищут новую пару. (Взаимопроверка)
3. В новой паре работа начинается с пункта №2. (Карточка, полученная учеником в начале урока, остается у него до конца)
(Если учащиеся оказываются свободными, то они выполняют работу «Свободная минутка?»)
Свободная минутка? (на доске)
Задание: Списать, проставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор и анализ предложения.
Увидишь в багрец одетую осину, и сердце встрепенется. – (В. Солоухин)
(повеств., невоскл, ССП, 1 ч. односост. опред.-лич., распр, необособл.прич. оборот; 2 ч. двусост., нераспр.)
Карточка №1. 1. Односоставными определенно- личными предложениями называются___________ ____________________________________ 2. Найти односоставное определенно-личное предложение:
| Карточка-ключ №1. 1.Определенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. 2. - 1 |
Карточка №2. 1. Односоставными неопределенно- личными предложениями называются______________ ______________________________________ 2. Найти односоставное неопределенно-личное предложение:
| Карточка-ключ №2. 1. Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3 –го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. 2.- 2 |
Карточка №3. 1. Односоставными безличными предложениями называются______________ _____________________________________ 2. Найти односоставное безличное предложение:
| Карточка-ключ №3. 1. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица единственного числа в настоящем или будущем времени или в форме среднего рода в прошедшем времени. 2. - 3 |
Карточка №4. 1. Односоставными назывными предложениями называются______________ ______________________________________ 2. Найти односоставное назывное предложение:
| Карточка-ключ №4. 1. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. 2. - 3 |
Лист учёта ответов учащихся. Взаимооценка фиксируется в листах учёта.
Фамилия, имя учащегося | Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 | Карточка №4 |
3. Закрепление знаний. Взаимотренаж в парах постоянного состава.
Алгоритм работы.
1. Прочитай напарнику первое предложение из своей карточки в соответствии с нормами произношения;
2. Подожди, пока напарник определит вид односоставного предложения и запиши его ответ в лист учета. Если ответ правильный, то ставишь «+».
3.Если он ошибся в ответе, то он имеет 1 право на ошибку;
4. Если второй ответ напарника неправильный, то объясни правильное решение. В листе учета проставь «-»;
5. Твой напарник начинает согласно пункта 1-4.
1 ученик | ключ | 2 ученик | ключ |
1.Лес. Просека. Зима. | назывное | 1. В доме шумят | неопределенно-личное |
2. Выбери из вещей самое нужное. | определенно - личное | 2. Мне не спится. | безличное |
3.Вечереет. | безличное | 3. Подожди здесь, у этой ивы | определенно - личное |
4. Целый букет роз принесут из оранжереи. | неопределенно-личное | 4. Утро в лесу. | назывное |
Лист учёта ответов учащихся. Взаимооценка фиксируется в листах учёта.
Фамилия, имя учащегося | Предложение №1 | Предложение №2 | Предложение №3 | Предложение №4 |
4. Контроль знаний в форме теста.
Мини – тест.
Задание: дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ.
1 вариант
А1. Найти односоставное определенно-личное предложение:
- Люблю дымок спаленной жнивы.
- На небе нет ни облачка.
- Ночь прошла.
А2. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать.
2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого.
3) По аллее проводят лошадок.
4) В белом небе стая чёрных галок.
А3.Определите тип предложения «Не цвести цветам поздней осенью».
- безличное;
- определенно-личное;
- неопределенно-личное.
В1 Среди предложений 12–20 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения
(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит.(16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать
В2 Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
…(21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
2 вариант
А1.Найти односоставное неопределенно-личное предложение:
- Степь и дали.
- От него ждали чуда.
- Я люблю землю своих предков.
А2. Укажите определённо-личное предложение:
- В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами.
- Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан.
- Во всём доверься высокой совести своей.
- Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне.
А3.Определите тип предложения: «Богато убранный кабинет».
- безличное;
- назывное;
- неопределенно-личное;
- определенно-личное.
В1 Среди предложений 7 – 14 найдите простое безличное предложение. Напишите его номер.
(7) Но, несмотря ни на что, огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него. (8) Они называют такую позицию "принципиальным отказом" от попытки разрешить "неразрешимые вопросы". (9) Так людям, поглощенным созданием и реализацией своих текущих планов, легче жить. (10) Они стремятся "устраиваться в жизни", добывать жизненные блага, утверждать и укреплять свою позицию в жизненной борьбе. (11) Стремление к процветанию, к житейскому благополучию кажется им осмысленным, очень важным делом, а поиски ответа на «отвлеченные» вопросы — бессмысленной тратой времени. (12) Вот молодой человек окончил учебу и сразу приступил к поиску теплого местечка на службе. (13) Вскоре «местечко» найдено, и он уже задумался о карьере, об удачной женитьбе, о «семейном гнездышке».
(14) Сразу после того, как цели поставлены, начинается поиск жизненных средств к их осуществлению: плетутся интриги на службе, завязываются нужные знакомства, обделываются денежные дела, совершаются выгодные приобретения.
В2 Среди предложений 2 – 7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
…(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ.
3 вариант
А1.Найти односоставное безличное предложение:
- Травы скашивают рано утром.
- Узнаю перекличку скворцов и синиц.
- Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.
А2. Укажите назывное предложение:
1) Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять.
2) Убежать с тобою мне бы в синее заречье…
3) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом.
4) Тихая, звёздная ночь.
А3.Определите тип предложения: «На шкурах расставят глиняные горшки с горячим отваром»
- безличное;
- назывное;
- неопределенно-личное;
- определенно-личное.
В1. Среди предложений первого абзаца найдите простое односоставное определенно-личное предложение. Напишите его номер.
(1) Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. (2) При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. (3) Даже степени значительности посещенных вами мест старайтесь не устанавливать. (4) Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. (5) Любой город, любая страна, любое место, к поездке в которые вы не подготовились, неинтересны и скучны. (6) И наоборот, если вы знаете историю места, оно становится в десять раз интереснее.
В2. Среди предложений 1–7 найдите сложные, которые включают в себя односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
(3) Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. (5) Он ставит себе цель, достойную человека. (6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7) Да, радость!
4 вариант
А1. Найти односоставное назывное предложение:
- Бурей выбросило на берег много ракушек.
- Становится светлее.
- Небо да море.
А2. Укажите безличное предложение:
1) Бодро идёшь домой.
2) Шума волн не слышно было за голосами.
3) По наружности о человеке не суди.
4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье?
А3.Определите тип предложения: «Давай сегодня осмотрим северные склоны»
- безличное;
- назывное;
- неопределенно-личное;
- определенно-личное.
В1. Среди предложений 18—24 найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)3атем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте — футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».
(21 )Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Ду-маете, её стали бы слушать и смотреть поэты?
В2.Среди предложений 5—11 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (Ю)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его.
Ключ:
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
А1 - 1 | А 1 - 2 | А 1 - 3 | А 1 - 3 |
А 2 - 3 | А 2 - 3 | А 2 - 4 | А 2 - 2 |
А 3 - 1 | А 3 - 2 | А 3 - 3 | А 3 - 4 |
В1- 20 | В1- 9 | В1- 3 | В1 - 22 |
В2- 21, 26 | В2 - 3 | В2 - 2, 4 | В2 - 6 |
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «2»
Лист учёта ответов учащихся. Взаимооценка фиксируется в листах учёта.
Фамилия, имя учащегося | Всего баллов | Оценка |
5. ИТОГ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...