Рабочая программа по русскому правописанию.10 класс.Программа С.И. Львовой
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Рабочая программа по русскому правописанию.10 класс.Программа С.И. Львовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

Принята        

на педагогическом совете

от  _____2014 года протокол  №___

Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ № 39

от ________2014 года № ____

Рабочая программа

курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»

10 класс

Разработала

учитель русского языка

 и литературы

М.Л. Земятченская

2014 год

Пояснительная записка

Документ

С.И.Львова. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективный курс. М. «Мнемозина». 2009г. Русское правописание: орфография и пунктуация.

Количество часов в год – 34, в неделю – 1

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой самореализации личности, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

            Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся

во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемогоявления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания;

во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.

Важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщениезнаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику. Существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.д.).

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография – 10-й класс, пунктуация – 11-й класс. Такой подход не исключает, а предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

           Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно – семантических схем слова или морфемно–словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

            Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию  функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

Задачами курса на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

  • систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
  • обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
  • систематизация и обобщение знаний в области правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
  • углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
  • формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  •  развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.
  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Формируемые компетенции

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного

процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностногоподхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшейшколы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииразвиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление

взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые

средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами, разнообразные виды переложения текста (передачи его содержания) в устной и письменной формах, самовыражение и литературное творчество учащихся, публичная речь.

Содержание тем учебного курса

Особенности письменного общения (2 часа)        

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

от смысла   →   к средствам его выражения   в устной форме и в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (30 часов)

Орфография как система правил правописания (2часа)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 часов)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).(1 час)

Правописание корней (6 часов)

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас- -кос-, -лаг- -лож-, -бир- -бер-, -тир- -тер-, -стел- -стил- и др. (зависимость от последующего гласного); 2) –раст(щ)- - -рос- , -скак- - -скоч- (зависимость от последующего согласного);3) –гар- -гор-, -твар- -твор-, -клан- -клон-, -зар- -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и др.).

Правописание приставок (1 час)

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з / с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов (6 часов)

Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: - арь, -тель-, -ник, -изн (а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит- , -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: - и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний (1 час)

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем (3 часа)

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно–словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Приём поморфемной записи слов (рас-чёс-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (9 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка  о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при  написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарём «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (1 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.  Работа со словарём «Строчная или прописная?».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

В отличие от авторской программы уменьшено количество часов  на изучение разделов:

 «Слитные, дефисные и раздельные написания» на 1 час, «Написание строчных и прописных букв» на 1 час в связи с тем, что 2 часа выделено на итоговую контрольную работу и ее анализ.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

  1. Особенности письменного общения

2

  1. Орфография

30

2.1.Орфография как система правил правописания

2

2.2.Правописание морфем

18

Система правил, связанных с правописанием морфем.

1

Правописание корней.

6

1

Правописание приставок.

1

Правописание суффиксов.

6

1

Правописание окончаний

1

Орфографические правила, требующие различения морфем

3

2.3.Слитные, дефисные и раздельные написания

9

1

2.4.Написание строчных и прописных букв

1

  1. Контрольная работа  по итогам изученного в 10 классе. Анализ контрольной работы.

2

1

ИТОГО

34

4

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

№ п\п

Тип урока

Разделы, темы

Материал для повторения

Основные понятия

Тема по развитию речи

Домашнее задание

Подготовка к ЕГЭ

Дата

Корр.

Особенности письменного общения. (2 ч.)

С

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение– слушание; письмо  – чтение. Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания

Стили речи.

Говорение, слушание, письмо, чтение.

Стилистически ограниченная и нейтральная лексика, употребление.

Упр. 453-454, § 83

Индив. сообщ. «Возникновение и развитие письма как средства общения».

04.09

С

Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Графика, средства письма (буквы, знаки препинания, дефис, пробел).

Формы письменных высказываний: письмо, записка, деловая бумага, рецензия, статья, репортаж, сочинение и др.

Типы сочинений (эссе, рецензия, письмо и др.)

заполнить табл. В тетр.

Упр. 457

11.09

Орфография. (32 ч.)

Орфография как система правил правописания. (2 ч.)

Н

Орфография как раздел русского правописания.Некоторые сведенияиз истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.

Роль орфографии в письменной речи,  её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфография, орфограмма.

План, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Информационная переработка текста: составл. таблиц, схем и др.

Состав.табл. «Принципы орфографии»

Упр. 93

18.09

Н

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Слитные, дефисные, раздельные написания.

Морфема, пробел, строчная и прописная буквы.

Устное объяснение употребления орфограмм.

Выуч. по тетр.

Упр.

25.09

Правописание морфем. (18 ч.)

КУ

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Опознавательные признаки орфограмм

Морфема

Корень, ударение, однокоренное слово, форма слова.

Морфематический принцип написания

Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 7, Упр. 22, 23

А 14

02.10

Правописание корней (6 ч.)

КУ

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Лексическое значение слова

Однокоренные слова

Морфемный разбор слова

Корень, ударение, однокоренное слово, форма слова.

Устное объяснение употребления орфограмм.

Толкование лексического значения слова

§ 8,9, упр. 19-21

§ 12 упр. 44

А 14

09.10

КУ

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Фонетический разбор

Морфемный разбор

Фонетический принцип написания

Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 24, упр. 85

А 15

16.10

З

Правописание корней с чередованием гласных, корни с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Группы корней с черед. гласных: 1) –кас- -кос-, -лаг- -лож-, -бир- -бер-, -тир- -тер-, -стел- -стил- и др. (завис. от последующ. гл.);2) –раст(щ)- - -рос- , -скак- - -скоч- (зависимость от последующего согласного);  3) –гар- -гор-, -твар- -твор-,

 -клан--клон-, -зар- -зор- (завис. от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Чередующиеся гласные.

Полногласие и неполногласие

Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 10, упр. 24- 33

А 14

23.10

С

Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 10, упр. 35- 38

А 14

30.10

КУ

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

Чередование согласных в корне (доска – дощатый, очки – очечник) парные согласные, опознавательные признаки орфограммы.

Глухой и звонкий согласные, озвончение, оглушение, слабая и сильная позиции звуков.

§ 13-15, упр. 46, 51

§ 40. Упр. 159

13.11

К

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и др.).

Контрольный словарный диктант «Правописание корней»

слитное написание слов с элементами авиа-, агро-, теле-, аудио- и др., написание слов в элементами суб-, транс-, ад-, контр-, экс- и др.

Иноязычные словообразовательные элементы.

Сообщение «Роль иноязычных словообразовательных элементов в русском языке».

Упр. 112, 175

А 14, А 19

20.11

Правописание приставок  (1 ч.)

С

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.

1) приставки на з / с – фонетич. принцип; 2)  остальные приставки (русские и иноязычные по происх.) – морфологич. принцип написания. Роль смысл. анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Состав слова, морфема, приставка, приставочный способ словообразования.

Сообщ. «Синонимия приставок».

Составл. табл. «Правописание приставок».

Толкование лексич. значения слов.

§ 22, 23, упр. 78, 84

А 15

27.11

Правописание суффиксов (6 ч.)

КУ

Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно – словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имён существительных и их написание.

Типичные суффиксы имён существительных:

 - арь, -тель-, -ник, -изн (а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Состав слова, морфема, суффикс, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования слов

Устное сочинение «Роль в речи эмоционально и экспрессивно окрашенных суффиксов».

Устное объяснение употр. орфограмм.

§ 37, упр. 139, 140

А 17

04.12

З

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Суффиксы прилагательных: -оват- (-еват-), -евит- , -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; -к- и –ск-

Степени сравнения прилагательных и наречий

Состав слова, морфема, суффикс, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования слов

Сообщение «Суффиксация в народно-поэтической речи».

Устн. объяснение употребления орфограмм.

§ 40, упр. 151. 156

А 17, А 3

11.12

КУ

Типичные суффиксы глагола и их написание.

Суффиксы глагола: - и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить);

-ться и -тся в глаголах.

Состав слова, морфема, суффикс, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования слов

Устное объяснение употребления орфограмм.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

С. 127, 132 упр. 210, 216

А 17

18.12

КУ

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия.

Выбор суффикса прич. наст.врем. в зависимости от спряжения гл. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прош. врем. (посеять – посеявший – посеянный).

Состав слова, морфема, суффикс, суффиксальный способ образования слов

Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 53, упр. 229

А 16

25.12

КУ

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Отглагольные и отыменные прилагательные

Страдат. причастия

Состав слова, морфема, суффикс, суффиксальный способ образования слов

Устное объяснение употребления орфограмм.

§ 40, упр. 159, с. 143, 145. Упр. 235

А 13

15.01

К

Контрольная работа «Правописание корней, приставок и суффиксов».

Упр. 241

22.01

Правописание окончаний (1ч.)

КУ

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.Правописание окончаний.

-е- - -и- в именах существительных, падежные окончания прилагательных, причастий,  личные окончания глаголов.

Форма слова, падеж существительного и прилагательного, время, число, лицо глагола.

Устное объяснение употребления орфограмм.

Упр. 129, 146, 209,

А 16

29.01

Орфографические правила, требующие различения морфем (3 ч.)

КУ

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма.

о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.

Морфемно-словообразовательная модель слова.

Устный орфографический анализ

§ 11, упр. 45

§ 21, упр. 73, § 25, 26, упр. 90, 92

А 15

05.02

КУ

Правописание согласных на стыке морфем; написание внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Правопис. согл. на стыке морфем (матросский, петроградский); сочет.чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употр.ь для обознач. мягкости согл внутри морфемы и на стыке морфем.

Грамм.признаки частей речи.Приём поморфемной записи слов (рас-чёс-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Устное объяснение употребления орфограмм.  

Упр. в тетради

12.02

КУ

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Использование словарей для объяснения написания слов.

Части речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, частица).

Орфографические, морфемные и словообразовательные словари. Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Приём поморфемной записи слов.

Сообщение о роли словарей различных типов при объяснении написания слов.

Выуч. табл.

Упр. 213, 245,

19.02

Слитные, дефисные и раздельные написания (9 ч.)

С

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Слитное, дефисное написание существительных и прилагательных, наречий.

Служебное слово, морфема.

Устный анализ слова при выборе верного написания.

Упр. 251

А 19

26.02

З

Выбор слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

НЕ с глаголами, существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями.

Части речи.

Работа с  алгоритмом «Выбор слитного и раздельного написания НЕ с разными ч. речи».

С. 183 Упр. 283 выуч. табл., упр. 282

А 18

05.03

З

Различение приставки НИ- и слова НИ.

Правописание частей речи с НИ.

Части речи (местоимение, наречие, частица, повторяющийся союз).

Составл. предлож. с омонимичными выражениями  «Не один» и «Ни один», «Не раз» и «Ни разу» и т.п.

С 183,.193, упр. 285

А 18

12.03

З

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка  о происхождении некоторых наречий.

Правопис. наречий. Отличие наречий от других частей речи

Части речи

Омонимия частей речи (омоформы)

Работа со словарём «Слитно или раздельно?».

Состав.предлож. с омонимичными частями речи

§ 56  

Упр. 254, 256

А 19

19.03

З

Написание производных предлогов.

В течение, в продолжение, вследствие и др.

Производный и непроизводный предлоги.

Составление предложений с омонимичными частями речи «в течение» и «в течении» и т.п.

§ 57, упр. 264, 265

А 19

02.04

З

Отличие союзов от созвучных сочетаний слов.

Также и так же, тоже и то же, чтобы и что бы и т.п.; вследствие того что, ввиду того что, из-за того что и т.п.

Подчинительный составной  союз. Сложноподчиненное предложение.

Состав.предлож. с омонимичными частями речи «тоже» и «то же», «также» и «так же» и т.п.

§ 58 упр.267, 268

А 19

09.04

КУ

Образование и написание сложных слов.

Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных.

Сложение как способ словообразования.

Работа со словарём «Слитно или раздельно?».

§ 42-43, упр. 172, 173, 177

А 19

16.04

З

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Дефисное и раздельное написание частиц (бы, ли, же,

-ка, -тка).

Знаменательные и служебные части речи. Дефис, пробел, слитное написание

Сообщ. «Употр. частиц, стилист.ф-ции некоторых частиц». Раб.со словарём «Слитно или раздельно?».

§ 60, упр.271

А 19

23.04

К

Контрольная работа  «Слитные, раздельные и дефисные написания»

Упр. 287

30.04

Написание строчных и прописных букв (1 ч.)

КУ

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Правописание имен собственных, составных наименований.

Имя собственное, собственное наименование.

Устн. объяснение написания орфограмм.Раб.со словарём «Строчная или прописная?».

§ 16, упр. 58

07.05

К

Контрольная работа  по итогам изученного в 10 классе.

Упр. 291

14.05

З

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Орфографический анализ текста.

Орфограмма, опознав.признаки орфограмм, смыслоразлич. функция орфограмм.

Устное объяснение написания орфограмм.

Индивид.задания по итогам к.р.

21.05

*Условные обозначения для типов уроков(используется типология уроков по дидактической цели, также выделяется урок развития речи как отражающий специфику предмета)Н - урок ознакомления с новым материалом

С - урок обобщения и систематизации знанийП - урок применения знаний и умений

З - урок повторения и закрепления изученногоК - урок контроля и оценки знаний и умений

КУ - комбинированный урокР – урок развития речи


Требования к уровню подготовки выпускников

учащихся 10 класса по русскому правописанию (орфографии)

ученик должен                                          

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского народа;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:        

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
  • аудирование и чтение:использовать основные виды чтения; извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • говорение и письмо;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения;
  • использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

орфография:

  • знать принципы русской орфографии;
  • различать виды орфограмм;
  • находить орфограммы на основе звуко-буквенного, морфемного анализа слова;
  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;
  •  различать морфемы в слове и их значение;
  • пользоваться орфографическими, морфемными и словообразовательными словарямидля объяснения правильного написания слов.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Словарный диктантв 10 классе должен содержать не менее 40 слов.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 80 – 100 %;

«4» - 65 – 79 %;

«3» - 50 – 64 %;

«2»- менее 50 %.


Учебно-методическое обеспечение

Учебник Русский язык. Сборник правил и упражнений / Д.Э. Розенталь. – М.: Эксмо, 2012.

Методическая литература:

  1. Божко Н.М. Русский язык. 10-11 классы. Трудные вопросы орфографии.  – В.: 2011. - 207 с.  

  2. Диктанты и изложения по русскому языку. 10-11 классы. Куманяева А.Е., Потапова Г.Н.  М.: 2012. - 192 с.
  3. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Синтаксис и пунктуация. 10-11 классы. Грибанская Е.Э.  2-е изд., стер. - М.: 2009. - 256 с.
  4. Русский язык. 10-11 классы. 52 диагностических варианта. Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. - М.: 2012. - 112 с.
  5. Русский язык. 10-11классы. Контрольные работы. Комплексные задания.  Цветкова Г.В. - 2010. - 186 с.

Дидактическая литература:

  1. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2004.
  2. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985.
  3. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык: Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – М.: Неолит, Большая Медведица, 2002.
  4. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П. Орфография. – Ростов на/Д.: Феникс, 2004. - 128 с. (Серия: Стань грамотным! )
  5. Нарушевич А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10—11 классы.
  6. Загоровская О. В., Григоренко О. В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Часть А. Часть В. Часть С. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.  - М.: Эксмо, 2007. - 480с.
  8. Справочник-практикум по русскому языку. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. - М.: 2005. - 384 с
  9. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.  Розенталь Д.Э, Джанджакова Е.В, Кабанова Н.П.    -  М.: ЧеРо, 1998. - 400 с..

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Все образование Интернета ( http://all.edu.ru/)
  2. Газета «Первое сентября» (http://www.1september.ru/ru/)
  3. Дистанционная поддержка учителей-словесников (http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm )
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
  5. Теория и практика русской орфографии и пунктуации (http://www.mediaterra.ru/ruslang/)
  6. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
  7. Русские словари. Служба русского языка( http://www.slovari.ru/lang/ru/)
  8. Яндекс словари (slovari.yandex.ru/)
  9. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
  10. Справочно-информационный портал «Грамота.Ру» (gramota.ru/)
  11. Сайт «Экзамен.Ру» (www.examen.ru/add/gia/gia-po-russkomu-jazyku)
  12. Портал «4ЕГЭ» (4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/)
  13. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
  14. Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
  15. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
  16. Культура письменной речи   (www.gramma.ru)
  17. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru
  18. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
  19. Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/
  20. Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
  21. Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
  22. Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
  23. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
  24. Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
  25. Русское слово http://www.rusword.com.ua
  26. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
  27. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
  28. Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
  29. Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
  30. Образовательные ресурсы интернета (учебники, методическая, дидактическая литература, справочники) http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 6 класс по УМК Львовой

пояснительная запискакалендарно-тематическое планированиепоурочное планированиеприложение контрольных работ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класса по УМК Львовой С.И.

Рабочая программа включает в себя все основные компоненты: пояснительную записку, тематическое планирование, перечень документов, реализующих содержание программы, график контрольных работ и т.д....

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс.

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс. 6 класс. ...

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 6 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 6 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому правописанию.11 класс.Программа С.И. Львовой

Рабочая программа по русскому правописанию.11 класс.Программа С.И. Львовой...

рабочая программа по русскому языку 10 класс по программе Львовой С.И.

Программа по русскому языку для 10 класса составлена с учетом новых требований ФГОС, примерной образовательной программы  среднего общего образования, рекомендованной Координационным советом при ...